Важные новости
Простые записки о непростой археологии
23.03.2009 / Категория: Общество / Тема: Интервью
Передо мной сидит немолодой мужчина. Внешность его аристократична, в руках его трубка, набитая вишневым табаком. Вообще-то, раньше я думала, что археологи должны быть одеты в рабочую форму, перепачканную землей, в руках они непременно должны держать лопату и говорить исключительно о своих находках. Но, познакомившись с Олегом Яковлевичем Савелей, я открыла для себя мир археолога, состоящий, по сути, из простых, но дорогих сердцу вещей: земля, наука и безграничная любовь к делу. Об этом и рассказал наш герой.
Современный археолог
Сегодня археологи работают в совершенно иных условиях, чем 15-20 лет назад. Теперь компьютеры, сканеры, принтеры, ксероксы, цифровые камеры и т.п. доступны и обычны, карты и аэрокосмические снимки становятся и уже в общем стали нормальной рабочей документацией. Отображение маршрутов археологических разведок с помощью *PS на карте местности стало обязательным требованием. А ведь еще 20 лет назад с топографической картой для работы можно было познакомиться (и то только при наличии допуска) только в спецчасти. Упаси Бог появиться в той же Балаклаве с фотоаппаратом или клочком карты – заметут. Что, кстати, с Олегом Яковлевичем приключалось.
О ксерокопиях карт и материалов и говорить было нечего – копирование и размножение печатной и графической продукции находилось под строжайшим наблюдением. Олег Яковлевич говорит, что и сегодня, разумеется, существуют режимные объекты и территории, доступ к которым осуществляется строго по определенным требованиям. Оно и понятно, военные тайны в нашем городе были, есть и будут, ведь Севастополь – военная база флотов двух государств.
«Пришел, увидел, накопал»
По признанию нашего героя, найти и раскопать – это 10-15% потраченных времени и сил. Наибольшая же сложность состоит в том, чтобы осмыслить и интерпретировать раскопанное - вот самый трудоемкий этап в работе ученого.
На рубеже ХХ-ХХI веков археологи Национального заповедника «Херсонес Таврический» и Варшавского университета под руководством Олега Савели и профессора Тадеуша Сарновского исследовали памятники римского военного присутствия в пространстве Херсонеса Таврического. Одним из замечательных событий стало то, что к двум памятникам, известным с XIX века, - цитадели Херсонеса и крепости Харакс на мысе Ай-Тодор – археологи добавили еще три на территории Севастополя.
«Они серьезно перекраивают наше представление о масштабах и характере римского военного присутствия в Таврике во II-III веках н.э. В итоге был найден и единственный и лучше всего сохранившийся в Восточной Европе храм римско-фригийского божества Баала - Юпитера, – рассказывает Олег Яковлевич. – На сегодняшний день идут охранные раскопки поселения близ Инкермана, в котором открыты остатки кузнечных горнов, предметов, свидетельствующих о самом раннем железодельном производстве в Северном Причерноморье. На данный момент они датированы IX веком до н.э.»
Самое интересное, что материалы последних раскопок свидетельствуют о необычайно широких и тесных культурных связях жителей этого поселения с населением лесостепи, современной Молдавии, Северного Кавказа. Все это говорит о существовании единого культурного мира этих народов. Тут уж поле непаханое для научных открытий!
Севастополь – это не Клондайк
«Сегодня земля – это товар, - говорит Олег Яковлевич, рассказывая о современном Севастополе, - город стремительно меняется, застраивается, но не все в этом процессе продумано. Некоторые архитекторы любят говорить, что Севастополь – это настоящий Клондайк. Но в каком значении? Когда там, в Клондайке, только отрыли золотую жилу, моментально понаехали золотоискатели, завертелись деньги, понастроили и кабаки, и театры. Но жила иссякла… И что? Нагадили, бросили. От былого великолепия не осталось и мишуры, и до сих пор этот Клондайк догнивает. Таким Клондайком мы хотим видеть наш Севастополь?»
Вот и торчат то тут, то там недострои на бесценных землях. Конечно, понятно, что сегодня и земля капитализируется, но, как говорит Олег Яковлевич, надо и Бога помнить, господа. Профессионально подходить к своему делу.
50 лет стажа – не предел
В Севастополь Олега Яковлевича родители привезли в 1940-м году, ему было тогда всего два месяца. Вскоре началась война, и отец эвакуировал семью на Кавказ. После освобождения Крыма, как вспоминает наш герой, «мама с мешочком соли, двумя дочками и мной под мышкой, и нитками мулине, на перекладных и пешком добиралась до Севастополя». В 1945 году семья окончательно обосновалась в городе-герое. Олег Яковлевич признается, что в том же 45-м собирался жениться. Девочке Катеньке было тогда 4 года, а юному жениху – аж целых 5 лет! Вдвоем они отправились в ЗАГС, всерьез надеясь пожениться. На улице было очень холодно, ребята крепко замерзли и простудились. Любовь, как крымский снег, оказалась недолговечной и растаяла с первыми весенними лучами солнца.
Учеба будущего ученого складывалась традиционно – в Московском университете на историческом факультете. За время работы он освоил разные формы музейной деятельности, от реставратора и заведующего реставрационными лабораториями до заместителя генерального директора заповедника.
«Лопаты лопатами, но не все так просто в археологии, - подумала я, - особенно, если отдал любимому делу 50 лет своей жизни, как наш герой».
ОЛЬГА СМИКУЛИС
Похожие новости
- 09.03.2009 • Год спустя. Что изменилось?
- 25.02.2009 • В Севастопольском художественном музее открылась персональная выставка Елены Вильчуковой (фото)
- 02.02.2009 • Анекдоты номера 232
- 31.01.2009 • Пенсионерка из Севастополя вырастила дома килограммовый лимон