Важные новости
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
28.07.2023 / Категория: Общество
Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» в Севастополе, архивное фото
Спутниковые снимки зафиксировали попытку маскировки фрегата «Адмирал Эссен» Черноморского флота России, утверждают международные эксперты. Как россияне используют на флоте камуфляж и поможет ли это обмануть операторов украинских дронов?
«ВМФ России пытается замаскировать свой самый мощный военный корабль в Черном море» («Russian Navy Attempts To Disguise Its Most Powerful Warship In Black Sea») – статья под таким названием вышла на англоязычном сайте Naval News.
Военный аналитик и расследователь, публикующий свои материалы под псевдонимом H I Sutton, пишет, что один из двух находящихся в Черном море российских фрегатов проекта 11356Р «Адмирал Эссен» «получил радикально новую окраску». По его словам, спутниковые снимки подтверждают, что нос и корма российского фрегата были закрашены. «Темная краска, нанесенная поверх однородной серой схемы, призвана обмануть зрителя», – предполагает Саттон.
По мнению эксперта, попытка нанесения маскировки, вероятно, является ответом на угрозу морских беспилотников ВМС Украины.
Полупогружные дроны используют камеры для идентификации цели. «Возможно, эта схема камуфляжа предназначена для того, чтобы сбить с толку операторов беспилотников, чтобы они приняли корабль за менее ценную цель», – пишет эксперт.
Спутниковые снимки Planet были опубликованы 21 июня в Твиттере MT Anderson. После публикации первых четких снимков в Севастополе 19 июня тот же корабль появился в российском Новороссийске. В публикации Naval News высказывается уверенность в том, что нос и корма корабля были закрашены. Вместе с другими источниками, с которыми ознакомились Naval News, это подтверждает, что темная окраска – это новая схема окраски, а не просто игра света, пишут авторы статьи.
«Адмирал Эссен» (бортовой номер 490) – фрегат проекта 11356Р, состоящий на вооружении Черноморского флота России. Этот корабль может нести до восьми крылатых ракет «Калибр», которыми Россия наносит удары по Украине.
«Кроме оптики есть другие средства обнаружения»
Российские военные корабли все чаще становятся мишенями для морских дронов в Черном море. В июне был атакован разведывательный корабль РФ «Приазовье», в мае – российский разведывательный корабль «Иван Хурс». Есть ли прямая связь между последними атаками и попыткой камуфлирования российских кораблей, не известно.
Руководитель проектов по безопасности Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Павел Лакийчук в комментарии Крым.Реалии сообщил, что подобный тип камуфляжа применяется с целью изменить визуальные контуры корабля, чтобы по силуэту нельзя было определить его тип.
«В чем суть камуфляжа: чтобы контуры техники не были четкими, чтобы нельзя было разглядеть силуэт. Подобный тип окрашивания коррелирует с таким подходом. Насколько он будет эффективным – сказать трудно. Но не думаю, что это им как-то поможет. Все зависит от оптики, которую используют операторы дронов. Будут ли совершенствовать этот камуфляж, мы увидим со временем», – отметил эксперт.
Павел Лакийчук добавил, что похожий тип окрашивания, при котором часть корпуса – черного цвета, применяется на российских малых ракетных и малых противокорабельных кораблях. Однако там это делают из практических соображений, чтобы закопченные от подводного выхлопа борта не бросались в глаза. В целом, по словам эксперта, на российском флоте придерживаются «достаточно традиционных взглядов при покраске кораблей».
«После Второй мировой войны на большинстве флотов пришли к тому, что шаровый окрас (различные оттенки серого цвета, используемые при окрашивании военных кораблей в СССР – ред.) является лучшим камуфляжем в море. В зависимости от того, какой цвет воды, на юге или на севере, шаровый цвет может отличаться. На российском флоте, к слову, корабли Черноморского флота были светлее, чем корабли Балтийского или Северного флота. По оттенку можно отличить корабль даже после того, как закрасят его бортовые номера: видно, «черноморцы» эти или пришлые», – рассказал он.
Отвечая на вопрос Крым.Реалии, может ли подобная маскировка, применявшаяся на флоте еще в прошлом столетии, помочь во время современной технологической войны, Павел Лакийчук отвечает: все зависит от того, какие ставятся цели.
«Кто-то допускает, что таким образом россияне защищаются от морских дронов ВСУ. Как известно, на дронах есть оптическая камера, которая снимает те ролики, которые все мы смотрим, когда топят российские корабли. Россияне, видимо, решили, что с помощью этой камеры осуществляется обнаружение их кораблей оператором дрона и таким образом наносится поражающий удар. Но нужно понимать, что кроме оптики (действительно, это прошлый век), основные средства обнаружения – это инфракрасный, радиолокационный, акустический», – отметил эксперт.
Лакийчук подчеркнул: подобный камуфляж лишь частично может защитить корабль от обнаружения и идентификации, и против большинства современных средств обнаружения он не сработает. Не поможет камуфляж и при ракетной атаке, отметил эксперт.
«Как именно украинские операторы дроном работают, какая камера является основной, какие есть комбинации средств обнаружения – никому этого знать не нужно. Посмотрим, как в дальнейшем ВСУ с помощью дронов будут поражать российские корабли. А что касается ракет – «Гарпунов», «Нептунов» – то подобный камуфляж – это совсем смешная попытка от них спрятаться», – подчеркнул Лакийчук.
История маскировки военных кораблей
Тактическую маскировку во время Первой мировой войны применяли флоты Англии, Франции и Североамериканских Соединенных Штатов, когда пытались защитить свои корабли от новой немецкой разработки – подводной лодки. Принципиально новый метод разработал британский офицер военно-морского флота и художник Норман Вилкинсон. Он предложил превратить окрас из маскировочного стиля в «ослепляющую раскраску». Вместо того, чтобы скрывать судно, используя схожие с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы. Искажающий камуфляж назвали Razzle Dazzle («путаница»): раскраска корабля должна была деформировать его силуэт или имитировать иной объект наблюдения.
Поскольку характерные признаки силуэта корабля определяются его типом, очертаниями корпуса, расположением труб, мачт и надстроек, камуфляж был призван нарушить эти признаки посредством видимого изменения очертаний и рельефа поверхности корабля. Торговый флот США начал применять «ослепляющий камуфляж», начиная с марта 1918 года. До окончания войны успели окрасить 1256 кораблей.
Во время Второй мировой тоже применялся «морской камуфляж». Например, немецкий линкор Bismarck имел нос и корму, окрашенные в темный цвет, – примерно так, как на фото со спутника российского «Адмирала Эссена». На «Бисмарк» была нанесена даже фальшивая носовая волна и кильватерный след.
С началом Второй мировой войны стали применяться сложные схемы окрашивания. В этот период, помимо уже классической шаровой окраски, на советских кораблях использовались различные схемы камуфляжа. На Черноморском флоте наряду с масляными красками использовалась так называемая серебрянка – краска на основе алюминиевой пудры. Она отражала цвет воды, и покрытые ею участки меняли оттенки в зависимости от погоды и освещения. Несколько кораблей ЧФ получили схему окраски с «растушевкой» – плавным переходом от темного тона к светлому.
После Второй мировой войны камуфлирование военных кораблей постепенно сошло на нет. Причиной тому было развитие радиолокационной техники и радиотехнической разведки, которые при совместном использовании на большом расстоянии могли определять местонахождение корабля, а также его тип.
На Черноморском флоте камуфлированную окраску носили лишь малые ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум». В этом случае тактическая маскировка обусловлена особенностями применения кораблей – они предназначены, в частности, для уничтожения боевых кораблей и средств транспорта противника в прибрежных районах и обеспечения прикрытия быстроходных десантных соединений, а также в районах высадки морских десантов.
На Западе в последнее время на боевых кораблях и катерах, в том числе на боевых катерах прибрежной зоны, вновь замечается появление различных камуфляжей.
На патрульных катерах проекта 03160 «Раптор» ЧФ РФ камуфляж в виде серых, коричневых и белых полос похож на «сухопутный». У малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» и у патрульных кораблей проекта 22160 типа «Василий Быков» нижняя часть бортов кормы окрашена в черный цвет, а надстройка и верхняя часть бортов имеет более светлый окрас.
Российские противодиверсионные катера проекта 21980 имеют более темную корму, что создает оптический эффект и делает их профиль похожим на частную яхту.
В России 11 июня сообщили об атаке на разведывательный корабль Черноморского флота РФ «Приазовье» в Черном море, в 300 километрах от Севастополя. Минобороны России утверждает, что «около 1:30 ночи корабль отразил атаку шести морских беспилотников».
Ранее появились сообщения, что разведывательный корабль РФ «Иван Хурс» был атакован морскими дронами. Позднее пресс-служба российского ведомства продемонстрировала видео предположительной атаки на российский корабль. После этого в ряде украинских и российских телеграм-каналах появилось видео, на котором предположительно запечатлена атака морского БПЛА на российский разведывательный корабль «Иван Хурс» в Черном море.
Похожие новости
- 27.11.2022 • После атаки дронов на Севастополь российские корабли выходят в море только в сопровождении катеров
- 28.04.2022 • В Черном море сейчас находятся около 20 кораблей ЧФ – британская разведка
- 04.04.2022 • Под Одессой подбит фрегат «Адмирал Эссен»?
- 31.03.2022 • Появились спутниковые снимки потопленного в Бердянске БДК «Саратов» (фото)