Важные новости

«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?

16.09.2023  /  Категория: Общество  /  Тема: Интервью

руководитель прокуратуры АР Крым и Севастополя Игорь Поночовный

Российские и подконтрольные РФ медиаплощадки в оккупированном Крыму сообщают, что в планах украинского правительства, после получения контроля над полуостровом, наказать значительное количество крымчан. В заголовках называют цифры от 200 тысяч до 1,5 миллионов человек. Якобы уголовное преследование ожидает и учителей, и врачей, и предпринимателей, и всех, кто получил российский паспорт. Так ли это на самом деле, кого украинское законодательство считает коллаборантом и что после освобождения Крыма ждет крымчан, которые сотрудничали с российскими органами власти?

Об том в эфире Радио Крым.Реалии ведущий Сергей Мокрушин говорил с руководителем прокуратуры АР Крым и Севастополя Игорем Поночовным и аналитиком Украинского Хельсинкского союза по правам человека Владиславом Мирошниченко.

В редакцию Крым.Реалии пришло письмо на электронную почту, его автор попросил не разглашать его имя. Крымчанин рассказывает о сыне, который в 2017 году поступил в филиал Краснодарского университета МВД в оккупированном Симферополе. Цитата:

«Я, конечно, этого не желал, но таково было решение моего сына, поэтому я не отказывал и не препятствовал ему. В 2022 году он закончил обучение и был распределен по месту прописки на работу в один из отделов МВД в течение трех лет. Поскольку, если он не отработает, мы будем вынуждены возместить расходы на 5 лет обучения».

Далее автор пишет, что из публикаций украинских медиа он понял, что «все жители (Крыма), хоть как-то пересекавшиеся или работавшие в оккупационных администрациях или силовых структурах, по определению предатели или коллаборанты».

В этом конкретном случае есть признаки коллаборационной деятельности, считает руководитель прокуратуры АР Крым и Севастополя Игорь Поночовный. Из письма становится ясно, что молодой человек поступил в российский университет МВД, зная, что ему придется работать в правоохранительных органах страны-оккупанта, и как следствие, речь идет о добровольном согласии занять там определенную должность, говорит прокурор Крыма.

«Во-первых, после того как эти люди начали работать в оккупационных правоохранительных органах они уже не курсанты, а сотрудники правоохранительных оккупационных органов. В соответствии со ст.111 прим.1 Уголовного Кодекса Украины (добровольное занятие гражданином Украины должностей в незаконных правоохранительных и судебных органах на оккупированной территории) – коллаборационизм», – объяснил Игорь Поночовный.

За коллаборационизм, как состоявшийся факт в этом случае, предусмотрена ответственность, говорит Поночовный. А вот ее степень будет зависеть от действий вероятного обвиняемого.

Исправить уже ничего нельзя

Игорь Поночовный

«Человек добровольно устроился в оккупационные правоохранительные органы, поэтому исправить уже ничего нельзя. Единственное, можно путем признания вины и искреннего раскаяния, содействия расследованию преступления смягчить свою ответственность перед законом. Но факт вступления в правоохранительные органы есть и его уже никуда не деть», – заявил прокурор.

Значительная криминализация коллаборационной деятельности в украинском уголовном кодексе произошла уже во время российского полномасштабного вторжения. Весной прошлого года Верховная Рада Украины приняла два закона о коллаборационизме: один об ответственности за сотрудничество с оккупационными властями, другой – с изменениями в Уголовный Кодекс. Законодатели дополнили его отдельной статьей о коллаборационной деятельности.

Действия этих статей не распространяются на события, которые произошли до 2022 года, поскольку закон об уголовной ответственности в Украине не имеет обратного действия, отмечает Игорь Поночовный.

«В этом случае под понятие коллаборационизм могут попасть только те, кто совершил действия, предусмотренные соответствующей статьей после апреля 2022 года. По поводу того, что оккупационная власть запугивает крымчан уголовной ответственностью, то могу сказать уверенно, что Украина перед собой не ставит такого задания – максимально посадить всех в тюрьму. Сейчас активно оговариваются вопросы по поводу реинтеграционных процессов, возможных амнистий, освобождения от уголовной ответственности, замена уголовной ответственности другой ответственностью и т.д.», – говорит Поночовный.

Эти изменения в законодательстве не учитывали длительную оккупацию Крыма. Тем не менее, все кто нарушал законы Украины на оккупированном полуострове будут привлечены к ответственности, уверен Игорь Поночовный. К ним относятся те, кто сотрудничал с оккупационной властью, вел бизнес напрямую с оккупационными правоохранительными органами, оккупационными администрациями, вооруженными силами РФ. Они однозначно попадают под уголовную ответственность, заявил Поночовный.

Мы для себя выработали приоритеты

Игорь Поночовный

«Тут не идет речь о формальной уплате налогов или получения разрешения на размещение торговых точек. По нашему мнению, это не является сотрудничеством с оккупационной властью – это обеспечение гражданского населения на оккупированной территории, возможностью жить, существовать, зарабатывать себе на жизнь… Мы для себя выработали приоритеты – кем мы занимаемся по поводу коллаборационной деятельности, а кого из-за малозначимости, без общественно опасных последствий в их действиях, хотя они формально содержат признаки коллаборационизма, оставляем без внимания», – объяснил прокурор Крыма.

Большая ошибка говорить о коллаборантах категорийно. Мол, определенная категория должностей, предприятий, учреждений относится к коллаборантам, другие нет. Каждый случай нужно оценивать с точки зрения наличия или отсутствия в действиях того или другого человека состава преступления, говорит Игорь Поночовный.

«Уголовная ответственность в Украине – индивидуальная. Каждый учитель, завуч, директор школы, руководитель районного управления образования, министерства образования и так далее, будут нести ответственность исключительно за те действия, которые они совершили», – говорит прокурор.

«Если тот или иной учитель в учреждении образования занимается пропагандой с целью содействия вооруженной агрессии против Украины или с целью других действий предусмотренных этой статьей – это однозначно расценивается как коллаборационная деятельность. Если учитель, работая в школе не занимается такой пропагандой, то есть его действия не содержат признаков, которые предусмотрены частью 3-й статьи 111-1, то речь о коллаборационной деятельности идти не должна», – считает Поночовный.

Заявления о поголовной ответственности всех в Крыму, звучащие также в украинских СМИ и в заявлениях украинских общественных деятелей, ничего кроме вреда реинтеграционным процессам в Криму не несут, заявил Поночовный. Тем более безосновательны публикации в российских и подконтрольных россии СМИ о том, что в Крыму накажут всех поголовно.

Работы будет много

Игорь Поночовный

«Мы не можем дистанционно, без доступа к территории, без доступа к Крыму оценить уровень преступности, измерить уголовную ситуацию в Крыму и сказать, что в Крыму там 5 тысяч, 10 тысяч, 200 тысяч, 1,5 миллиона коллаборантов и госизменников. Это не реально сделать. Этого не сделает ни один эксперт, специалист в отрасли криминологии. Действительно, работы будет много, действительно коллаборантов и государственных изменников в Крыму много. Часть из них мы задокументировали, часть из них уже имеет приговоры, относительно части из них расследования продолжаются. Еще будет больше, когда мы освободим Крым и начнем работать непосредственно в Крыму. Но сказать точную цифру, что 1,5 миллиона крымчан сядут в тюрьму за то или иное преступление – это абсурдные заявления, которые, я еще раз повторюсь, несут только вред для реинтеграции Крыма и никакой пользы не принесут», – заявил Игорь Поночовный.

Это же касается и страшилок на российских медиаплощадках о том, что в Крыму будут судить всех, кто получил российский паспорт.

«Сажать можно только за те действия, которые предусмотрены Уголовным Кодексом Украины. В Уголовном Кодексе ответственности за наличие российского паспорта нет, поэтому речь о том, чтобы сажать за российский не идет», – сообщил Игорь Поночовный.

Все документы, выданные российской властью на оккупированной территории, не имеют юридической силы и не создают никаких юридических последствий. Более того, получение российского паспорта жителями оккупированных территорий – вынужденная мера, объяснил прокурор.

«Получение российских паспортов на оккупированной территории – это один из способов для гражданского населения обеспечить себе нормальные условия проживания. Без российского паспорта в Крыму они бы не учились, не работали, не лечились и в принципе, могли бы находится в Крыму только 90 дней. Поэтому наказывать своих граждан за то, что они были поставлены в такие условия, в которых они вынуждены были получить российский паспорт для того чтобы выживать – это неправильно и это лишь очередная страшилка от оккупантов», – заявил прокурор Крыма.

Определение коллаборации в украинском законодательстве очень широкое и под его действие может попасть любой человек на временно оккупированных территориях, считает аналитик Хельсинкского союза по правам человека Владислав Мирошниченко. Но, эти нормы действуют уже больше года и практика показывает, что правоохранительная система Украины не применяет их массово.

«Единственный предохранитель сейчас – это добропорядочность и эффективная деятельность правоохранительных органов и судов. Как мы уже сказали, само законодательство имеет настолько широкое определения, что формально, теоретически, можно привлечь кого угодно. Но как показывает практика, и мы это видим из заявлений прокуратуры АР Крым и Севастополя, что большинство крымчан привлекаться за коллаборацию не будут», – рассказал Владислав Мирошниченко.

На защиту интересов крымчан может встать Европейский суд по правам человека, говорит правозащитник. Он объясняет – определение коллаборационизма в украинском законодательстве очень широкое и не соответствует международному гуманитарному праву.

«Например, если приговоры за коллаборацию вынесли заочно, то это может быть нарушением права на справедливий суд. И человек осужденный за коллаборацию может спокойно обращаться в ЕСПЧ и с высокой вероятностью он в этом деле выиграет», – сообщил Владислав Мирошниченко.

По данным Министерства внутренних дел Украины с начала полномасштабного вторжения России в Украину правоохранители идентифицировали более 232 тысяч военных преступников и коллаборантов. По состоянию на 3 августа в информационной системе «Военный преступник» находятся данные о 232 131 человеке, из которых 3 267 подозреваются в коллаборационизме и предательстве Украины. При этом, как сообщает пресс-служба крымской прокуратуры, подозрение в коллаборационной деятельности получили 96 жителей полуострова, которые в той или иной форме сотрудничают с государством–оккупантом. На рассмотрение в суд направлено 48 обвинительных актов. А в целом, с марта 2022 года, когда статья 111-1 УК Украины (коллаборационная деятельность) вступила в силу, органы правопорядка автономии открыли 184 уголовных производства по указанной статье.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского
10:06 - 28.01.2023
«Условно прифронтовой город». Из Севастополя бегут инвесторы, число долгостроев только растет

Другие статьи