Важные новости
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
11.12.2023 / Категория: Экономика
В Севастополе в очередной раз заявляют, что в городе планируется организовать производство БПЛА, разработкой которых занимаются ученые местного университета. И даже читают по этой теме открытые лекции. Но никаких реальных действий по воплощению разработок не предпринимается.
Недавно на площадке Севастопольского госуниверситета Алексей Чуклин, директор НОЦ «МореАгроБиоТех», рассказал про перспективу развития авиационных беспилотников в Севастополе. На открытую лекцию пришли школьники и студенты.
Лектор заверил, что уже в 2024 году в Севастополе появятся научно-производственный центр беспилотных авиационных систем и производственный кластер, где будут сосредоточены все основные виды комплексной поддержки производства беспилотников.
«Забегая вперед, могу сказать, что мы в Севастополе запустим крупный НПЦ (научно-производственный центр – прим.). Различие между ними в структуре. Это будет не просто площадка, а центр с летно-испытательным комплексом для БПЛА, лабораторно-исследовательским комплексом, центром коллективного пользования», – рассказал директор «МореАгроБиоТех».
В июне президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития беспилотной авиации РФ до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В августе Минпромторг РФ подготовил федеральный проект развития российских БПЛА. В нем говорится о создании научно-производственных центров по всей стране.
В качестве опорного центра выбран индустриальный парк «Руднево» в Москве. Как предполагается, всего должно быть создано 48 центров. При этом планируется создание научно-производственных центров двух типов – малые НПЦ и крупные НПЦ – их будет 12.
«В рамках формирования национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем на период до 2030 года: предусмотреть создание (в том числе в Нижегородской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Томской, Тульской областях, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, а также в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Севастополе) сети работающих по принципу «одного окна» центров поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации беспилотных авиационных систем», – говорится в перечне поручений президента РФ.
Старая сказка
Стоит отметить, что уже более года севастопольские ученые и российские чиновники выдают одну и ту же информацию о планируемом производстве беспилотников в Севастополе. Она озвучивается на различных форумах, семинарах, во время выступлений и встреч или вот, как сейчас, во время лекции.
О разработке в Севастополе данных беспилотных летательных аппаратов заявляли еще осенью прошлого года.
«Грузовой беспилотник, в котором используются двигатели, ранее не применявшиеся в машинах такого типа, разрабатывают в научно-исследовательской лаборатории «Динамика полета и управления авиационных систем» СевГУ», – сообщали местные СМИ в сентябре 2022-го, рассказывая о БПЛА «Саранча-10».
«Технология винто-кольцевых двигателей известна, но на беспилотниках она еще нигде не применялась. На рынке таких беспилотников сейчас нет, в России – сто процентов. Здесь аэродинамическая компоновка, новая топология вообще», – пояснял научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Динамика полета и управления авиационных систем» СевГУ Павел Кузнецов.
Тогда отмечалось, что разработанный аппарат можно будет использовать в сельском хозяйстве и он будет востребован у фермеров. Предполагаемая грузоподъемность БПЛА составляет 50 килограммов.
Следующий выход на «большую сцену» БПЛА «Саранча-10» состоялся в июне нынешнего года на Петербургском международном экономическом форуме. Теперь в севастопольской делегации утверждали, что данное устройство «может быть использовано для доставки грузов, в сельском хозяйстве, на полях сражений». Особенно акцентировалось на возможности военного применения этой разработки.
Представлял БПЛА и отвечал на вопросы журналистов все тот же Алексей Чуклин, глава дирекции научной деятельности Севастопольского госуниверситета. «В них установлен винто-кольцевой двигатель, что позволяет увеличить подъемную силу, а также обеспечивает работу над морем, в горах и при сильном ветре, – отметил Чуклин. – Преимущество основано на повороте лопастей, как у вертолета. Это улучшает полетные качества».
В августе БПЛА «Саранча-10» представили уже на смотре-форуме по беспилотникам «Архипелаг-2023», который прошел в российском Новосибирске.
«Наша делегация ездила на «Архипелаг», мы защитили проект, нас заметили, поверили, и Севастополь попал в программу развития БПЛА. Из федерального бюджета будут выделены серьезные деньги. В скором времени мы получим финансирование и начнем работу. Мы должны четко понимать, что мы создаем, для чего мы это создаем и кому мы это продадим. Нужно создавать востребованный продукт», – рассказал Чуклин.
Двумя годами ранее, в ноябре 2021-го, сообщалось, что ученые СевГУ приступили к разработке искусственной иммунной системы (ИИС) для беспилотников, которая защитит их от угона и перехвата управления, ее построят на новом принципе «выработки иммунитета».
«Система предназначена для защиты беспилотного транспорта любого вида от информационных атак, попыток перехватить управление, угнать, причинить вред людям. В своем исследовании севастопольские ученые предложили новый подход к ИИС. Они считают, что антивирусную базу надо наращивать с опережением, заранее, еще до контакта с вирусом. Это позволит быстрее и проще ликвидировать угрозу», – информировала пресс-служба вуза.
В феврале 2022 года сообщалось, что эта же лаборатория СевГУ разработала беспилотный летательный аппарат в форме капли. «Это большая капля, которая является летающим крылом (крылья по бокам – для маневрирования) с высоким и качественным коэффициентом подъемной силы. Мы рассчитали его решением обратной задачи термодинамики», – рассказывал директор Института НТИ Сергей Дудников.
Отметим, что БПЛА в форме капли так и не был нигде представлен даже в виде прототипа или модели. Некоторые местные СМИ опубликовали картинку, более похожую на компьютерную графику, нежели на фото реального аппарата.
Кроме того, в феврале 2022 сообщалось, что Институт НТИ также работает над созданием тяжелых транспортных беспилотников и аэротакси. И что получен заказ на использование полетного контролера и микроволновые системы посадки посадочной станции для беспилотников. Также планировалась реализация проекта по построению автономных сетей беспилотного авиационного мониторинга с применением БВС вертикального взлета и посадки различных типов, базируемых на универсальных роботизированных платформах (УРП).
Ни об одном из этих проектов с того времени больше не упоминалось.
Создание впечатления кипучей деятельности?
В конце сентября российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что в Севастополе появится центр по созданию беспилотников: здесь будут проектировать, испытывать и производить беспилотные авиационные системы.
«Сейчас дроны необходимы не только на фронте. Их можно применять в сельском хозяйстве, кадастре, строительстве, топливном секторе, пожарной охране. Это прекрасный шанс для Севастополя занять нишу и стать лидером отрасли», – сказал он.
В августе Развожаев написал в своем Telegram-канале, что город защитил проект центра по производству беспилотников.
«Севастопольская команда успешно защитила проект по созданию научно-производственного центра «Севастополь» (региональный центр беспилотных авиационных систем). В настоящее время мы уже сформировали задел в Севастопольском государственном университете – у нас созданы лаборатория «Динамика полета БАС», специализированная кафедра, инжиниринговый центр, центр коллективного пользования, летно-испытательный ангар. Сформирована команда, разработано несколько опытных моделей БАС, которые мы презентовали на ПМЭФ», – сообщил он.
То есть, российский чиновник в очередной раз пересказывает одну и ту же информацию. Вместе с тем, данных о том, когда создаваемый в Севастополе центр получит государственное финансирование, пока нет.
Стоит отметить, что даже самое щедрое финансирование не решит главной проблемы этой отрасли – технологической отсталости России, ведь практически все комплектующие приходится закупать за рубежом.
Эксперты говорят, что разработать и спроектировать новые беспилотные аппараты российские и севастопольские ученые в состоянии, а вот воплотить новые идеи с помощью российских технологий невозможно – промышленность РФ отстает от технологически развитых стран уже не на годы, а на десятилетия.
Руководитель «Российской лиги дронов» и генеральный директор компании по производству беспилотников «RDR» Евгений Буфетчиков в интервью подконтрольному Москве севастопольскому изданию ForPost ранее назвал «технологическое отставание России от развитых стран» одной из острых проблем отрасли БПЛА.
«В России пока не могут создать свой полетный контроллер. У нас технологии еще не дошли до того, чтобы создавать микрочипы на основе 8-нм техпроцесса, мы строим минимум 180-нм. Наши контроллеры, по сравнению с иностранными, занимают очень много места и ни в один дрон просто не влезут», – заявил он.
А Алексей Чуклин рассказывал на лекции севастопольским студентам, что специалисты Инжинирингового центра СевГУ разработали полетный контроллер «СОКОЛ-360» для беспилотников. Он использует отечественную элементную базу, а это в перспективе позволит полностью отказаться от импортного программного обеспечения при производстве российских БПЛА.
«Полетный контроллер – это сердце беспилотников. И сейчас он выходит на уровень испытаний», – сообщил Чуклин.
Таким образом, в Севастополе только будут испытывать контроллер, разработанный по 180-нм технологии 10-15 летней давности.
Похожие новости
- 05.07.2023 • В Севастополе разрабатывают БПЛА для российских военных
- 25.03.2023 • В Севастополе снова заговорили о разработке российских морских дронов
- 07.03.2023 • «Крымские боевые беспилотники» – блеф или реальность?
- 07.11.2022 • Российский губернатор Севастополя решил создать армию морских дронов быстрее Зеленского