Важные новости
В Севастополе разрабатывают БПЛА для российских военных
05.07.2023 / Категория: Экономика
Беспилотник «Саранча-10», представленный на стенде Севастополя на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Санкт-Петербург, 14 июня 2023 года
Президент России Путин поручил создать в Севастополе центр поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации БПЛА – в соответствии с национальным проектом по развитию беспилотных авиационных систем на период до 2030 года. Ранее севастопольские ученые сообщали о разработке нескольких новых беспилотников, два из них уже представлены на Петербургском международном экономическом форуме.
Какие военные БПЛА уже есть на вооружении в России и в Украине, и с какой скоростью внедряются новые разработки, пишут Крым.Реалии.
В Севастополе создадут центр поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации беспилотных авиационных систем. Такое поручение дал президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба его администрации. Центр должны создать до 2030 года в рамках формирования нацпроекта по развитию беспилотников. Он будет работать по принципу одного окна.
Предполагается, что центры будут объединены в сеть. Владимир Путин поручил предусмотреть их создание также в Нижегородской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Томской и Тульской областях, Башкортостане, Татарстане, Москве и Санкт-Петербурге.
«В рамках формирования национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем на период до 2030 года: предусмотреть создание (в том числе в Нижегородской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Томской, Тульской областях, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, а также в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Севастополе) сети работающих по принципу «одного окна» центров поддержки проектирования, испытаний, производства и подготовки к сертификации беспилотных авиационных систем», – говорится в перечне поручений президента РФ.
«Предусмотреть мероприятия по развитию перспективных технологий, применяемых при проектировании, производстве, сертификации и эксплуатации беспилотных авиационных систем, и обеспечить финансирование этих мероприятий», – также говорится в перечне.
Путин ждет доклад до 15 июля.
«Разработано в Севастополе»
В первый день работы Петербургского международного экономического форума, 14 июня, делегация из Севастополя презентовала новые модели беспилотников широкого спектра действия.
Это БПЛА «Сарган» и «Саранча-10». Утверждается, что данные устройства «могут быть использованы для доставки грузов, в сельском хозяйстве, на полях сражений».
«В них установлен винто-кольцевой двигатель, что позволяет увеличить подъемную силу, а также обеспечивает работу над морем, в горах и при сильном ветре, – отметил глава дирекции научной деятельности Севастопольского госуниверситета (СевГУ) Алексей Чуклин. – Преимущество основано на повороте лопастей, как у вертолета. Это улучшает полетные качества».
О разработке в Севастополе данных беспилотных летательных аппаратов заявляли еще осенью прошлого года.
«Грузовой беспилотник, в котором используются двигатели, ранее не применявшиеся в машинах такого типа, разрабатывают в научно-исследовательской лаборатории «Динамика полета и управления авиационных систем» СевГУ», – сообщали местные СМИ в сентябре 2022-го.
«Технология винто-кольцевых двигателей известна, но на беспилотниках она еще нигде не применялась. На рынке таких беспилотников сейчас нет, в России – сто процентов. Здесь аэродинамическая компоновка, новая топология вообще», – пояснил научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Динамика полета и управления авиационных систем» СевГУ Павел Кузнецов.
Предполагаемая грузоподъемность БПЛА составляет 50 килограммов. Для управления беспилотником будет использоваться полетный контроллер «Сокол 360», как отмечали разработчики, «разработанный исключительно на основе отечественных комплектующих» в инжиниринговом центре СевГУ.
Еще годом ранее, в ноябре 2021-го, сообщалось, что ученые СевГУ приступили к разработке искусственной иммунной системы (ИИС) для беспилотников, которая защитит их от угона и перехвата управления, ее построят на новом принципе «выработки иммунитета».
«Система предназначена для защиты беспилотного транспорта любого вида от информационных атак, попыток перехватить управление, угнать, причинить вред людям. В своем исследовании севастопольские ученые предложили новый подход к ИИС. Они считают, что антивирусную базу надо наращивать с опережением, заранее, еще до контакта с вирусом. Это позволит быстрее и проще ликвидировать угрозу», – информировала пресс-служба вуза.
«При активном развитии систем искусственного интеллекта и использовании беспилотников требуется уделять особое внимание защите информации. Если кому-либо удастся перехватить управление беспилотными транспортными средствами, возможны серьезные последствия. Воздушный или наземный беспилотник злоумышленники могут использовать для причинения прямого урона: атаковать здания, объекты инфраструктуры или людей; беспилотное такси или грузовик могут угнать. Угроза может возникнуть и по ошибке, из-за сбоев в программном обеспечении или в каналах передачи данных», – приводятся в сообщении слова профессора кафедры Информационных технологий и компьютерных систем СевГУ Дмитрия Моисеева.
В феврале 2022 года сообщалось, что эта же лаборатория СевГУ разработала беспилотный летательный аппарат в форме капли. «Это большая капля, которая является летающим крылом (крылья по бокам – для маневрирования) с высоким и качественным коэффициентом подъемной силы. Мы рассчитали его решением обратной задачи термодинамики», – рассказал директор Института НТИ Сергей Дудников.
Кроме того сообщалось, что Институт НТИ также работает над созданием тяжелых транспортных беспилотников и аэротакси. И что получен заказ на использование полетного контролера и микроволновые системы посадки посадочной станции для беспилотников. Также планировалась реализация проекта по построению автономных сетей беспилотного авиационного мониторинга с применением БВС вертикального взлета и посадки различных типов, базируемых на универсальных роботизированных платформах (УРП).
От проекта БПЛА до внедрения – опыт России и Украины
В настоящее время в России на вооружении находятся разные типы беспилотников собственного производства: разведывательные, ударные, тактические и оперативно-тактические.
Однако далеко не все из них собственной разработки. Например, считающийся наиболее удачным БПЛА «Форпост» – это проект израильского беспилотника Searcher MkII, контракт на сборку которого в России с израильской компанией IAI был заключен в 2011 году. В самом Израиле от данного беспилотника давно отказались как от устаревшего.
Имеется также барражирующий боеприпас «Ланцет» производства концерна «Калашников».
Среди разведывательных – «Орлан», «Застава» (лицензионная версия Bird Eye 400, Израиль – КР), «ZALA Ланцет».
В каталоге российских военных БПЛА, которые разрабатываются или уже разработаны, около ста наименований, однако только единицы из них готовятся запустить в производство. Проблемы с комплектующими военпром имеет из-за санкций.
Возможно поэтому Россия закупила много иранских дронов-камикадзе Shahed-136 и Shahed-131, которые летают под российскими названиями «Герань-2» и «Герань-1».
В Украине имеется ряд современных дронов собственного производства. Так, разведывательные дроны Shark («Акула») производятся украинской компанией Ukrspecsystems. Они предназначены для корректировки огня, в том числе американских реактивных систем HIMARS. Первые подобные аппараты были поставлены на вооружение ВСУ еще летом 2020 года.
Еще один дрон, который сегодня используют ВСУ для корректировки огня, а также для разведывательных операций – это «Фурия» от компании «Атлон Авиа». Этот дрон на Украине приняли на вооружение в апреле 2020 года.
Беспилотники «Валькирия», которые сегодня состоят на вооружении ВСУ, были спроектированы еще в 2015 году на предприятии «Авиационные системы Украины».
Беспилотник UJ-22 Airborne – это разработка украинской компании «Укрджет», впервые представленная широкой общественности 16 июня 2021 года. 24 апреля этого года такой БПЛА был найден в Подмосковье неподалеку от Ногинска.
Беспилотник «Лелека-100» («Аист-100») был принят на вооружение ВСУ в мае 2021 года – такие аппараты выпускает компания DeVIRo из Днепра. Дрон предназначен для ведения разведки в условиях радиопомех или блокировки спутниковой навигации.
Кроме этого, уже во время войны украинский оборонпром доработал советский реактивный беспилотник Ту-141 «Стриж», который теперь может нести взрывчатку и имеет дальность полета до тысячи километров.
В конце сентября прошлого года Кабинет министров Украины внес изменения в Порядок поставки вооружений, военной и специальной техники в особый период. Благодаря ним в течение ноября к эксплуатации в Вооруженных силах были допущены 7 образцов БПЛА украинского производства. Для сравнения – ранее военные принимали по 1-2 образца в год.
«Главное – чтобы изделие имело ТТХ, нужные для войска. Сейчас на рассмотрении находится еще 19 заявок о допуске к эксплуатации БПЛА украинского производства. Мы планируем принять решение по ним до конца года», – рассказывал в декабре министр обороны Украины Алексей Резников.
Для этого запущен специальный сайт, на котором разработчик с готовым продуктом может подать заявку. Допуск к эксплуатации означает, что государство может закупать дроны для армии.
Похожие новости
- 07.03.2023 • «Крымские боевые беспилотники» – блеф или реальность?
- 07.11.2022 • Российский губернатор Севастополя решил создать армию морских дронов быстрее Зеленского
- 24.06.2022 • Шойгу заявлял о 70% нового оружия в российской армии. На самом деле это не так
- 03.03.2022 • Минобороны обнародовало потери России за неделю