Важные новости
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
22.03.2023 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Российские власти Крыма выставят на продажу в Феодосии и Орджоникидзе два военных завода, принадлежащих Украине. За девять лет, прошедших после аннексии Россией украинского Крымского полуострова, назначенные Кремлем чиновники так и не смогли наладить работу этих предприятий.
Как сообщает российское агентство «Интерфакс», российский парламент Крыма включил в план приватизации на 2023 год АО «Феодосийский судомеханический завод» (ФСМЗ) и АО «Двуякорная бухта».
В частности, «план приватизации дополнен 100% акций АО «Феодосийский судомеханический завод» номинальной стоимостью 26,1 млн рублей и 100% акций АО «Двуякорная бухта» номинальной стоимостью 102 млн рублей».
Имущество компаний ранее принадлежало Министерству обороны Украины и частному собственнику. В конце февраля 2015 года российские власти Крыма «национализировали» эти предприятия. Позже на базе юрлиц были созданы госпредприятия, однако они так и не возобновили производство. В 2017 году власти Крыма решили акционировать все госпредприятия, подведомственные министерству промышленной политики Крыма.
Сложности судомеханики
Феодосийский судомеханический завод был создан в 1946 году под названием «Феодосийский завод» и первоначально выпускал простейшие грузозахватные приспособления, роликовые ломы, двухколесные тачки. Позже приступил к производству механизмов, выпуская механизмы ленточные транспортеры, трюмные погрузчики якорные цепи. В 1956 году решением Совета министров СССР заводу присвоено наименование «Феодосийский завод подъемно-транспортного оборудования министерства морского флота СССР».
В 1967 году по решению Совета министров СССР завод передается в ведение Главного управления судоремонтных заводов ВМФ СССР. Новыми задачами предприятия стали ремонт и обслуживание специальных высокоскоростных дизельных двигателей типа М500, используемых на высокоскоростных торпедных, ракетных, пограничных катерах. Среди «клиентов» Феодосийского судомеханического были Черноморский флот, Каспийская флотилия, ВМС Болгарии, Румынии, стран Ближнего востока и Африки.
Наряду с судоремонтом на заводе строятся и спускаются на воду несколько проектов артиллерийских щитов, шаланды-мусоросборщики, рейдовые швартовые бочки. Производятся средства борьбы за живучесть, стенды для испытания топливной аппаратуры, систем гидравлики и другая продукция.
После распада СССР и раздела Черноморского флота в 1996 году, ФСМЗ перешел под юрисдикцию Украины и находился в ведении украинского Министерства обороны. Нарушение хозяйственных связей с предприятиями, разбросанными по бывшим республикам СССР, а также отсутствие серьезных заказов привели в скором времени Феодосийский судомеханический завод к почти полной остановке.
В 2008 году ФСМЗ суд объявил банкротом, в 2009-м был составлен план санации госпредприятия, предполагалось продать часть его объектов.
Как сообщала Генпрокуратура Украины, в январе 2010 года на основании плана санации, в нарушение целого ряда законодательных норм был незаконно отчужден целостный имущественный комплекс государственного предприятия Министерства обороны Украины «Феодосийский судомеханический завод». В то время, как полная стоимость комплекса составляла свыше 73 млн грн., стоимость соглашения не превышала и 17 млн грн. Среди имущества, которое пытались передать третьим лицам, были также морские причалы, отчуждение которых законом запрещено в любом случае.
Военный прокурор ВМС Украины в связи с этим предъявил иск о признании недействительным договора купли-продажи и возвращении указанного имущества в государственную собственность. Решением хозяйственного суда АР Крым от 14 декабря 2010 года иск прокурора удовлетворен в полном объеме, а 31 марта 2011 года это решение признал законным и оставил в силе Севастопольский апелляционный хозяйственный суд.
За незаконную продажу завода Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении и.о. министра обороны Валерия Иващенко. По вынесенному в апреле 2012-го приговору суда, Валерий Иващенко был осужден к пяти годам лишения свободы, бывший управляющий санацией предприятия Сергей Михеев был приговорен к трем годам заключения.
В начале 2012 года Совет министров Автономной республики Крым совместно с руководством Феодосии разработал план мероприятий по возрождению ФСМЗ. Уже весной того же года, по данным пресс-службы Феодосийского горсовета на работу было принято 56 человек. За два месяца удалось запустить два испытательных стенда – 071 и 03. На одном из стендов прошел испытания и обкатку отремонтированный дизельный двигатель М-507, который планировалось установить на противолодочный корабль проекта 1124 «Луцк». За короткий срок новое руководство завода нашло заказы на сумму 2 млн грн.
А вот новым российским руководителям запустить завод в работу так и не удалось. После так называемой «национализации» предприятие было передано в ведение подконтрольного Кремлю министерства промышленной политики Крыма.
Весной 2014 года российские власти Феодосии и руководство российского ОАО «Звезда» заявили о планах провести на заводе восстановительные работы. Российские инвесторы уточнили, что направленность производства ФСМЗ очень привлекательна для них, а оборудование предприятия находится в удовлетворительном состоянии.
По итогам 2016 года оборот ФСМЗ составил 18,7 миллиона рублей, чистая прибыль – 8,5 миллиона рублей. А уже в 2018 году на предприятие посыпались судебные иски с требованием признать банкротом. Совокупный размер 18 судебных требований за 2018 год превысил 7,5 млн руб.
Сумма чистых активов российского госпредприятия составила за 2017-й год отрицательное значение в 1,2 млн рублей, что свидетельствовало о критической финансовой ситуации в компании. Рентабельность продаж в 2017 году также показала отрицательные данные: -65,6%, что ниже средних отраслевых данных на 73,4%. Рентабельность активов также в минусе: -39%, при общей отрицательной по отрасли. Завод задолжал своим контрагентам больше 26,5 млн рублей. В свою очередь, дебиторская задолженность ГУПа (сколько ему должны) составляла всего лишь 1 млн рублей.
Последовавшие за этим попытки спасти ФСМЗ результатов не принесли и подконтрольный России Совет министров Крыма принял решение преобразовать его в акционерное общество для последующей продажи.
Секретный торпедный
В 1911 году на мысе Киик-Атлама (в районе нынешнего Орджоникидзе – авт.) в Двуякорной бухте началось строительство военного завода. Начиная с 1914-го на нем собирали и испытывали торпеды различных классов. Предприятие было основано акционерным обществом «Лесснер и Ко» и назывался завод тогда «Русский Уайтхед».
Созданная пристрелочная станция позже стала базой для испытания первых построенных в Советском союзе электроторпед и торпед с турбинными двигателями, а сама станция вскоре была реорганизована в самостоятельный завод под названием «Гидроприбор».
После второй мировой разрушенный завод был восстановлен и стал полностью секретным. Территория была огорожена колючей проволокой в несколько рядов. Поселок Орджоникидзе стал закрытым.
Секретность завода закончилась с распадом СССР, делать торпеды перестали и предприятие закрылось. В «лихие 90-е» оборудование было частично растащено и распродано.
В 2007 году Кабмин Украины продал 75% акций ОАО «Бухта Двуякорная», в которое был преобразован завод, крымскому ЗАО «Альминский камень». Цена прибрежного участка была невысокой – 17 миллионов гривен за 17 га. Одним из условий стало увеличение дохода за пять лет с трех миллионов гривен до одиннадцати. Но завод так и не заработал на полную мощность, функционировал всего один цех. Планировалось также строительство туристической инфраструктуры, но и до этого дело не дошло.
Российские власти также вынашивали грандиозные планы. «Возможно размещение мощностей военного производства, разведение марикультуры, а также развитие туристического комплекса», – такую перспективу для района Двуякорной бухты обрисовал летом 2015 года глава российской администрации Феодосии Дмитрий Щепетков во время презентации проекта Коктебельского туристического кластера.
В сентябре того же года сообщалось, что предприятие может войти в оборонный комплекс России.
Ничему этому не суждено было сбыться. В 2019 году на разрушенный завод начали водить официальные экскурсии.
Позже российское правительство Крыма приняло решение об акционировании предприятия с целью приватизации для дальнейшей продажи. АО «Двуякорная бухта» было создано в ноябре 2022 года.
Туманные перспективы
Сроки проведения аукционов по продаже АО «Феодосийский судомеханический завод» и АО «Двуякорная бухта» пока не озвучены. Также неизвестны условия, которые продавец в лице российского совмина Крыма выставит покупателям.
До 2022 года данная территория могла бы заинтересовать российских бизнесменов своим туристическо-рекреационным потенциалом – живописная бухта у мыса с уникальным ландшафтом, близость Феодосии с одной стороны и Коктебеля с другой. Но, после начала полномасштабного вторжения армии России в Украину, представители российских деловых кругов заметно охладели к вложению средств в аннексированную украинскую территорию.
Похожие новости
- 15.01.2023 • В Крыму продают Евпаторийский авиазавод
- 28.10.2022 • Российские власти Крыма решили «национализировать» предприятия Сергея Таруты и Александра Гереги
- 16.07.2022 • На Севастопольском морском заводе массово увольняют рабочих
- 06.04.2022 • В Крыму оценили квартиру супруги Зеленского в 74 млн рублей