Важные новости

Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море

21.08.2023  /  Категория: Общество  /  Тема: Флот

Патрульный корабль ЧФ "Дмитрий Рогачев"

Патрульный корабль Черноморского флота "Дмитрий Рогачев"

Постоянное дежурство кораблей в Черном море представляет угрозу Украине, заявляют в Военно-морских силах Украины. С боевых кораблей российские войска обстреливают ракетами всю украинскую территорию, существует также возможность прямого боевого столкновения в Черноморском бассейне. Может ли Россия усилить свой Черноморский флот кораблями с других флотов? И нужно ли ей это? Какие корабли строятся для ЧФ и когда могут быть введены в строй?

У России нет возможности усилить Черноморский флот, однако он все еще представляет угрозу для Украины. Об этом в эфире Радіо Свобода (проект Свобода.Ранок) ранее сказал спикер Военно-морских сил Вооруженных сил Украины Дмитрий Плетенчук.

«Сейчас это (усиление – прим.) невозможно, во-первых, из-за того, что закрытый (пролив – прим.) Босфор Турецкой Республикой. То есть пополнить корабельный состав снаружи они не могут за счет других флотов, например Балтийского или Северного. Остается еще Каспийская флотилия – то, что поблизости имеет сообщение через Волго-Донской канал. Но сейчас геополитическая ситуация там тоже не самая простая, учитывая количество соседей и их состав. Поэтому в принципе оттуда переводить корабли в Азово-Черноморский регион они тоже вряд ли будут. И все, что они могли оперативно вытащить, они вытащили», – сказал Дмитрий Плетенчук.

Представитель Военно-морских сил Украины также рассказал, что обычно в Черном море находится от семи до 11 боевых кораблей и от одного до трех судов пограничных войск. По словам Плетенчука, такое постоянное дежурство кораблей в Черном море представляет угрозу Украине. И не только потому, что с помощью боевых кораблей российские войска обстреливают ракетами всю Украину, но и из-за возможности прямого боевого столкновения в Черном море.

«Что же касается возможных боевых столкновений непосредственно в акватории Черного моря, это также угроза со стороны Черноморского флота Российской Федерации», – сказал Плетенчук.

Альтернативный путь

Альтернативным путем переброски военных кораблей, например, с Балтийского флота, является Волго-Балтийский водный путь. Первые участки этой системы каналов начали строить еще в начале 19-го века. Волго-Балт проходит через Рыбинское водохранилище до Череповца, реку Шексна, Белое озеро, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Нева.

Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера – не менее 4 метров, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 тонн. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

А чтобы из реки Волга попасть в Азовское море, существует Волго-Донской канал длиной 101 километр. На построенном в 1952 году канале 13 шлюзов, а его габаритная глубина – 4,5 метра. Габариты шлюзовых камер – 145×18 метров.

Таким образом, корабли и суда, осадка которых не превышает 4 метра, а длина – 145 метров, могут из Балтийского и Каспийского морей попасть в Азовское и Черное моря.

Какие корабли Россия могла бы перебросить

В составе российских Балтийского флота и Каспийской флотилии есть ряд кораблей, которые по своим габаритам могут совершить проход по Волго-Балтийскому пути и Волго-Донскому каналу.

Так, в составе Балтийского флота есть корветы проекта 20380(20385) типа «Стерегущий» – многоцелевые корветы 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны. По официальной классификации НАТО – это фрегаты. Введены в строй в 2006 – 2012 годах.

На Балтике четыре таких корвета, из них три в строю, один в ремонте и модернизации. Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Полное водоизмещение корвета 2250 тонн (2430 тонн для пр. 20385), длина 104,5 м (106,3 м – пр. 20385), осадка – 3,7 метра.

Из ракетного вооружения данных корветов стоит выделить противокорабельные ракеты Х-35У «Уран» – на проекте 20380. На проекте 20385 установлен УКСК – универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14, позволяющий стрелять ракетами семейств «Калибр», «Оникс» и «Циркон».

Ракетами вышеуказанных типов Россия постоянно обстреливает украинские города.

Другими кораблями Балтфлота, которые могли бы усилить российскую группировку в Черном море, являются малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» – серия российских многоцелевых малых ракетно-артиллерийских кораблей (МРК) 3-го ранга малого водоизмещения с управляемым ракетным вооружением ближней морской зоны класса «река-море». Официальное назначение кораблей этого проекта – охрана и защита экономической зоны государства во внутренних морских бассейнах.

Габаритные размеры МРК гораздо меньше, чем у корветов: полное водоизмещение 949 т, длина 74,1 м, осадка 2,6 м.

На Балтийском флоте два таких корабля и они могут нести ракеты типа «Калибр» или «Оникс».

Также в составе Балтфлота есть 3 малых ракетных корабля проекта 22800 «Каракурт» – это серия российских многоцелевых малых ракетно-артиллерийских кораблей (МРК) 3-го ранга с управляемым ракетным вооружением ближней морской зоны ВМФ России, по другой классификации это малые корветы.

Их полное водоизмещение 870 т, длина 67,0 м, ширина 11,0 м, осадка 4,0 м. Ракетное вооружение аналогичное проекту 21631 «Буян-М» – это «Калибр» или «Оникс».

В составе Каспийской флотилии есть 3 МРК проекта 21631 «Буян-М», которые также могут быть переброшены в Азовское и Черное моря.

Более интересны два сторожевых корабля (фрегата) проекта 11661К «Гепард». В Каспийской флотилии есть два таких фрегата – «Татарстан» и «Дагестан» водоизмещением чуть более 2000 тонн, с противокорабельным ракетным комплексом «Уран». Мало того, на «Дагестане» есть и стандартная 8-ячеечная пусковая установка для ракет «Калибр».

Кроме того, на Балтфлоте и в Каспийской флотилии есть ряд десантных и патрульных катеров, которые могут совершить переход по каналам как самостоятельно, так и будучи погруженными на баржи.

О постройке новых кораблей для ЧФ и целесообразности переброски с других флотов

На практике о переброске с Балтики в Черное море кораблей неизвестно. Нестабильная глубина фарватера в реках при большой длине кораблей может быть опасна посадкой на мель – это относится только к корветам проекта 20380(20385). В то же время, по Волге, а также с Каспийского в Черное море менее габаритные корабли и катера много раз проходили успешно.

В апреле 2022 года Россия пыталась перебросить в Черное море с Каспийского новейший патрульный корабль проекта 22460 «Расул Гамзатов», по сути – небольшой корвет. Но при столкновении с буксиром была разбита винтомоторная группа и корабль надолго стал в ремонт.

В российском Зеленодольске, который находится на Волге в Республике Татарстан, строят военные корабли на судостроительном заводе им. Горького. В частности, проекта 21631 «Буян-М» – для Балтийского и Черноморского флотов РФ. После постройки корабли перебрасывают в Балтийское и Черное моря по системе каналов и рек.

В мае нынешнего года российские СМИ сообщали со ссылкой на источники в Минобороны, что до конца года в состав ЧФ должны войти четыре новые боевые единицы, которые строятся на черноморских верфях и судостроительных заводах в России (по всей видимости, имеется в виду завод в Зеленодольске – авт.).

Речь идет о малых ракетных кораблях (МРК) проекта 22800 и о патрульном корабле проекта 22160, сказал военный историк Дмитрий Болтенков. «Три малых ракетных корабля проекта 22800 строили в Керчи, из которых головной – «Циклон» – уже в строю. Следующие два – «Аскольд» и «Амур». Их, по-видимому, будут передавать флоту. И есть большая вероятность, что один корабль будет из тех, что строятся в Зеленодольске», – рассказал он.

Как известно, МРК «Циклон» приняли в состав ЧФ РФ 12 июля.

Теперь о целесообразности переброски дополнительных российских кораблей в Черное море. Если смотреть со стороны ослабления при этом корабельных группировок в Балтийском и Каспийском морях, то переброска 2-3 единиц существенно бы расстановку сил не изменила. А вот смогло бы это повлиять на обстановку на Черноморском театре военных действий – это другой вопрос.

После того, как Украина начала применять морские беспилотники для атак на российские военные корабли, боевые возможности Черноморского флота существенно снизились. Уменьшился в разы по площади и морской район, где корабли ЧФ могут относительно безопасно находиться без риска подвергнутся ударам этих беспилотников, а также крылатых ракет западного производства Storm Shadow / SСALP и украинских «Нептун».

В условиях изменившейся боевой обстановки роль МРК и фрегатов Черноморского флота сводится в последнее время, преимущественно, к запуску «Калибров» по целям на территории материковой Украины. И пуски эти производятся в последние месяцы значительно реже, чем, например, в прошлом году.

Причина – в уменьшении складских запасов данного типа ракет, при том, что российский оборонпром не успевает производить новые в достаточном количестве. Так, по данным источников РБК-Украина в военных кругах, на 3 июня у россиян оставался запас ракет «Калибр» – 150 единиц.

Также после прекращения действия «зерновой сделки», Черноморский флот начал выполнять объявленные российским руководством задачи по контролю судоходства в Черном море. Для обеспечения их выполнения имеющегося корабельного состава вполне хватает.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ

Другие статьи