Важные новости
В Крыму продают Евпаторийский авиазавод
15.01.2023 / Категория: Экономика
Российские власти Крыма выставили на продажу 100% акций «Евпаторийского авиационного ремонтного завода». Одно из старейших предприятий полуострова, которое специализируется на ремонте и модернизации авиатехники, принадлежит «Укроборонпрому», но контролируется Россией с 2014 года после аннексии Крыма. Какова его роль в военно-промышленной сфере региона и зачем авиазавод продают во время полномасштабной войны России с Украиной?
«Евпаторийский авиационный ремонтный завод» существует практически столетие. Он пережил Вторую мировую войну, обслуживая в те годы советскую военную авиацию. После распада СССР предприятие оказалось под контролем Украины и выполняло ремонт более двух десятков видов авиации, пишет Крым.Реалии.
После того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году, авиазавод в одностороннем порядке был «национализирован» ею вместе с другим имуществом, которое на тот момент находилось на полуострове.
Предприятие оказалось под украинскими и международными санкциями. Российские власти обещали ему перспективы, но на данный момент завод не в лучшем состоянии: терпит убытки и недостаток квалифицированных кадров.
Акции, самолеты, аэродром
Объявление о продаже 766,9 миллионов акций «Евпаторийского авиационного ремонтного завода» появилось на российском государственном портале торгов в конце декабря 2022 года. Сами торги, как указано в объявлении, запланированы на 26 января.
Аукцион инициирован Министерством имущественных и земельных отношений российского правительства Крыма. Начальная цена полного пакета акций – 191,4 миллиона рублей.
Акции, составляющие 100% уставного капитала Акционерного общества «Евпаторийский авиационный ремонтный завод», в прошлом году выставлялись на продажу дважды, но в обоих случаях аукционы были признаны несостоявшимися из-за отсутствия покупателей.
У «Евпаторийского авиаремонтного завода» широкая техническая база, он расположен на 41,6 тысячах гектаров в Евпатории и селе Михайловка Сакского района. У него, по официальной информации, есть собственный аэродром со взлетно-посадочной полосой протяженностью две тысячи метров из железобетонных плит.
Мощности завода, по информации его официального сайта, рассчитаны на ремонт военных самолетов Бе-12, Су-25, комплектующих агрегатов и оборудования, оперативное и периодическое техническое обслуживание самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-42 и их модификаций, переоборудование самолетов Ан-12, Ан-24, Ан-26 для полетов по международным воздушным линиям, продолжение сроков службы самолетов, ремонт агрегатов и авиаприборов, авиационного, радиоэлектронного оборудования, воздушных винтов и так далее.
От оборонзаказов до убытков
После того, как авиазавод оказался под контролем России, он получил статус «государственного унитарного предприятия» Крыма и начал обслуживать российскую военную авиацию. Завод обещали интегрировать в российскую «Объединенную авиастроительную корпорацию», которая создает военную и гражданскую авиацию России. Но этого официально так и не произошло. В «Объединенной авиастроительной корпорации» на своих официальных ресурсах не афишируют этого, очевидно, из-за санкционных рисков.
В первые годы после российской аннексии Крыма евпаторийские авиаторы получали оборонные заказы из России. Завод даже сообщал о расширении штата и производства. В 2015 году российские власти приглашали на завод инвесторов для строительства на его базе аэропорта, который бы принимал и военную, и гражданскую авиацию. Но желающих реализовать эту идею так и не нашлось.
В 2017 и 2018 годах на заводе ремонтировали российские штурмовики Су-25. Из такой авиации Россия сейчас обстреливает Украину ракетами.
В конце 2021 года «Евпаторийский авиаремонтный завод» был преобразован из государственного унитарного предприятия в акционерное общество и передан в распоряжение российского Минимущества Крыма. И в итоге оказался лотом российского аукциона. А в 2022 году акции завода дважды пытались продать, но оба раза безуспешно.
Сайт завода уже несколько лет не обновляется, а финансовая ситуация на предприятии, судя по официальной информации, не лучшая. В конце прошлого года на заводе образовались почти три десятка вакансий: от хозяйственных должностей до авиаинженеров и специалистов наземных и летных испытаний. В российском Федеральном кадастровом центре оборонно-промышленного комплекса они до сих пор значатся как актуальные.
В прошлом году, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, завод нес убытки, говорится в финансовой отчетности, обнародованной в рамках торгов. В частности, с января по сентябрь 2022 года в документах зафиксированы убытки от продаж и минус в чистой прибыли.
«Российские кураторы получили военные риски»
Убытки крымских предприятий оборонной промышленности эксперты мониторинговой группы редакции издания «BlackSeaNews» и «Института Черноморских стратегических исследований» связывают с полномасштабным вторжением России в Украину, серьезно ударившем по экономике полуострова и, в частности, по его оборонно-промышленному комплексу.
В отчете, обнародованном в конце прошлого года, авторы исследования допускали, что на базе «Евпаторийского авиаремонтного завода» и на базе «Севастопольского авиационного предприятия» российские власти могут «создать производственные мощности для ремонта и восстановления своих военных самолетов и вертолетов» в виду того, что российскую технику, поврежденную во время боевых действий на юге Украины, «нецелесообразно возить на ремонт в отдаленные регионы России, а следует восстанавливать ближе к театру военных действий».
Эксперты мониторинговой группы отмечают, что развитие захваченных крымских предприятий оборонно-промышленного комплекса и ранее было для российской «оборонки», «в первую, очередь, политическим проектом», а неудачи России во время полномасштабного вторжения в Украину, по их мнению, и вовсе «поставили крест» на таких перспективах.
По их информации, ведущие оборонные предприятия России в условиях жесткой конкуренции друг с другом за государственные средства и ранее «без энтузиазма» делились заказами с крымскими предприятиями и модернизировали их вынужденно.
Именно поэтому интеграция крымских оборонно-промышленных предприятий в структуры российской «оборонки» не завершена до сих пор, а в условиях полномасштабного вторжения России в Украину ожидать этого тем более не следует, считают в «Институте Черноморских стратегических исследований».
«В условиях большой войны «кураторы» захваченных крымских заводов получили сильный аргумент для прекращения развития своих крымских «подшефных» – военные риски. Степень этих рисков прямо пропорциональна показателям дальности ракетных и безэкипажных систем, которые есть или будут у Вооруженных сил Украины. Поэтому можно прогнозировать, что инвестиций и дальнейшего развития захваченных Россией предприятий крымского оборонно-промышленного комплекса не будет. Скорее всего, их деятельность будет сведена к простому ремонту военных самолетов и летальных аппаратов», – утверждают эксперты института.
«Результаты аукциона будут считаться недействительными»
Несмотря на то, что «Евпаторийский авиационный ремонтный завод» восемь лет контролируется Россией и работает в ее интересах, он, по-прежнему, принадлежит украинскому государственному концерну «Укроборонпром». В ответ на запрос Крым.Реалии в ведомстве публично заявили, что не признают российскую сделку в отношении Евпаторийского авиазавода, если она состоится.
«Действия оккупационной власти РФ является очередным проявлением агрессии против территориальной целостности и суверенитета Украины, а результаты так называемого аукциона будут считаться недействительными», – утверждают в «Укроборонпроме».
Представители государственного концерна напоминают, что Крым «является неотъемлемой частью Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины, а также международных договоров».
«Временная оккупация Россией территорий Украины является незаконной и не создает для государства-агрессора никаких территориальных прав», – сказано в заявлении ведомства.
В «Укроборонпроме» заявляют, что после деоккупации Крыма намерены «обязательно восстановить контроль» над деятельностью «Евпаторийского авиационного ремонтного завода».