Важные новости
Санкции действуют: что будет с ремонтом бытовой техники в Севастополе
30.03.2022 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Придётся ли севастопольцам распрощаться с комфортным бытом и именитыми брендами?
Западные санкции и уход топовых производителей с российского рынка не проходят бесследно для самых разных сфер жизни севастопольцев.
Не обошли трудности и сферу обслуживания и ремонта всех видов бытовой техники. Уже сегодня из-за ограничений наблюдается дефицит определённых комплектующих, сбои в поставках и рост цен. Есть ли альтернатива тем, кто громко «хлопнул дверью», и каких перспектив стоит ждать севастопольцам в ближайшем будущем.
Давно под прикрытием
Сложности с поставками популярной бытовой техники и комплектующих для её ремонта на полуострове начались ещё во времена первой волны санкций – с 2014 года. Из-за этого местным компаниям приходилось не напрямую работать с зарубежными поставщиками, а искать окольные пути. Похоже, такая практика сохранится и в дальнейшем.
«99,9% техники делается в Китае – всё оттуда. Но она брендированная. Хотя мы и так с 2014 года работаем «под прикрытием» – через сервисы, которые находятся на материке. Это первая проблема, которая была и которая никуда не делась», – рассказали ForPost в сервисном центре «Диадема», который работает с именитой техникой.
Сейчас к этому добавляются трудности, связанные с поставками запчастей от производителей, которые объявляют о прекращении работы в России.
«Со всеми брендами, которые уходят с рынка, возникает такая проблема. Пока они продолжают поставлять запчасти, но всё становится хуже и хуже. Они требуют то деньги вперёд, то деньги назад, ставят всевозможные препоны. А потом говорят: всё закончилось, мы не поставляем больше», – объяснил трудности работы представитель сервисного центра.
Трудности с поставками ощутили и в севастопольском сервисном центре ремонта компьютерной и оргтехники «ОС Компонент».
«Дефицит в любом случае уже есть», – признали в сервисном центре.
Собственников устройств отдельных брендов и вовсе «поставили на паузу». Например, «счастливые» обладатели офисной техники популярной фирмы Epson пока вынуждены обходиться без ремонта – таких клиентов в сервисном центре записывают в очередь и обещают оказать услуги при первой возможности.
«Отдел закупок ищет альтернативы, но пока, к сожалению, их нет. Возможно, эта ситуация наладится, но, понятно, не за неделю», – констатировали в «ОС Компонент».
Помимо иностранцев, сложности сервисным центрам добавляют и отечественные посредники. Поневоле вспоминается неувядающая комедия Александра Островского «Свои люди – сочтёмся».
«Наши «жлобы» сейчас всё придержали. Как с сахаром! Они сейчас меняют формы оплаты: если раньше всё было вальяжно и не торопясь, то сейчас только деньги вперёд», – уточнил представитель сервисного центра «Диадема».
Но и с такими проблемами в компании уже сталкивались. За 25 лет работы на рынке сервисных услуг «Диадема» проходила немало испытаний, но не развалилась.
«Эта «движуха» на моей памяти уже не первый раз. В своё время, как только на Украине менялся курс доллара, начиналась такая же чехарда. А курс обваливался за всю историю раза три или четыре – и каждый раз такое. Ничего страшного, выживем», – поделился оптимистичным настроем представитель организации.
Как пояснил частный предприниматель Александр, севастопольские компании являются конечным звеном в сложной цепочке доставки комплектующих для ремонта оборудования и техники. Поэтому местные мастерские испытывают максимальные сложности.
«Если ситуация продолжит таким образом развиваться, мы потеряем много чего из поставок в апреле и мае», – прогнозирует он.
Цена вопроса
По словам Александра, который занимается частным ремонтом техники, на рынке некоторые запчасти уже подорожали более чем в два раза.
«Например, нагревательный элемент для бойлера стоил в районе тысячи рублей, а сейчас хороший нагреватель, и то он в дефиците, стоит 2–2,5 тысячи рублей и дальше уже в зависимости от жадности конечного продавца», – пояснил собеседник.
В «Диадеме» говорят, что ощутимо повысилась стоимость отдельных позиций. По остальным комплектующим пока глобального роста цен нет.
«Если, скажем, баллон фреона ранее стоил 10 тысяч рублей, сейчас – 44 тысячи рублей. Это такой самый страшный показатель. Остальные по-разному – кто-то поднимает, кто-то нет, кто-то следит за ситуацией», – уточнили в компании.
В центральном офисе «ОС Компонент» из-за нестабильности курса доллара и ежедневной смены стоимости продукции приостановили закупку и поставку комплектующих в региональное отделение.
«Какие-то позиции доставляют, но там цены, умноженные на три», – уточнили в севастопольском представительстве.
Пока какого-то чрезмерного всплеска спроса на ремонт техники в Севастополе не отмечается, однако специалисты уже видят тенденцию отказа горожан от покупки новой техники в пользу ремонта имеющейся.
«Техника сейчас серьёзно подорожала. Если раньше, скажем, более-менее стандартная цена на стиральную машину была в районе 25 тысяч рублей – за эти деньги можно было купить себе неплохую стиральную машину LG, – то сейчас она уже стоит 40+. Цена уже «кусается», и люди уже думают отремонтировать старое, потому что новое они не потянут», – поделился наблюдениями предприниматель Александр.
Пока стоимость услуг по ремонту удаётся держать в пределах разумного (в среднем цены сейчас повысились на 200–300 рублей) – однако серьёзно влияет на конечную цену работ стоимость запасных частей.
Есть ли выход?
Конечно, безвыходных ситуаций не бывает, и альтернативу исчезающим запчастям найти можно – на китайском рынке.
Но при таком раскладе возникают другие сложности. В брендовом сервисе «Диадема» подчёркивают, что технику, с которой они работают, «просто так пальцем не поковыряешь». Поэтому, как ни крути, логистическая цепочка приводит к начальному поставщику – представителю бренда.
«В фирменной технике всё присоединяется модульным путём, а все эти модули делаются в основном в Китае, но руководит их распределением не Китай, а официальный представитель конкретного бренда. Если это Bosch, значит, немцы, если Electrolux – значит, французы или голландцы. Вот там всё это дело и душат. Сейчас чёткой и ясной картины нет, все сидят в засаде и ждут, что будет», – пояснил представитель севастопольского сервисного центра.
Впрочем, рынок всегда находит выход.
«Они [западные бренды] закрылись для нас ещё восемь лет назад, но мы нашли способы работы. Сейчас наверняка тоже будем искать», – заверили в сервисном центре.
Все участники рынка возлагают надежды на Поднебесную, где умеют быстро переориентироваться и создавать бюджетную продукцию на замену дорогим западноевропейским брендам. Конечно, в плане качества такие аналоги могут уступать оригиналам, но тут важней вопрос цены.
К слову, и потребители в отсутствие большого выбора стали лояльнее относиться к китайским аналогам и безымянным производителям.
«У китайского производителя, например, деталь очень похожа на оригинальную, только не сертифицирована – люди готовы и на такие вещи. Если раньше хотели получше, покачественнее, но подороже, то сейчас уже начинают задумываться и выбирать попроще», – рассказал мастер Александр.
Предыдущая новость:
Тотальный дефицит и демографический кризис. Что ждет российскую экономику?