Важные новости

Нужно ли торопиться со строительством севастопольских очистных

04.11.2020  /  Категория: Общество

И велик ли шанс обойтись без нового скандала.

Территория будущих КОС «Южные» в Севастополе

Вынесенный в заголовок вопрос может показаться абсурдным: конечно, очистные Севастополю нужны как можно скорее. Но не получится ли, что ради более сжатых сроков они будут построены по изначально негодному проекту?

Скандал, еще скандал

О необходимости ускорить реализацию проекта совсем недавно говорил вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин.

«Подрядчик просит 2024 год окончания, но мы с Михаилом Владимировичем <Развожаевым> всё-таки требуем, чтобы сроки были скорректированы не позже декабря 2023 года», – сказал он.

Позже премьер-министр добавил, что «подрядчик сегодня, не дожидаясь ничего, будет выходить на все этапы работы, где это возможно».

При этом проекта КОС «Южные» в готовом виде на сегодняшний день не существует. О том, что проект, по которому строить очистные брался прежний подрядчик, никуда не годится, говорилось еще перед заключением контракта с компанией «Биотехпрогресс». Как и о том, что якобы проведенные общественные слушания, на которых присутствовало 8 человек, стоит признать «липой». В конце 2019 года необходимость корректировки проектной документации подтвердил и Михаил Развожаев (на тот момент – врио губернатора).

Напомним: на строительство КОС «Южные» из федерального бюджета было выделено 6,8 млрд рублей. Контракт был заключен еще в 2017 году, работы должны были завершиться к лету 2020 (!) года. Генеральным подрядчиком строительства стала питерская компания «Биотехпрогресс», зарекомендовавшая себя выполнением масштабных работ в Сочи, Петрозаводске и других городах. За ее плечами были контракты с «Роснефтью», «Росэнергоатомом», питерским ГУП «ТЭК», Мосводоканалом и пр. Но в Севастополе что-то пошло не так. И долгожданное строительство очистных превратилось в серию скандалов.

Началось все с исчезновения 2 млрд рублей, которые были переведены компании авансом. Как позже установила Контрольно-счетная палата Севастополя, перевод был осуществлен с многочисленными нарушениями закона. В результате деньги оказались в ОФК-банке, который уже висел над финансовой пропастью, а вскоре после перевода 2 млрд и вовсе лопнул.

После этого правительство Севастополя под руководством Дмитрия Овсянникова клялось и божилось, что очистные будут построены и без недостающих 2 млрд, но чуда не произошло. Затем были уголовные дела и приговоры тем, кого следствие сочло виновными. Был признан банкротом «Биотехпрогресс», в конце 2018 года пытавшийся взять кредит для «ускорения», но в конце концов все-таки лишившийся контракта. А вот очистных как не было, так и нет.

Вторая попытка

Новых желающих взяться за проект, окутанный столь печальной славой, не могли найти долго. Новому главе города Михаилу Развожаеву пришлось нелегко. С одной стороны, отсутствие очистных и всю эту скандальную ситуацию невозможно было терпеть, особенно в предвыборный год. С другой – проект очистных, как признал Михаил Развожаев и на итоговой пресс-конференции в конце 2019 года, годился только для мусорки.

О том, что работы вот-вот возобновятся, говорилось и в июне, и в июле. За полмесяца до выборов стало известно, что объект доверен московской компании РСК (на тот момент контракт с ней еще не был заключен). Контракт подписали 5 сентября. Его базовая стоимость составила 8,5 млрд рублей, подрядчику был обещан 50-процентный аванс, завершить объект планировалось в 2023 году. При этом подчеркивалось, что у компании большой опыт, а гендиректор РСК Борис Сакун в качестве примера перечислил аэропорты, для которых компания строила очистные сооружения: Шереметьево, Внуково, аэропорт в Ростове-на-Дону.

Задачей генподрядчика, как подчеркивалось, будет и корректировка проекта.

«Нам надо сейчас разобраться с документацией. Когда будет завершено математическое моделирование, мы заказчику предложим несколько вариантов, которые он должен выбрать, после чего приступим к работе», - отметил он.

Однако, как следует из открытых источников, проектированием компания не занимается. Более того – в перечне ее видов деятельности нет строительства инженерных коммуникаций, в том числе – для водоснабжения и водоотведения.

Так не бывает?

Интерес к объекту в городе огромен, вопросов по нему не меньше. Есть, скажем прямо, у истории с заключением этого контракта и противники. В их числе – капитан 2 ранга в запасе, инженер-кораблестроитель Владимир Гончаров, уже написавший по этому поводу письмо Владимиру Путину. Контракт заключен с непрофильной компанией, раз; невозможно заключать контракт на строительство объекта, проекта которого еще не существует, два, – подчеркивает он.

Не во всем соглашаясь с Владимиром Михайловичем (и в первую очередь – с его резкой оценкой шагов, предпринятых главой города), невозможно не признать, что его опасения не беспочвенны.

«Невозможно приравнивать строительство ливневой канализации в аэропортах, которые даже не РСК проектировала, к строительству очистных сооружений крупного, почти с миллионным населением города Севастополя. Назначенный генподрядчик признается, что он перед подписанием не ознакомился с документацией и берет на себя функции департамента правительства. Функции доработки ТЗ обязан выполнить ЗАКАЗЧИК (правительство Севастополя и его департамент городского хозяйства)», – говорит Гончаров.

Не может исполнитель предлагать варианты заказчику, – подчеркивает он. Тем более если речь идет о компании, не знающей города и не имеющей опыта проектирования и строительства очистных!

Все мы, однако, знаем, что нет правил без исключений. И если уж Севастополю и Крыму позволили заключать госконтракты по особым правилам, то в таком важном деле, как долгожданное строительство очистных для города федерального значения, наверняка можно отступить от обычного порядка вещей. Например, сначала заключить контракт, а затем уже корректировать проект. Генподрядчик вполне может найти квалифицированных проектировщиков и решать этот вопрос. Но сама просьба подрядчика перенести сдачу с 2023 года, как было предусмотрено на момент заключения контракта, на 2024 год показательна. И причина, возможно, именно в масштабе корректировки проекта. Хотя справедливо ли вообще говорить о корректировке, если проект годится только для мусорки? И стоит ли начинать работы, если проект еще не готов?

Всем ответственным за проект предстоит пройти между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, не слишком затягивать сроки, с другой – не слишком спешить. Иначе дело опять может закончиться провалом. Или, как минимум, сдачей очистных, которые не будут выполнять свою функцию в полной мере. И, конечно, необходим серьезнейший контроль, не позволяющий генподрядчику расслабляться или халтурить. В июле этого года во время визита в Севастополь вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин пообещал «лично курировать» строительство КОС «Южные». На кону безопасность города и авторитет власти. Причем не только городской.

Предыдущая новость:

Археологи нашли новые постройки и артефакты возле Свято-Владимирского собора в Херсонесе (фото)


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи