Важные новости
В Севастополе разыгрался бой без победителей
10.10.2020 / Категория: Спорт
Очень много букв о юношеских спортивных шахматах.
«В Севастополе убивают шахматный спорт!» – с таким заявлением обратились в редакцию ForPost родители, дети которых занимаются самым интеллектуальным из всех видов спорта.
«Денег всегда не хватает, давайте больше в шахматы играть, а не только требовать», – отвечает вторая сторона.
Как в условиях юридических, финансовых и политических ограничений прийти к взаимопониманию и сделать шахматы в Севастополе полем побед, а не взаимных претензий?
В чём проблема
Свои претензии родители маленьких шахматистов изложили в письме на имя главы управления молодёжи и спорта Севастополя Сергея Резниченко и вице-губернатора города Ольги Тимофеевой. Обращение подписали родители 44 из 64 детей, занимающихся шахматами в спортивной школе № 5.
ДЮСШ № 5 – единственное бюджетное учреждение Севастополя, где в шахматы играют не только для удовольствия и общего развития, а для званий, побед и рейтингов. Но условий для этого у детей нет, утверждают инициаторы письма.
В письме они перечислили проблемы, которые, по их словам, не решаются или даже обостряются:
– мизерное финансирование шахматного спорта, в том числе – выездных соревнований;
– нехватка квалифицированных тренеров (год назад их в школе № 5 было три, сейчас – один, и не глава ли спортшколы в этом виноват?);
– отсутствие городского шахматного клуба (для шахматного направления СШ № 5 арендуется помещение на ул. Большой Морской, 50, но нужен полноценный шахматный центр, говорят родители);
– сложности с проведением больших городских турниров и невозможность проведения всероссийских.
Где заниматься, с кем заниматься, сколько соревноваться и на каком уровне и кто за это должен платить – у этой нешахматной задачи много слагаемых. Едины все стороны только по одному, самому главному и самому проблемному пункту. Но о нём – позже.
Где играем
Слабые места можно найти в развитии каждого вида спорта, и шахматы не исключение, но говорить о том, что они в Севастополе загнаны, – несправедливо, считает и.о. главы управления молодёжи и спорта Сергей Резниченко.
«Да, шахматы у нас не базовый вид спорта, но они представлены в наших учреждениях, что не со всеми видами спорта есть. Есть и подвижки в их развитии: в этом году в шахматном клубе на Большой Морской, 50, сделан ремонт, закуплено дополнительное оборудование», – говорит он.
«На прошлой неделе прошли торги, покупаем в шахматный клуб новые столы, шахматы, всё необходимое цифровое оборудование, включая умные экраны, компьютеры и так далее, – уточняет директор ДЮСШ Георгий Лобанов. – Шахматное отделение находится в центре города, удобней невозможно, и всё задействовано только шахматами – пожалуйста, занимайтесь. Не надо, как баскетболистам, зал ещё с художественной гимнастикой и фехтованием делить, спорить по времени и соревнованиям».
И всё же то, что проводить соревнования с большой численностью игроков сложно, – это факт, отмечает единственный на сегодня шахматный тренер в ДЮСШ № 5, главный тренер сборной Севастополя по шахматам, мастер ФИДЕ по шахматам Юрий Шульга.
«У нас же при Украине в 2007 году забрали шахматный клуб на улице Николая Музыки, там можно было 120 человек посадить. Помещение потеряно, его не вернуть. К тому же спортивные соревнования нужно проводить в помещениях, внесённых в реестр спортивных сооружений. Поэтому дети на соревнованиях играют в разные смены», – рассказывает он.
Строить отдельно шахматный дворец, о котором просили родители, сегодня нецелесообразно, говорит Сергей Резниченко – на спорт в Севастополе идут колоссальные инвестиции, и шахматный центр планируется открыть в одном из физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК), которые строятся в городе.
Выделяемые на шахматы средства по-прежнему невелики, но уже не столь ничтожны, как предыдущие несколько лет, говорит Юрий Шульга.
«К примеру, 3-4 года нам давали по 50 тысяч рублей на год – и всё. А дальше – в зависимости от результатов, которых при нашем слабом развитии быть не может. А сейчас я заказал 200 тысяч на первенство ЮФО – они включили в план на этот год. Потом урезали до 103 – потому что всем в очередной раз урезали. Но и первенства из-за коронавируса не будет, вероятно», – говорит он.
На следующий год на поездку на первенство ЮФО он заказал 300 тысяч рублей, чтобы повезти сборную в составе не двух-трёх человек, а десяти.
«Нам, естественно, это всё урежут, но и останется тысяч 200», – надеется он.
Соревнования или «спортивный туризм»?
Эти суммы, которые кому-то покажутся смешными в масштабах сегодняшних севастопольских проектов, поступают от управления спорта по линии севастопольской федерации шахмат. Законодательство позволяет оплачивать только ограниченный круг выездных соревнований, из которых для наших начинающих шахматистов, по сути, доступен только чемпионат ЮФО. Да и эти деньги нужно «отрабатывать» – победами, которых у наших юных спортсменов пока нет.
«Важно не просто поехать, не просто так, а привезти результат, поэтому федерация формирует команду в зависимости от бюджетирования и перспектив командирования спортсменов», – объясняет Сергей Резниченко.
Он признаёт: нужный для побед опыт приобретается на выездных соревнованиях, но разомкнуть этот замкнутый круг только за счёт бюджета – не получится.
«Нужно было бы больше финансировать федерацию как вид спорта: и командирование, и так далее. Но у нас многие виды спорта не в полном объёме финансируются, ездят за свой счёт, партнёров, спонсоров, за родительский счёт. Профинансировать все выезды невозможно», – говорит глава управления молодёжи и спорта.
Возможность – больше теоретическая – отправить своих спортсменов на выездное соревнование есть и у ДЮСШ № 5. Увы, денег на все выезды у школы – 10% того, что положено по федеральным стандартам, говорит директор, да и первенство ЮФО не в списке: оно оплачивается по линии Центра спортивной подготовки сборных команд Севастополя (ЦСП СКС, работает в связке с федерацией шахмат Севастополя).
Оплачивать же «туризм» школа не может, говорит директор. К примеру, просьба родителей отправить команду на 10 дней на фестиваль шахмат в Алушту «набраться опыта» поддержки не нашла.
«Я не могу послать их на фестиваль. Я могу послать их на соревнования. Мы же не туристическое бюро», – аргументирует Георгий Лобанов.
Отправить же на «правильные» соревнования, где присваиваются разряды, тоже не выходит: комиссия по допуску отсеивает спортсменов с недостаточным рейтингом.
Немаловажный момент: причина такого рейтинга не только в уровне игры ребят, но и в том, что в течение полутора лет – с середины 2018-го до конца 2019-го – в Севастополе не было рейтинг-администратора, который бы обсчитывал результаты городских соревнований для учёта во всероссийском рейтинге.
Сегодня, когда эта проблема решена и Федерация шахмат России назначила рейтинг-администратором Юрию Шульгу, искать виноватых поздно. Остаётся только констатировать: полтора года, какими бы они ни были, ушли в никуда, превратившись в претензии родителей:
«Дети играют, побеждают – и что?».
Такие дети
Если теперь, когда проблема с обсчётом рейтинга решена, юные спортсмены будут показывать хорошие результаты, денег детским шахматам добавят, уверен Юрий Шульга. Вот только понятие «хорошие результаты» тренеры и родители понимают по-разному.
«Спортсмен выиграл 9 из 9 партий на первенстве города – и считает, что сильно играет. А у него просто соперники такие слабые! И он предпоследнее место займёт на ЮФО», – говорит тренер.
То, что игра пока выходит не очень сильной, понимают только те, кто уже выезжал на соревнования по ЮФО. Они сделали выводы и работают, говорит Юрий Шульга, и приводит доказательства своей объективности.
«В 2016-м, до вхождения в ЮФО, мы могли сразу на первенство России поехать. За счёт государства, оплачивали только дорогу. Поехали 24 человека – и что они там показали? Все последние места были наши. Там только 2-3 человека набрали близко к 50%», – рассказал он.
Летом 2016-го года регион вошёл в ЮФО, но даже там, уровнем ниже, от побед севастопольские ребята остались далеки.
«Надо сначала здесь подтянуть общий уровень, и здесь важно желание детей заниматься этим спортом серьёзно. А оно есть у единиц», – говорит тренер.
К занятиям в спортшколе дети и родители часто относятся как к общеразвивающим, как в шахматном кружке – «для души». При этом дети из «кружков» тоже побеждают на городских соревнованиях, отмечает Юрий Шульга.
«Это от ребят зависит – хотят ли они быть спортсменами-шахматистами. От них требуют отношения профессионального спортсмена, а они его не собираются демонстрировать. А в спортшколах бюджетные деньги тратятся на подготовку спортсменов. Единицы достигают какого-то хорошего спортивного уровня, а остальные просто получают общую подготовку по шахматам, а потом всё это бросают. Очень большая текучесть детей», – объясняет ключевую, по его мнению, проблему, тренер.
Родители, подписавшие письмо, возможно, даже не читали его внимательно, допускает Юрий Шульга, или же не стали разбираться в реалиях, с которыми должно считаться бюджетное учреждение.
«Каждый же своё видит, но тут столько ограничений федеральных, о которых никто не знает – только представляет, чего он хочет. И ничего не докажешь!» – говорит он.
Осознанности, мотивированности, усидчивости у сегодняшних детей гораздо меньше, чем у предыдущих поколений, и растить их них спортсменов, победителей – сложнее, чем раньше.
«Хотелось бы, чтобы те, кто пришёл заниматься шахматами, – занимались шахматами. А приходят на занятие побаловаться, побегать – шахматы им не интересны. Ладно малыши, но те, кому 10-11 лет, кто занимался уже к этому времени два-три года – тот должен быть серьёзнее. А тут маленькие ещё более-менее, а кто годик-два позанимались – думает, что всему научился, что может пропускать занятия, не слушать, баловаться. Месяц – и интерес пропал. Повышения серьёзности нет, только наоборот, что меня удивляет. Единицы, которые серьёзно относятся.
Я хочу свое умение передать, а куда – в пустоту?» – это просто крик души тренера.
Один на всех
Есть только один момент, в котором едины все стороны: преемственность в спортивных шахматах не может и не должна держаться на одном человек, которым является сегодня Юрий Шульга. Год назад в ДЮСШ № 5 было три тренера, сейчас – он один.
Конечно, в подростковом клубе работать проще, признаёт директор спортшколы: там нет жёсткого планирования, журналов, отчётов и организаций соревнований. Там не спрашивают, почему в группе 20 человек, на занятиях – всего 2 и на соревнованиях – 6.
«А в спортивной школе строго – нам нужен результат. Тут платят не за то, что по списку 20 человек и ты с теми, кто пришёл, благим делом занимаешься. Почему ушёл последний тренер? Он сказал: „Вы слишком много с меня требуете. Мне проще взять трёх учеников и заниматься с ними онлайн”. Никто из них [тренеров] не ставит амбициозные задачи. Я как директор не могу этого не заметить», – говорит Георгий Лобанов.
Тренеры просто переманивают на частные уроки тех, кто хочет записаться в школу, утверждает он. То, что тренер в ДЮСШ № 5 остался один – очень большая проблема, признаёт директор – и обещает поддержку тому, кто займёт вакантные места.
«Нам нужен заинтересованный тренер, который разные проблемы будет решать. Те тренеры, которые придут и будут биться за шахматы, однозначно получат поддержку – а со временем и результат будет», – заверяет он.
Требования спортшколы, выполняющей федеральные стандарты, очень жёсткие, и не все готовы в таких условиях работать, соглашается Юрий Шульга. Но найти нужного человека будет непросто не только поэтому, но и в связи с требованиями к образованию.
«Школа готова принять тренеров, и желающие в принципе есть – но необходимо соответствующее спортивное образование. А у нас таких людей в городе практически нет – и это главное. Один наш бывший тренер готов получить образование и вернуться, работать с начинающими, но пока что-то…» – объясняет Юрий Шульга.
Слабая федерация, «новые» дети и политическая проблема
В поиске ещё двух тренеров, а также в организации диалога с родителями глава управления молодёжи и спорта Сергей Резниченко надеется на содействии федерации шахмат Севастополя. По его мнению, федерация не вполне выполнила свою коммуникативную функцию.
«Одна из важных миссий федерации – держать обратную связь, чтобы люди, родители понимали, где, что и как. И если есть в шахматном сообществе недовольные родители детей, – вероятно, у них просто нет обратной связи», – говорит он.
Глава спортшколы выражается жёстче и прямо упрекает федерацию в слабой работе.
«Легче провести – условно скажем – турнир „Крымские зори”, собрать деньги с участников и выдать им медальки. Молодцы, что провели, только это не совсем спортивная работа. У них нет вертикали, они не идут наверх. Нам нужна федерация, которая будет тесно контактировать с Федерацией <шахмат> России, чтоб решать вопросы по разрядам и рейтингам. Я подразумеваю, что это и более плотная <связь> с центром подготовки спортивных команд Севастополя. Я не думаю, что ЦСП так уж отказывает шахматам, чтобы куда-то поехать, – просто нет у федерации планомерной работы этой», – говорит Георгий Лобанов.
Юрий Шульга, являясь членом шахматной федерации и зная ситуацию изнутри, не так категоричен.
«Там реально работает 2-3 человека, они всё не сделают – подготовку, организацию турниров, которые нам подходят для обсчётов, для разрядов. Только на судейство приходят судьи, а всю подготовительную работу никто не делает, все только говорят: будем помогать. Вот и выглядит очень бледно федерация. Может, после годового отчётно-выборного собрания новые люди придут в федерацию. Желание высказывают», – надеется он.
Только с участием шахматных федераций Севастополя, Крыма, России и, быть может, министерства спорта можно решить вопрос, больной для многих спортсменов двух регионов: все, кто попал в международный рейтинг при Украине, так и остаются для мировых шахмат украинскими спортсменами. Это касается в том числе и молодых шахматистов, в юные годы заработавших место в международном рейтинге.
«Во многих других видах спорта Россия перевела спортсменов под свою эгиду, но не в шахматах. Только двоих спортсменов 2000 года рождения и тренера одного из них Россия взяла в сборную, и они выезжали на международные турниры», – говорит Юрий Шульга.
«Новые» дети, начиная с 2003-2004 года рождения, если играют на международных соревнованиях, числятся уже как российские спортсмены. Как, когда и решится ли вообще – неизвестно.
Троим, кого взяли в сборную России, пришлось переехать на материк и получить там прописку, но тем, кто сегодня занимается в спортшколе № 5, до этой проблемы нужно ещё расти и расти, отмечает тренер.
И снова – нездорово
Если полтора года спортсменам не давала двигаться в том числе пауза в подсчётах рейтингов, то сейчас – коронавирус.
«Полтора года выпало, да, и на рейтинге не отразилось. А потом из-за ковида отменилось два детских турнира в мае и в июне. Мы провели в июле Кубок Черноморья и в сентябре – городской чемпионат. Первый я уже обсчитал, второй обсчитывается. Но первенство ЮФО, которое нам стараются оплачивать, в этом году будет, видимо, отменено», – говорит Юрий Шульга.
С такими печальными, толкающими в стресс реалиями столкнулся весь мир, и тут не помогут ни бюджетные, ни родительские, ни спонсорские деньги.
Что в этой ситуации сможет исправить ситуацию на шахматном поле Севастополя? Возможно, только способность игроков не делить окружающих на чёрных и белых, а услышать друг друга и выстроить общий план покорения шахматной вселенной.
Иначе победивших в этой игре не будет.
Предыдущая новость:
Похожие новости
- 18.10.2018 • В Севастополе уменьшилось число занимающихся в спортивных организациях города
- 16.08.2018 • Севастопольских школьников кроме футбола будут дополнительно учить игре в шахматы
- 27.07.2015 • Логика и интуиция: награждены победители шахматного турнира “Кубок Черноморья”
- 22.12.2010 • В Севастополе подведены спортивные итоги уходящего года