Важные новости

«Крымское пространство занято «русским миром»: как изменилась культурная политика на полуострове

05.09.2020  /  Категория: Культура  /  Тема: Аналитика  /  0 комментариев


По мнению экспертов, пропаганда и манипуляции лежат в основе культурной политики России в Крыму.

Первомайская демонстрация в Симферополе

Российское финансирование сферы культуры в Крыму до 2024 года планируют увеличить на 836 миллионов рублей и довести до общего показателя в 27 миллиардов 442 миллиона рублей, – пишут «РИА Новости Крым». Причем значительная часть этих средств в 2021 году пойдет на строительство Крымского государственного центра детского театрального искусства в Симферополе.

Этот центр должны были построить на месте ранее снесенного театра кукол в центре города и сдать уже в 2020 году, но сроки срываются из-за задержек в перепроектировании. О том, на что тратятся российские федеральные деньги в культурной сфере Крыма, и как это соотносится с политикой Украины до 2014 года, в эфире Радио Крым.Реалии ведущий Александр Лащенко обсуждает с крымским активистом Эдемом Дудаковым, заместителем генерального директора Украинского института Алимом Алиевым и главным режиссером PostPlay театра Галиной Джикаевой.

Эдем, как, по-вашему, в целом изменилась культурная политика в Крыму после 2014 года? Что делает Россия?

До 2014 года культурное пространство в Крыму было полиэтническим, а сейчас оно полностью занято «русским миром»

Эдем Дудаков

Дудаков: Если смотреть только на финансирование, то оно, конечно, есть. Разница в том, что до 2014 года культурное пространство в Крыму было полиэтническим, а сейчас оно полностью занято «русским миром». Все, что строится, все, что делается, относится именно к нему. Хотя крымскотатарская культура финансируется гораздо лучше, чем раньше, она оказалась в резервации, а народ превратился в замкнутую общность.

Как это проявляется?

Дудаков: В начале года я был на мероприятии российского Министерства культуры в честь 80-летия крымскотатарской художницы Заремы Трасиновой – и оно велось полностью на русском языке. Ведущий оказался крымским татарином – а я даже не признал в нем своего соотечественника! Невозможно развивать культуру, если она существует только в каких-то очагах-резервациях. Крымскотатарского культурного пространства, украинского культурного пространства на полуострове нет. Если раньше была, образно говоря, радуга, то сейчас это один и тот же цвет – все остальное высажено по клумбам.

Если судить по заявлениям российских чиновников в Крыму и по самим федеральным программам, то государство поддерживает культуры разных народов на полуострове.

Показуха с песнями и танцами есть – приедет любая делегация, и вам выведут украинский и крымскотатарский ансамбли. Но это не культура!

Эдем Дудаков

Дудаков: Около Совета министров вы можете увидеть плакат ансамбля «Къырым» и украинского коллектива песни и танца. То есть визуально что-то присутствует, но это тот же самый миф, какой был в Советском Союзе о «дружбе народов» на фоне депортации крымских татар. При вложении огромных денег ничего не развивается. Показуха с песнями и танцами есть – приедет любая делегация, и вам выведут украинский и крымскотатарский ансамбли. Но это не культура! Пришли из резервации, выступили – и ушли обратно.

Спасибо за ваше мнение. Алим, вы стремитесь развивать крымскотатарскую культуру уже в Киеве, всячески напоминаете о полуострове в украинской культурной среде. Какие у вас есть наблюдения со стороны об этой сфере во временно оккупированном Крыму?

Пропаганда и манипуляции лежат и в основе культурной политики, и политики памяти

Алим Алиев

Алиев: Я уверен, что одна из основных целей России – сделать из Крыма полноценный российский регион. Если посмотреть, сколько Москва тратит на так называемое патриотическое воспитание – это миллиарды рублей, огромные цифры. Пропаганда и манипуляции лежат и в основе культурной политики, и политики памяти. Переписываются учебники, подменяются понятия, при этом создаются музыкальные, танцевальные коллективы, которые выступают на украинском и крымскотатарском языках, издаются газеты, призванные показать лояльность коренного народа Крыма к российской власти. Россия также методично работает с молодым поколением – взять хотя бы «Юнармию» при школах.

А что было до 2014 года?

Алиев: В Крыму точно так же в первую очередь выделялась российская культура, это был абсолютно постсоветский нарратив: лагерь «Артек», Ласточкино гнездо, «екатерининские тропы» и так далее. От крымскотатарского культурного нарратива остался только Ханский дворец – и то из-за Александра Пушкина, написавшего стихотворение о «Фонтане слез». Украинского культурного нарратива в Крыму практически не было, как и понимания того, что гуманитарная политика – одна из важнейших вещей гармонизации общества.

Вообще, эти вопросы на перспективу Украине нужно решать уже сейчас, иначе завтра может быть уже поздно. Мы должны укреплять культурные и образовательные институции для Крыма здесь, на материке.

Спасибо. Галина, что вы можете сказать о финансировании культуры в Крыму до 2014 года и после?

Россия в рамках своих целей действует успешно – формирует нужного себе гражданина через хорошо финансируемую культуру

Галина Джикаева

Джикаева: Безусловно, до 2014 года оно было недостаточным – впрочем, это относилось ко всему на полуострове. Если и выделяли деньги на те же театры, то в основном через личные контакты, а на государственном уровне культура всегда оставалась на последнем месте. А по поводу российского финансирования такая маленькая деталь: когда я еще была в Крыму в июне 2014 года, ФСБ через сотрудничество с Росмолодежью предложила мне деньги взамен на показания против так называемой группы Олега Сенцова. Вот так это работает с приходом России!

Все определяется политикой государства. Я, конечно, рада, что сейчас в Крыму проводится много фестивалей, что они получают финансирование – но на этом фоне хотелось бы, чтобы и украинские государственные деятели обратили внимание на культуру как на формирующий гражданина инструмент. Россия это понимает и в рамках своих целей действует успешно – формирует нужного себе гражданина через хорошо финансируемую культуру.

Александр Лащенко

Предыдущая новость:

«Путин дал отмашку на убийство Навального» – Любовь Соболь


Темы

Cтатьи

20:25 • 16.09.2020
Конец перестройки. Как права человека пришли в СССР и ушли из России
19:58 • 16.09.2020
Кому выгодно «cui bono»? Изучаем манипуляции прокремлевских СМИ
18:30 • 13.09.2020
Господряды подороже. Как дорожают объекты ФЦП в Севастополе после заключения контрактов
17:49 • 13.09.2020
Севастополь: больше памятников, меньше экономики
16:20 • 13.09.2020
«Территория будет непригодной для жизни». Можно ли решить проблему нехватки воды в Севастополе
19:53 • 12.09.2020
Недвижимость в ОАЭ и Франции, три особняка в Татарстане. ФБК Навального выпустил расследование о Минниханове (видео)
19:00 • 12.09.2020
Пандемия и общество: почему люди уязвимы к дезинформации против вакцинации
17:30 • 12.09.2020
Коронавирус в рядах Аксенова и дефицит врачей: Крым в условиях пандемии
19:25 • 10.09.2020
«Миф о русофобии – чудовищная ложь»: Крымская война и современность
19:59 • 09.09.2020
Догнать российские стандарты за три месяца: как в Крыму потратят миллиарды Москвы на медицину

Другие статьи