Важные новости
«Крымское пространство занято «русским миром»: как изменилась культурная политика на полуострове
05.09.2020 / Категория: Культура / Тема: Аналитика
По мнению экспертов, пропаганда и манипуляции лежат в основе культурной политики России в Крыму.
Российское финансирование сферы культуры в Крыму до 2024 года планируют увеличить на 836 миллионов рублей и довести до общего показателя в 27 миллиардов 442 миллиона рублей, – пишут «РИА Новости Крым». Причем значительная часть этих средств в 2021 году пойдет на строительство Крымского государственного центра детского театрального искусства в Симферополе.
Этот центр должны были построить на месте ранее снесенного театра кукол в центре города и сдать уже в 2020 году, но сроки срываются из-за задержек в перепроектировании. О том, на что тратятся российские федеральные деньги в культурной сфере Крыма, и как это соотносится с политикой Украины до 2014 года, в эфире Радио Крым.Реалии ведущий Александр Лащенко обсуждает с крымским активистом Эдемом Дудаковым, заместителем генерального директора Украинского института Алимом Алиевым и главным режиссером PostPlay театра Галиной Джикаевой.
– Эдем, как, по-вашему, в целом изменилась культурная политика в Крыму после 2014 года? Что делает Россия?
До 2014 года культурное пространство в Крыму было полиэтническим, а сейчас оно полностью занято «русским миром»
Эдем Дудаков
Дудаков: Если смотреть только на финансирование, то оно, конечно, есть. Разница в том, что до 2014 года культурное пространство в Крыму было полиэтническим, а сейчас оно полностью занято «русским миром». Все, что строится, все, что делается, относится именно к нему. Хотя крымскотатарская культура финансируется гораздо лучше, чем раньше, она оказалась в резервации, а народ превратился в замкнутую общность.
– Как это проявляется?
Дудаков: В начале года я был на мероприятии российского Министерства культуры в честь 80-летия крымскотатарской художницы Заремы Трасиновой – и оно велось полностью на русском языке. Ведущий оказался крымским татарином – а я даже не признал в нем своего соотечественника! Невозможно развивать культуру, если она существует только в каких-то очагах-резервациях. Крымскотатарского культурного пространства, украинского культурного пространства на полуострове нет. Если раньше была, образно говоря, радуга, то сейчас это один и тот же цвет – все остальное высажено по клумбам.
– Если судить по заявлениям российских чиновников в Крыму и по самим федеральным программам, то государство поддерживает культуры разных народов на полуострове.
Показуха с песнями и танцами есть – приедет любая делегация, и вам выведут украинский и крымскотатарский ансамбли. Но это не культура!
Эдем Дудаков
Дудаков: Около Совета министров вы можете увидеть плакат ансамбля «Къырым» и украинского коллектива песни и танца. То есть визуально что-то присутствует, но это тот же самый миф, какой был в Советском Союзе о «дружбе народов» на фоне депортации крымских татар. При вложении огромных денег ничего не развивается. Показуха с песнями и танцами есть – приедет любая делегация, и вам выведут украинский и крымскотатарский ансамбли. Но это не культура! Пришли из резервации, выступили – и ушли обратно.
– Спасибо за ваше мнение. Алим, вы стремитесь развивать крымскотатарскую культуру уже в Киеве, всячески напоминаете о полуострове в украинской культурной среде. Какие у вас есть наблюдения со стороны об этой сфере во временно оккупированном Крыму?
Пропаганда и манипуляции лежат и в основе культурной политики, и политики памяти
Алим Алиев
Алиев: Я уверен, что одна из основных целей России – сделать из Крыма полноценный российский регион. Если посмотреть, сколько Москва тратит на так называемое патриотическое воспитание – это миллиарды рублей, огромные цифры. Пропаганда и манипуляции лежат и в основе культурной политики, и политики памяти. Переписываются учебники, подменяются понятия, при этом создаются музыкальные, танцевальные коллективы, которые выступают на украинском и крымскотатарском языках, издаются газеты, призванные показать лояльность коренного народа Крыма к российской власти. Россия также методично работает с молодым поколением – взять хотя бы «Юнармию» при школах.
– А что было до 2014 года?
Алиев: В Крыму точно так же в первую очередь выделялась российская культура, это был абсолютно постсоветский нарратив: лагерь «Артек», Ласточкино гнездо, «екатерининские тропы» и так далее. От крымскотатарского культурного нарратива остался только Ханский дворец – и то из-за Александра Пушкина, написавшего стихотворение о «Фонтане слез». Украинского культурного нарратива в Крыму практически не было, как и понимания того, что гуманитарная политика – одна из важнейших вещей гармонизации общества.
Вообще, эти вопросы на перспективу Украине нужно решать уже сейчас, иначе завтра может быть уже поздно. Мы должны укреплять культурные и образовательные институции для Крыма здесь, на материке.
– Спасибо. Галина, что вы можете сказать о финансировании культуры в Крыму до 2014 года и после?
Россия в рамках своих целей действует успешно – формирует нужного себе гражданина через хорошо финансируемую культуру
Галина Джикаева
Джикаева: Безусловно, до 2014 года оно было недостаточным – впрочем, это относилось ко всему на полуострове. Если и выделяли деньги на те же театры, то в основном через личные контакты, а на государственном уровне культура всегда оставалась на последнем месте. А по поводу российского финансирования такая маленькая деталь: когда я еще была в Крыму в июне 2014 года, ФСБ через сотрудничество с Росмолодежью предложила мне деньги взамен на показания против так называемой группы Олега Сенцова. Вот так это работает с приходом России!
Все определяется политикой государства. Я, конечно, рада, что сейчас в Крыму проводится много фестивалей, что они получают финансирование – но на этом фоне хотелось бы, чтобы и украинские государственные деятели обратили внимание на культуру как на формирующий гражданина инструмент. Россия это понимает и в рамках своих целей действует успешно – формирует нужного себе гражданина через хорошо финансируемую культуру.
Александр Лащенко
Предыдущая новость:
«Путин дал отмашку на убийство Навального» – Любовь Соболь
Похожие новости
- 17.02.2020 • У Развожаева назвали цены и сроки создания яхтенной марины и онкоцентра
- 13.01.2018 • Новый Театр кукол намерены строить, несмотря на протесты общественности – экс-архитектор Симферополя
- 30.07.2015 • За год Россия вложила в крымский туризм в шесть раз меньше, чем Украина до этого – Лиев
- 19.02.2015 • Симферополю обещают новый кукольный театр ценой в миллиард