Важные новости
«Мы все – на балу у сатаны». Архиепископ Крымской епархии ПЦУ Климент – о карантине и Пасхе онлайн
17.04.2020 / Категория: Общество / Тема: Религия
В чем опасность самоизоляции во время пандемии коронавируса? Что таят в себе онлайн-богослужения на карантине? Возможно ли освятить паску в интернете? И можно ли найти там Бога? Об этом в интервью Крым.Реалии рассказал архиепископ Крымской епархии Православной церкви Украины Климент.
Карантин в связи с пандемией коронавируса совпал с одним из главных праздников в православии. Церковь, как и другие институции во всем мире, ищет новые способы организации своей деятельности в условиях самоизоляции. Впервые в новейшей истории многие церковные лидеры в Украине и других странах мира призвали свою паству воздержаться от посещения храмов во время Пасхи. Вместо этого прихожанам предлагают онлайн-трансляции праздничных богослужений.
О том, как будут встречать Пасху прихожане Православной церкви Украины в Крыму, о вызовах пандемии и жизни после карантина говорит архиепископ Крымской епархии ПЦУ Климент. Он шесть лет борется за существование украинской церкви в российских реалиях полуострова и теперь столкнулся с дополнительными вызовами из-за коронавируса. Многие заявления архиепископа Климента в этом интервью кардинально отличаются от того, что в эти дни говорят его духовные собратья и церковное руководство, а также власти и эксперты. Но архиепископ утверждает, что это «его личное мнение и отказываться от него он не намерен».
По теме:
Неисповедимы пути коронавируса: мировые религии и пандемия
– Сейчас практически весь мир живет в условиях самоизоляции и ограничений из-за пандемии коронавируса. От большинства экспертов и представителей властей многих стран звучат заявления, что происходящее навсегда изменит мир и он уже не будет таким, как прежде. Как лично вы оцениваете происходящее и действительно ли пандемия может изменить мир?
«Люди ограничили себя во всем, потому что поняли, что никто им не поможет»
– Пандемия изменит мир. Это действительно так. Но, к большому сожалению, мир изменится в худшую сторону. Меня в нынешней ситуации поражает, угнетает и очень настораживает то, что вместо того, чтобы заниматься вопросом эффективной профилактики и предотвращения инфицирования, под видом борьбы с этой болезнью установлен тотальный контроль над человеком, над личностью.
– Вы говорите о Крыме?
– Это происходит во всем мире, включая Украину и Россию. Человека под видом борьбы с коронавирусом лишили свободы без суда и следствия. Его закрыли дома и сказали, что просто так он теперь выходить не имеет права. Попраны все конституционные нормы, которые защищали свободу человека. И это страшно.
Я не выступаю против ограничительных мер, но считаю, что делаются они бестолково, несистемно, неэффективно и умножают проблему. Большинство случаев коронавируса в Крыму завезены из России. Но ничего не сделано: ни самолеты не отменили, ни мост (через Керченский пролив – КР) не перекрыли. Начали делать что-то только после того, как Путин сказал вводить карантинные меры. Но опять же, стратегического плана нет, есть стратегия закрыть всех дома. И это касается не только Крыма.
То, что люди сегодня находятся на самоизоляции и ограничили себя во всем, – это элементарная самозащита. Потому что они поняли, что если что-то случится, никто им не поможет
В конституциях и законах Украины и России ничего не сказано о самоизоляции. Предусмотрено право президента объявить о чрезвычайном положении. Но в таком случае любое государство должно взять на себя ответственность за своих граждан, за то, как они будут платить коммунальные услуги и кредиты, за что они будут жить и как будут обеспечены продуктами и всем необходимым. Ничего этого не сделано, но зато в отношении людей активно применяются карательные меры. В чем вина граждан? Они все стали жертвами ситуации, и никто не защищен ни от вируса, ни от внутренних проблем. Но власть именно людей делает виновными. То, что люди сегодня находятся на самоизоляции и ограничили себя во всем, – это элементарная самозащита. Потому что они поняли, что если что-то случится, никто им не поможет.
Сегодня верхняя часть айсберга – это борьба с коронавирусом, а нижняя часть – это подготовка системы тотального контроля за человеком. «Ящик Пандоры» открыт.
– Что изменилось в связи с карантинными мерами в соборе святых равноапостольных князя Владимира и Ольги в Симферополе? Соблюдаете ли вы карантинные меры во время богослужений и в повседневной жизни?
– Ограничительные меры я ввел для себя и своих прихожан независимо от указаний власти. Потому что есть такое понятие, как чувство самосохранения. В кафедральном соборе я расчертил пол и приклеил желтые метки для людей, чтобы они находились на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. При входе в храм с улицы я залил коврик дезинфицирующим раствором. Два таких же коврика положил внутри храма. Такие меры я помню еще с советских времен, когда возникали угрозы эпидемий, так было и в Чернобыле. Кварцевание, дезраствор, дистанция и наличие масок – таких мер придерживаемся я и мои прихожане.
У нас все, кто входят в храм, должны иметь маску. Я провожу богослужение без маски, потому что это не шоу. Но между мной как архиереем и прихожанами расстояние около пяти метров.
В связи с карантином люди физически не могут прийти в церковь из-за ограничения работы общественного транспорта. В Симферополе автобусы и троллейбусы ходят по утрам с 6:00 до 10:00 и вечером с 17:00 до 22:00 часов. Приехать в церковь для многих проблематично, учитывая расстояние, жесткие требования и тотальный контроль, а также то, что большинство моих парафиян – пожилые люди.
На богослужения сейчас приходит немного людей: в будни – до пяти человек, в выходные – максимум 10-15. Они своим присутствием в храме не нарушают действующие карантинные нормы.
Сейчас сложное время и для священнослужителей. Они должны каждый день проводить богослужения. Плюс есть нагрузка священного устава в связи с Великим постом, ведь мы находимся в периоде страстной Седмицы. Это очень сложные богослужения, которые идут в течение всего дня. Это все надо отслужить. И я не понимаю священнослужителей, которые закрыли сегодня храмы и ждут воскресенья, чтобы онлайн показать, извините, не богослужение, а шоу какое-то. Я этого не могу понять.
– В каком формате планируете пасхальное богослужение вы?
Служить в пустом храме – это безумие
– Я не знаю. Ситуация настолько быстро в Крыму меняется… Есть вероятность, что ограничительные меры к Пасхе могут быть еще ужесточены. Поэтому я живу одним днем. Слава Богу, что у меня нет возможности организовать онлайн-богослужение. Я не хочу жить в онлайне и не призываю к этому других. Поэтому я буду молить Бога, чтобы он дал возможность мне и другим священникам отслужить эту Пасху, чтобы на богослужение хоть кто-то пришел. Потому что служить в пустом храме – это безумие.
«Священники сами узаконили то, что является греховным»
– Но сегодня на онлайн-богослужения приглашают прихожан многих конфессий, включая Православную церковь Украины. Весь мир облетело видео пасхальной молитвы Папы Римского Франциска перед пустой площадью в Ватикане.
– Что касается Папы Римского Франциска, то он для меня не авторитет в отличие от покойного Иоанна Павла II – воистину святого пастыря. Сейчас для меня святыми людьми при жизни являются врачи, которые делают в сложившейся ситуации невозможное и, спасая жизнь больного, жертвуют своей жизнью. За них я неустанно молюсь и призываю всех это делать.
Как священнослужитель я прихожу в шок от того, что мои собратья говорят своим прихожанам не идти в церковь на богослужения. Это страшно. Все, что происходит сегодня, – это бал сатаны, мы все на этом балу. Многие уже втянулись в пляску. Но нужно остановиться.
– Однако некоторые онлайн-богослужения в храмах ПЦУ сегодня набирают по несколько сотен просмотров в соцсетях. Такое количество людей редко можно увидеть на реальных богослужениях. Разве расширение аудитории церкви – не позитивный момент в этой истории? И чем плохо то, что люди по интернету могут заказать молебны за своих родных, а также пожертвовать средства храмам, переведя их на счет?
– Это не позитивный момент. Потому что путь к Царству небесному лежит через усилия, труд, пост и молитву. В нынешних условиях человека избавили от всего этого. Я слышал аргументы о том, как хорошо, что миллионы людей будут смотреть онлайн-службу. Сатана находит возможность, чтобы прельстить человека, сделать так, чтобы ему было удобно. Но то, что удобно и комфортно человеку, неугодно Богу. Чтобы спастись, нужно встать утром, помолиться, заставить себя прийти в церковь подготовленным, исповедаться, причаститься и ощутить духовную силу, которую дает Господь.
Онлайн-богослужения – это прекрасная идея для больных и немощных людей. Для всех остальных – нет
А сейчас созданы условия, когда можно всего этого не делать. Достаточно будет утром встать, не помывшись, не побрившись, в трусах и майке включить телевизор, лежать в кровати и смотреть онлайн-службу. Я не приемлю этого.
Онлайн-богослужения – это прекрасная идея для больных и немощных людей, которые не могут передвигаться и прийти на божественную литургию. Для всех остальных – нет.
– Возможно ли освятить паску онлайн?
– Нет, это невозможно. Потому что это то же самое, что виртуально позавтракать, пообедать или выпить вина. Завтра из-за того, что священнослужители заняли такую позицию, человек скажет: «А зачем мне идти в церковь? Я телевизор включу, священник молитву прочитает, я водичкой окроплю и все». Потому что такое мнение уже в обществе витало до коронавируса. А теперь священники сами узаконили то, что является греховным и беззаконным. И завтра люди начнут требовать все освящать дома, ссылаясь на опыт во время карантина. А затем начнут в онлайне исповедовать, грехи отпускать, пожертвования собирать. Это то, что я уже выше назвал балом сатаны. И все танцуют на нем, вместо того, чтобы остановиться и посмотреть, куда катится мир.
– Как вы относитесь к освящениям пасхальной выпечки на заводах? Например, недавно такое освящение производили в цехах «Крымхлеба».
– Такие освящения проводятся не только в Крыму. Освятили – и слава Богу. Может, кому-то это будет в пользу. Можно купить освященную паску и иметь радость по этому поводу.
Но снова повторюсь: если человек хочет чего-то достичь и реально жить с Богом, он должен приложить усилия. Поэтому одновременно с возможностями онлайн-богослужений и освящениями на хлебозаводах множество людей будут испытывать большие духовные страдания и тоску из-за того, что их пытаются разлучить с Богом.
Но опасность заключается в том, что после коронавируса все, что сегодня пропагандируется как исключительные меры безопасности, станет традицией, которая заложена самой церковью. Вот, чего надо бояться.
– В связи с массовым переходом церквей на онлайн-богослужения вопрос: есть ли Бог в интернете? И могут ли найти его там те, кто встретят Пасху онлайн?
– Господь сказал: все, что попросите во имя мое, дам вам. Но он сказал и другое: если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно, вы бы сказали горе перейти, и она бы перешла. Если бы вы имели веру, вы бы никогда не утонули, идя по воде. Это мой ответ на этот вопрос.
«Люди, даже находясь в заточении, умудрились переругаться друг с другом»
– Как вы уже упомянули, карантин на материковой Украине и в Крыму, в частности, совпал с Великим постом. Сложнее или проще стало его соблюдать в условиях ограничительных мер?
– Если люди к посту относятся как к диете, то в условиях, в которых мы все находимся, это проблема. Потому что сейчас элементарно сложно купить набор диетических продуктов, к которым человек привык. Но если человек живет молитвой и причастием, то ему что на стол ни положи, он будет счастлив. Это опыт многих-многих веков.
Ежедневную борьбу с грехом для человека не отменяли ни коронавирус, ни самоизоляция
Ежедневную борьбу с грехом для человека не отменяли ни коронавирус, ни самоизоляция. И это касается не только того, что человек ест, но и того, что он потребляет в информационном пространстве, включая интернет, где транслируют далеко не только богослужения.
Также важно осознавать, что самоизоляция, нахождение в ограниченном пространстве длительное время меняет психику человека. Статистика распространения домашнего насилия в мире ужасающая. И это еще один вызов для людей.
– В соцсетях крымчане на карантине публикуют множество фотографий с едой, всевозможными развлечениями дома и всем тем, что не соответствует режиму поста. Психологи утверждают, что так людям легче справляться со стрессом. А как оцениваете это вы?
– Я не хочу и не буду спорить с психологами. Это их мнение. Мое мнение как священника в том, что самолюбование человека в интернете – это от духовной пустоты. Когда у человека духовная пустота, он пытается ее чем-то заполнить: едой, красивой одеждой, развлечениями. Но удовлетворения в этом люди редко находят.
Церковь просит во время поста постараться избавиться от привычек, которые вам дороги, найти силы перебороть их. То есть вместо записи блога о том, как жарить поросенка, нужно помолиться. Но чаще люди все-таки следуют первому, чем второму.
– Также в дни карантина в соцсетях разразились информационные «войны» между сторонниками и противниками ограничительных мер, много критики звучит в адрес учителей, которые «не так» учат детей на дистанционном обучении. Нередко люди публично оскорбляют друг друга. Как примирить общество в условиях карантина?
– Это невозможно. Общество в этой ситуации не примирится. Потому что каждый имеет свое мнение, считает его правильным и старается его высказать. Заметьте, люди, даже находясь в заточении, умудрились переругаться друг с другом. Потому что все, что запущено сегодня по телевидению, в интернете, в соцсетях, направлено на то, чтобы люди находились, помимо состояния страха заразиться коронавирусом, еще и в состоянии стресса, который они черпают из почти всех информационных источников.
Людей сегодня вот так превращают в биомассу, которой легче управлять. Потому что люди, доверенные до глубокой депрессии, будут делать то, что им скажут, и радоваться тому минимуму своих прав, которые им оставят для облегчения.
После карантина мир будет другим. Если люди поймут это, они начнут по-другому относиться к себе и своей жизни. Если нет, нас ждут еще более сложные времена, чем до карантина.
Виктория Веселова
Крым.Реалии
Предыдущая статья:
В Севастополе выписали еще одного пациента с ранее подтвержденным COVID-19
Похожие новости
- 10.01.2019 • Архиепископ Климент: Кабмин Украины не выполняет поручения Порошенко по крымской епархии УПЦ КП
- 14.09.2017 • С храмов Московского патриархата в Крыму снимают таблички УПЦ
- 31.08.2017 • Из часовни в Крыму российские приставы забрали ковры, иконы, крест и посуду
- 10.03.2015 • Заявление: УПЦ Московского патриархата не передавало крымские епархии России