Важные новости

«Эффективные» вложения: как в Севастополе поддерживают сельхозпроизводителей

21.06.2019  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

За четыре последних года производители сельхозпродукции в Севастополе получили более 200 миллионов рублей грантовой поддержки, однако произвели продукции всего на 11 миллионов рублей. Фермеры жалуются на не всегда понятные критерии по определению победителей конкурсов, а правоохранители выявляют откровенно криминальные схемы по «освоению» государственных средств.

крымские персики

Севастопольские сельхозпроизводители получили более 200 миллионов рублей в виде государственной поддержки с 2015 по 2018 годы. Но показатели объема их производства в разы ниже этой суммы. На это обращает внимание Контрольно-счетная палата (КСП) Севастополя.

«Выделено более 200 миллионов рублей за весь период – с 2015 года. При этом объем производства продукции составляет в районе 11 миллионов рублей в год», – заявил 13 июня аудитор КСП Роман Босько.

«Необходимо повышать проходные характеристики для фермеров, чтобы именно профессионалы своего дела получали субсидию, а не те, кто просто захотел – бухгалтеры и тому подобное», – считает он.

Ранее губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников сообщал, что в 2018 году местные фермеры получили доход в объеме 20 миллионов рублей.

На текущий год в бюджете города запланировано более 400 миллионов рублей в виде государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Как это должно работать?

Во всем мире, как правило, для развития своего бизнеса сельхозпроизводители берут кредиты. Также используется государственная поддержка фермеров в стратегических отраслях сельского хозяйства – чтобы снизить импортозависимость.

После аннексии Крыма Россией российские банки стали отказывать местным аграриям в кредитовании из-за риска попасть под санкции. Об этом, например, в 2015 году рассказывал первый заместитель министра сельского хозяйства Крыма Николай Полюшкин: «Есть ряд объективных причин, связанных с экономической блокадой, санкциями. Крымские банки практически аграрный бизнес не кредитовали. Цифра, которая у нас получается на выходе за год (по итогам 2015 года – авт.), всего лишь 115 миллионов рублей. Это ничего».

Однако даже местные банки неохотно давали кредиты бизнесменам от сельского хозяйства. В конце 2017 года виноделы Севастополя жаловались, что не смогли в течение года взять сельхозкредит в крымских банках. И это при том, что виноделие – достаточно рентабельный бизнес. Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая балка» Елена Костенко сообщала: «Виноградарство и виноделие возможно только при субсидировании деятельности предприятий этой сферы. Льготную пятипроцентную ставку в этом году должно было нам субсидировать государство, однако нам в течение года так и не удалось получить сельскохозяйственный кредит в крымских банках». «РНКБ долго и нудно вел с нами переговоры». И в начале этой осени нам сказали: извините, лимиты исчерпаны, кредит вы не получите», – пояснила Костенко.

Оставалась только государственная поддержка.

В Севастополе были приняты 4 государственных программы: «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2016-2018 годы», «Развитие рыбохозяйственного комплекса Севастополя на 2015-2020 годы», «Устойчивое развитие населенных пунктов внутригородских муниципальных образований города федерального значения Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, на период 2015-2020 годов», «Поддержка начинающих фермеров на период 2015-2020 годов».

Так, в рамках программы поддержки начинающих фермеров, в 2015 году грантовая помощь была оказана 10 крестьянским (фермерским) хозяйствам. Финансовую поддержку получили проекты племенного кролиководства, перепеловодства, пчеловодства, разведения рыбы, тепличного овощеводства, выращивания малины, а также виноградарства. Бюджет выделил до 1,5 миллиона рублей на реализацию бизнес-планов создания крестьянских фермерских хозяйств и по 250 тысяч рублей на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Одним из победителей конкурса грантовой поддержки стал Владимир Васильев. Ему была выделена господдержка в виде гранта в размере 1,5 миллиона рублей и единовременная помощь в размере 250 тысяч рублей на реализацию проекта «Проведение и установка системы капельного орошения для полива столовых сортов винограда». Виноградник Владимира Васильева располагается в районе села Черноречье Балаклавского района, и урожай винограда он начнет собирать только через 5 лет.

Для участия в конкурсе фермер должен иметь земельный участок и проработанную бизнес-идею по производству сельскохозяйственной продукции. Обязательным условием участия в программе является создание трех новых рабочих мест. Также фермер должен продумать и каналы сбыта производимой продукции.

Что получается на практике?

В Севастополе фермер Михаил Бабошин решил поучаствовать в конкурсе на получение гранта на 1,5 миллиона рублей для молодых и перспективных сельскохозяйственников. В итоге его не только сняли с конкурса, но и подвергли проверкам. К сожалению, Бабошин не знал, что в департаменте сельского хозяйства есть свои тайные условия, которые в описании не указаны.

«Оказалось, что комиссия департамента без предупреждения собственника и меня как арендатора провела негласную проверку частной собственности с фотофиксацией жилого дома, хозпостроек, животных и прилегающей территории, – рассказал Бабошин. – Также осуществила письменные запросы в надзорные органы и другие организации, не входящие в список указанных в регламенте о порядке рассмотрения заявки. Основываясь на формальных признаках, не предусмотренных регламентом, департамент отказал мне в участии в конкурсе, а также без сбора конкурсной комиссии, заочно в одном лице вынес заключение о невозможности реализации моего бизнес-плана». Фермер обратился в Федеральную антимонопольную службу России, представители ведомства нашли нарушения в грантовом конкурсе, но финансовую поддержку от государства Бабошин так и не получил.

Совершенно непонятная история произошла с предприятием по выращиванию осетровых рыб, расположенном в селе Терновка. На протяжении нескольких лет власти Севастополя называли его образцовым и ставили в пример в части правильного освоения грантовых средств.

Завод аквапоники полного цикла по выращиванию осетровых в селе Терновка Балаклавского района Севастополя являлся инвестиционным проектом по развитию полносистемного рыбоводного хозяйства в установке с замкнутой системой водоснабжения. Как сообщали местные СМИ, реализовало проект сельскохозяйственное предприятие, зарегистрированное в 2014 году, однако уже весной 2016 года емкости рыбзавода были полны молодью осетра.

Для работы завода закуплено оборудование для полной очистки воды в условиях замкнутого цикла. Установлены механические фильтры, биологические фильтры, система озонового обеззараживания воды, система обогащения кислородом, система денитрификации. В научно-исследовательском институте рыбоводства закуплен малек стерляди и ленского осетра для дальнейшего выращивания, а также ремонтное стадо осетровых.

Общий объем вложений в реализацию инвестиционного проекта оценивался в 50 миллионов рублей. Предприниматель планировал окупить инвестиции в проект и выйти на рентабельность в течение 5 лет. Потенциал фермы – 30 тонн товарной рыбы в год, а еще через несколько лет, пообещал «рыбный фермер» Михаил Бушмакин, севастопольцы и гости города смогут полакомиться черной икрой. В начале 2017 года первые 3 тонны рыбы были поставлены в торговые сети, пятизвездочные отели и рестораны.

В 2016 году Бушмакин получил поддержку на общую сумму около 6 миллионов рублей на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб и возмещение части затрат на приобретение посадочного материала, используемого в целях аквакультуры.

Однако осенью 2018 года было объявлено, что завод закрывается. «Пока еще месяц посмотрим, поработаем, а так будем либо закрываться, либо продаваться. Не получается у нас ничего. В стране кризис, денег у народа нет. Мы рыбу вырастили, а покупать ее некому», – прояснил ситуацию фермер. Михаил Бушмакин оценил завод в 66 миллионов рублей. В объявлении о продаже было указано, что ежемесячная прибыль более 416 тысяч рублей.

Прямой криминал и нецелевое расходование

Правительство Севастополя неправомерно предоставило сельскохозяйственную господдержку на сумму более 60 миллионов рублей в 2015-2016 годах. К такому выводу пришла проверка КСП, рассказала в марте 2018 года аудитор Елена Федосова.

В частности, в 2016 году департамент сельского хозяйства выдал субсидию предприятию ООО «СВЗ-Агро»: «На возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками в общей сумме 43 миллионов рублей при отсутствии надлежащего установленного статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя». Однако, согласно правилам, только такие предприятия могли получать эту субсидию.

По данным проверки, ООО «СВЗ-Агро» было создано в ноябре 2015 года предприятием «Севастопольский винодельческий завод». «Первый раз оно подало заявку на возмещение в департамент сельского хозяйства в феврале 2016 года, через 4 месяца после своего образования», – добавила аудитор.

Есть и прямой криминал. Так, в ноябре 2017 года в Севастополе состоялся суд над двумя коммерсантами, которые в сентябре-декабре 2014 года, подав в департамент промышленности и сельского хозяйства фиктивные документы, получили деньги федерального бюджета, выделенные бюджету города на компенсации затрат сельхозпроизводителей. Журналисты выяснили: речь идет о бывшем министре аграрной политики АР Крым Олеге Фарине (2010-2011 годы – авт.) и его подельнице.

Согласно бумагам, экс-чиновник через подконтрольную ему организацию якобы купил у компании собственной матери 500 кур, 20 телят, а также сельскохозяйственную технику и оборудование. Сумму сделки оценили в 3,99 миллиона рублей. В севастопольском департаменте документы приняли и одобрили выделение средств.

А в 2018 году в рамках госпрограммы «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя» правительством Севастополя тепличному комплексу по выращиванию земляники садовой, построенному в 2018 году в районе села Верхнесадовое, было выделено более 3,1 миллионов рублей субсидий, что компенсировало порядка 90% расходов на обустройство систем мелиорации на общей площади в 10,11 гектаров. В 2019 агрономы сельскохозяйственного предприятия рассчитывают собрать урожай клубники в объеме не менее 45 тонн.

На протяжении двух последних месяцев клубнику продают на обочинах севастопольских трасс, что, разумеется, незаконно, но внимания на это не обращают ни правоохранительные органы, ни профильные департаменты российского правительства Севастополя. Будет ли отражена полученная таким образом прибыль в отчетах, неизвестно.

Андрей Покровский, крымский блогер

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Суд в Крыму присудил полгода колонии облившему краской памятник «вежливым людям»


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи