Важные новости

Экономические провалы Севастополя

01.07.2018  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика  /  0 комментариев


С момента «исторического воссоединения» прошло четыре года, а Севастополь так и не сумел достичь экономического прорыва. Не помогают ни российские инвестиции, ни российские чиновники – городская экономика продолжает идти ко дну.

Инвестиции

Российские власти города регулярно рассказывают о неких мифических инвесторах, готовых вкладывать деньги в экономику Севастополя. Чего только не обещают городу – и тоннель под Северной бухтой, и яхтенную марину в Балаклаве, и IT-технопарк. Но пока очередей из инвесторов в городе нет, а деньги поступают из федерального бюджета.

По итогам 2017 года, 76% из 30,4 миллиардов рублей инвестиций – бюджетные средства.

Еще хуже обстоит дело с иностранными инвесторами – доля таких вложений за четыре года сократилась почти в 11 раз.

инвестиции в экономику Севастополя

Но в целом экономического эффекта от российских миллиардов город не видит – деньги оседают в карманах «своих» подрядчиков, а производственные мощности сокращаются.

Промышленность

Крымская промышленность демонстрирует минимальный прирост за счет добычи песка и щебня. В Севастополе с этим сложнее, поэтому экономический рост даже нарисовать не сумели – в сравнении с далеко неуспешным 2016-м темпы производства сократились еще на 11%.

Снижение было бы еще большим, если бы не «рекордные» показатели двух новых для города отраслей – обработки древесины и полиграфии. Но сравнивать с нулем всегда легко – максимальный рост обеспечен.

Россияне рассматривают национализированные севастопольские предприятия исключительно как «трофей» – их включают в состав крупных российских холдингов, а с иными просто расторгают договора аренды, лишая возможности работать. Так севастопольские «власти» поступили с судоремонтным заводом «Южный Севастополь», продав его компании из Дагестана. Договор аренды с предприятием расторгли под надуманным предлогом, лишив его производственной базы.

Такой же участи подвергается и Инкерманский завод марочных вин, который не национализировали в 2014 году из-за доли европейских собственников. Зато теперь винзаводу отказывают в продаже арендуемого им имущества, что равноценно закрытию предприятия – работать на арендуемом оборудовании в России нельзя.

Экономически рентабельных предприятий в городе становится все меньше, а хваткие россияне стараются любым способом забрать все, что еще приносит прибыль.

Строительство

В строительной сфере показатели неплохие – все предприятия отрасли работают с прибылью. Однако украинских темпов ввода в строй жилья достичь пока не удалось: в 2017 году ввели в строй 229 тысяч кв.м. против 304 тысяч кв.м. в 2013-м.

Но строительный бизнес ожидает бум после утверждения генплана Севастополя. Он открывает большие возможности для застройщиков в виде изъятия тысяч земельных участков, выданных при Украине под индивидуальное строительство. На месте снесенных частных домов севастопольцев скоро вырастут новые высотки для россиян, число которых в городе растет день ото дня. Причем массовая застройка ожидает и исторический центр города – российский Минкульт собирается отменить приказ, ограничивающий строительство в этой части города.

А вот с социальными объектами проблема – в минувшем году ввели в строй один детсад на 260 мест. И это учитывая большие трудности с дошкольными учреждениями и школами в городе.

Транспорт

Транспортной отрасли Севастополя похвастаться нечем. Например, грузооборот автомобильного транспорта, в сравнении с украинским периодом, сократился в 15 раз.

Транспортной отрасли Севастополя похвастаться нечем. Например, грузооборот автомобильного транспорта, в сравнении с украинским периодом, сократился в 15 раз.

Железнодорожных и морских грузоперевозок тоже нет – порт города с 2014 года работает с убытками. И с пассажирскими перевозками тоже проблемы – достичь объемов 2013 года не выходит. Тогда услугами автобусов воспользовались 25,7 миллионов пассажиров, а в 2017 году – только 17,4 миллионов. И это учитывая, что пассажирского аэропорта в городе нет, а железнодорожные перевозки после закрытия сообщения с Украиной сократились до минимума – четыре электрички в день вряд ли могут обеспечить миллионы пассажиров.

Внешняя торговля

Но самым лучшим маркером экономического падения в городе стал его внешнеторговый оборот, который за четыре года рухнул в 10 раз. При этом экспорт сократился в 18,5 раз: предприятия города работают так «успешно», что вывозить уже нечего. Число торговых партнеров снизилось до минимума, а главную роль среди них играют страны СНГ.

Внешняя торговля Севастополя

В общем, западные санкции и российский менеджмент сделали свое дело – город полностью утратил внешнеторговый потенциал.

Согласно российской поговорке, обещанного надо подождать три года. Севастополь прождал четыре, но ничего, кроме колониальной администрации и экономических проблем, от России не получил.

Евгения Горюнова, крымский политолог

Крым.Реалии


Темы

Cтатьи