Важные новости

Загадка Таллинского перехода – загадка Трибуца

14.03.2010  /  Категория: Общество  /  4 комментариев


К числу самых мрачных страниц истории Балтики с полным основанием можно отнести "знаменитый" Таллинский переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота в августе 1941 года. Множество исследователей пытаются оценить те события, скрупулезно перебирая составы конвоев и сил охранения, рассматривая различные варианты движения кораблей и судов. Это очень интересно, но не дает практического вывода о причине происшедшей трагедии. Балтийская «Цусима не могла произойти просто так, сама по себе - но выявить скрытые механизмы исторического события очень трудно, а порой и не возможно. Попробуем и мы беспристрастно взглянуть на Таллинский переход. И здесь нам должна помочь наглядность.



При эвакуации Таллина было оставлено (брошено или частью затоплено) около шестидесяти плавсредств: десять буксиров: "И-12", "И-17", "Антс", "Балтия", "Вяйн", "Петер'', "Пилот", "Раг-док", "Рига, "Этсо", водолей "Мотор Вендаев", коллектор "Ром Тостилау", плавмастерская ДСКР. транспорты "Гамма" (696т). "Виире" (80т), плавбаза "Амур", плавкраны "Титанс" и "ПК N9"; парусно-моторные суда "Алар", "Колу", "Лейдус", "Миналайд", "Диана", "Юно". Оставлены шхуны "Адо", "Мион", "Мунтер", "Маху", "Манна", "Михкель", "Виана", "Дельфин", "Дурханд", "Ки-хо.тькона", "Кодурант", "Юли". Брошены баржи N 51. 1504L 5052, 5258. "Вайста", "Маду", НБ-3, НБ-15. НБ-17, КП-fi. КП-34. КП-36. КП-50, С-2. Э-1. И-34, МП-1. "Мария" и "Педула", а также два катера: "КП-103" и "ОПС-11". Часть этих плавсредств, несомненно, следовало бы увести, или уничтожить. Крупный транспорт "Луначарский" (ВТ-513. 36518 брт) потопили авиабомбами еще 20 августа при налетах германской авиации в Таллинском заливе.

Всего при оставлении Таллина было сформировано четыре конвоя и три отряда кораблей КБФ. Движение осуществлялось в кильватерной колонне (см. схему), причем линия кораблей и судов растянулась более, чем на 15 миль. Как видно из приведенной схемы, в голове колонны следовал Отряд главных сил под флагом комфлота на крейсере.

СОСТАВ ОТРЯДА
Крейсер Крейсер "Киров" (на фото) - дошел до Кронштадта
Лидер "Ленинград" - дошел до Кронштадта
Эсминец "Гордый" - дошел до Кронштадта
Эсминец "Сметливый" - дошел до Кронштадта
Эсминец"Яков Свердлов" - 28 августа в 20.50 подорвался на мине у о-ва Мохни, переломился и затонул
ПЛ "С-4" - дошла до Кронштадта
ПЛ "С-5" - погибла 28 августа в 20.11 между о.Мохни и м.Юминдапина, следуя за крейсером, от подрыв;.на мине в районе 2 отсека. Спасено 9 человек, погиб почти весь Штаб БП.Л.
ПЛ "Калев" - дошла до Кронштадта
ПЛ "Лембит" - дошла до Кронштадта
Пять базовых тральщиков (J\lb№204 - 207, 217) - дошли до Кронштадта
Шесть сторожевых катеров т."МО-4" (№№112. 131.133, 142, 202, 208) - дошли до Кронштадта
Пять торпедных катеров т.'Г-5" (№№73. 74. 94. 103, 113) - дошли до Кронштадта
(кроме ТКА .№103 - затонул 28 августа в в 20.00 от подрыва на минном защитнике в р-не о.Прангли)
Посыльное судно "Пиккер"- дошло до Кронштадта
Ледокол "Суур-Тылл" - дошел до Кронштадта
Итого: потеряно 3 боевые единицы, из 27.

СОСТАВ   КОНВОЯ № 1:
командир конвоя - капитан 2 ранга Н.Г.Богданов
Учебное судно (плавбаза) "Ленинградсовет" - дошло до Кронштадта
Транспорт ВТ-524 "Калпакс" (2.190т) - потоплен авиабомбами 29 августа в 15.00 у мыса Юминданина (по другим данным - восточнее оХогланд). Погибло более 1100 человек.
Транспорт "Вирония" (2.026т) - затонул от подрыва на мине 28 августа в 21.45 у м.Юминданина. Часть людей удалось спасти, погибло около 1300человек.
Транспорт ВТ-547 "Ярвамаа" (1.363т) - затонул 28 августа в 21.00 от подрыва на мине у о.Гогланд.
Транспорт ВТ-511 "Алев" (1.445т) - поврежден авиабомбами и 28 августа в 22.00 затонул от подрыва на мине у о.Прангли. Погибло 149 чел.
Транспорт ВТ-530 "Элла" (1.521т) - затонул 28 августа в 18.05 от подрыва на мине у о.Мохни. Погибло 644 человека.
Транспорт ВТ-563 "Атис Кронвалдис" (1.423т) - потоплен авиабомбами юго-западнее о.Лавенсари 29 августа в 17.40. Из 1000 человек спасено не более 20.
Ледокол "Кришьянис Вальдемарс" (1.932т) - затонул 28 августа в 18.30, поврежденный авиабомбами, от подрыва намине у о.Мохни.
Плавмастерская "Серп и Молот" (1.200т) - повреждена авиабомбами и 29 августа выбросилась на берег у о.Гогланд, позже - выгорела.
Подводные лодки: "ГД-307", "Щ-308". "М-79" - дошли до Кронштадта

ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ №1:
Эсминец "Свирепый" - дошел до Кронштадта
Эсминец "Суровый" - дошел до Кронштадта
СКР "Аметист" - дошел до Кронштадта
СКР "Касатка" - дошел до Кронштадта
Спасательное судно (СС) "Сатурн" - затонуло 28 августа в 23.00 от подрыва на мине у м.Юминданина.
2 СКА типа "МО-4" из них один: "МО-233" - потоплен 28 августа германской полевой артиллерией в 19.42 у м.Юминдана.
Пять тихоходных тральщиков (погибли два):
ТЩ №71 "Краб" - затонул от подрыва на мине в 19.00 28 августа у м.Юминданина
ТЩ №56 "Барометр" - затонул от подрыва на мине в 22.05 28 августа у м.Юминданина
Пять катеров-тральщиков - дошли до Кронштадта.
Буксир "ОЛС-7" - дошел до Кронштадта
Итого: потеряны все транспорты, три вспомогательных судна, три боевых корабля.
Конвой практически полностью уничтожен!

СОСТАВ ОТРЯДА ПРИКРЫТИЯ
флаг начштаба КБФ контр-адмирала Ю.А.Пантелеева
Лидер (на фото) - дошел до Кронштадта
эсминец "Славный" - дошел до Кронштадта
эсминец "Скорый" - при оказании помощи поврежденному лидеру "Минск", подорвался на мине 28 августа в 22.00, разломился в р-не второго ТА и через 20 минут затонул в районе о.Мохни.
ПЛ "Щ-322", "М-95", "М-98", "М-102" - дошли до Кронштадта
ПЛ "Щ-301" - следуя за СС "Нептун" и уклоняясь от авиабомб, кормой подорвалась на мине 28 августа в 23.00 у о.Кери и затонула. Спасено 13 чел.
Пять базовых тральщиков: БТЩ №203, 210, 211, 215, 218 - дошли до Кронштадта
Четыре СКА типа "МО-4" (№ 207, 210, 212, 213) - дошли до Кронштадта
Пять торпедных катеров типа "Г-5" и СС "Нептун" - дошли до Кронштадта
Итого: потеряны две боевые единицы. Следует отметить, что отряд прикрытия, по приказу струсившего начштаба КБФ, бросил конвои и не выполнил своей боевой задачи.

СОСТАВ КОНВОЯ № 2:
командир - капитан 2 ранга Н.В.Антонов
Сетевые заградители "Вятка" и "Онега" дошли до Кронштадта
Гидрографическое судно "Азимут" дошло до Кронштадта
Транспорты:
"Казахстан" - в поврежденном виде, горящий, добрался до о.Вайндло; а 2 сентября дошел до Кронштадта. Имел на борту 5.000 человек.
ВТ-505 "Иван Папанин" (3.374т) - выбросился на отмель у о.Гогланд 29 августа и в 15.00 30 августа разбит авиабомбами. Погибло более 70 человек.
ВТ-584 "Найссаар" (1.892т) - затонул 29 августа от подрыва на мине к востоку от о.Мохни. Погибло до 400 раненых.
ВТ-537 "Эргонаутис" (205т) - потоплен авиабомбами 29 августа у м.Юминданина. Погибло более 300 раненых.
ВТ-550 "Шауляй" (1.570т) - поврежден авиабомбами и сел на грунт 29 августа у о.Гогланд. Не восстанавливался.
ВТ-545 "Эверита" (3.251т) - следовал в конце конвоя и затонул в 22.45 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина. Погибло более 1.500 человек.
Шхуна "Атта" (200т) - повреждена артогнем финских торпедных катеров и в 03.50 29 августа затонула в шторм.
ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 2:
Канонерская лодка "Москва", СКР "Чапаев", четыре тихоходных тральщика, девять катеров-тральщиков и два СКА типа "МО-4" - дошли до Кронштадта
Итого: в конвое потоплены все транспорты, кроме одного, потеряно 6 единиц.

СОСТАВ КОНВОЯ № 3:
командир - капитан 2 ранга Я.Ф.Янсон
Танкер №12 (2.122т) - потоплен авиабомбами в 18.10 29 августа у о.Гогланд.
Транспорты:
ВТ-512 "Тобол" (2.758т)- потоплен авиабомбами в 12.30 29 августа сев.-зап. о.Вайндло. Часть людей снята спасателями.
ВТ-518 "Луга" (2.391т) - затоплен в 23.10 28 августа после подрыва на мине у м.Юминданина. Погибло 300 человек.
ВТ-529 "Скрунда" (2.414т) - поврежден 29 августа авиабомбами, выдержав 36 атак германской авиации и 30 августа затоплен у о.Гогланд.
ВТ-543 "Вторая пятилетка" (3.974т) - сел на грунт у о.Гогланд 29 августа и 30 августа добит бомбами.
ВТ-546 "Аусма" (1.791т) - затонул от прямого попадания авиабомбы в 13.00 29 августа у о.Родшер. На борту имел 1.300 чел.
ВТ-581 "Лейк Люцерне" (2.316т) - поврежден авиабомбами и 29 августа выбросился на берег у о.Гогланд. Погибло 200 человек.
ВТ-520 "Эвальд" (1.050т) - потоплен авиабомбами в 15.07 29 августа у о.Мохни. Часть людей снята.
Транспорт "Кумари" - судьба неясна, сведения отсутствуют. Спасательное судно "Колывань" - затонуло 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина.

ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 3:
Канонерская лодка "Амгунь", СКР "Буран"- дошли до Кронштадта
СКР "Топаз" - затонул 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина
Тральщик №42 ("Ижорец-13") - затонул от подрыва на мине 28 августа у м.Юминданина.
Три тихоходных тральщика -     дошли до Кронштадта
Четыре катера-тральщика и два СКА т. "МО-4" - дошли до Кронштадта
Посыльное судно "Юпитер" - затонуло 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина.
Итого: конвой можно считать полностью разгромленным.

СОСТАВ КОНВОЯ № 4:
командир - капитан 3 ранга С.А.Глуховцев
ВТ-501 "Балхаш" (2.191т) - не вошел в состав конвоя №3 и следовал с конвоем №4, затонул от подрыва на мине в 8.30 29 августа между о-вами Вайндло и Родшер. Погибло 95 человек.
Три шхуны - судьба неясна, сведений и наименований нет.
Три мотобота - один дошел до Кронштадта, а мотоботы № 61 "Капитан" и №62 "Вейно" затонули 28 августа в шторм в 18.00 у о Лрангли.
Самоходная баржа "ТТ-1" (325т) -потоплена авиабомбами 28 августа в 19.00 у м.Юминданина.
Бензовозная баржа № 252 (650т) - затонула 28 августа от подрыва на мине.
Баржа "ЛБ-21" (950т) - потоплена авиабомбами 29 августа у м.Юминданина. Паровая шаланда "Петергоф" - затонула 28 августа от подрыва на мине у м.Юминданина.
Буксир "КП-18" - потоплен авиабомбами 29 августа у о.Вайндло.
Еуксир "ЛП-5" - затонул от подрыва на мине 28 августа у о.Мохни.
Буксир "Колыма" - затонул от подрыва на мине 28 августа у м.Юминданина.
Буксир "Палдиски" - захвачен 29 августа в 5.30 финскими ТКА. Пленено 27 чел.
Буксир "И-18" - захвачен 29 августа в 5.30 финскими ТКА. Пленен 21 чел.

ОХРАНЕНИЕ КОНВОЯ № 4:
Канонерская лодка "И-8" - затонула 28 августа от подрыва на мине в 20.30 у мыса Юминданина.
СКР "Разведчик", 2 магнитных тральщика, 13 катеров-тральщиков, 2 СКА т."МО-4", 3 моторных шхуны - дошли до Кронштадта.
Итого: конвой полностью разгромлен.

СОСТАВ СИЛ АРЬЕРГАРДА:
флаг командира минной обороны -контр-адмирала Ю.Ф.Ралля
Эсминец "Калинин" - затонул 28 августа в 23.00 от подрыва на мине между о.Мохни и м.Юминданина. Часть людей спасена.
Эсминец "Володарский"- затонул 28 августа в 23.50 от подрыва на мине, следуя за "Калининым".
Эсминец "Артем" - мгновенно затонул от подрыва 28 августа в 24.00 на мине при попытке оказания помощи двум эсминцам.
Сторожевые корабли:
"Буря" - дошел до Кронштадта
"Циклон" - затонул 28 августа в 22.00 от подрыва на мине у м.Юминданина.
"Снег" - затонул 28 августа в 23.00 от подрыва на мине у м.Юминданина.
Два торпедных катера типа "Г-5" и пять СКА типа "МО-4" - дошли до Кронштадта
Итого: арьергард практически уничтожен, а мелкие катера ретировались самостоятельно на высоких скоростях.

Следует упомянуть и состав специального отряда прикрытия из состава Кронштадской ВМБ (командир - капитан 2 ранга И.Г.Святов): 12 тихоходных тральщиков, 4 сторожевых корабля, 6 ТКА, 8 СКА типа "МО-4", 2 КТЩ, СС "Метеор", 2 буксира и 4 мотобота. Базируясь на о.Гогланд, они пытались оказать помощь разгромленному каравану. Авиабомбами были потоплены буксиры "Вента" и "Вильми" (29 августа), в тот же день от бомб затонуло и гидрографическое суд¬но "Восток". От авиационного прикрытия толку оказалось немного и существенной помощи авиаторы оказать не смогли.

Разобрать причины гибели "Таллинского каравана" ныне очень сложно. Гадать о причине выбора самого миноопасного фарватера можно долго и без пользы, если не упомянуть личность самого командующего Краснознаменным Балтийским флотом - вице-адмирала Владимира Филипповича Трибуца.
Владимир Филиппович ТрибуцЭтот человек и является как раз главной загадкой войны на Балтике. Он родился в 1900 году и в 1917 году окончил военно-фельдшерскую школу. В 1918 году направлен служить в Балтфлот, принял скромное участие в Гражданской войне, а в 1926 году окончил военно-морское училище им.Фрунзе и направлен служить на Балтику (на линкоры), быстро дослужился до командира эсминца. С 1936 года он служит в штабе БФ, в 1938 году - уже начальник штаба БФ и с 1939 года - командует Балтфлотом. Прекрасная карьера, явно не без покровителя, но тут грянула финская, а затем Отечественная война.

И вот тут начинаются странности:
- по приказу Трибуца командир Либавской ВМБ капитан 1 ранга М.С.Клевенский отдает устное распоряжение о взрыве стоящих там кораблей и основных сооружений и складов базы. Лишь через двое суток немцы подошли к городу и он был легко оставлен;
- быстрая сдача Таллинской военно-морской базы;
- полная пассивность флота (по приказу Трибуца) в период постановок германских минных заграждений, хотя флот имел в этом районе подавляющее преимущество в силах;
- развал разведотдела Балтфлота, парализовавший его работу;
- игнорирование прямого приказа Наркома ВМФ о введении на флотах оперативной готовности №1 и ее запоздалое введение;
- странное уничтожение многих боевых кораблей и вспомогательных судов и поразительная осведомленность германских вооруженных сил о планируемых операциях в регионе. Здесь следует упомянуть командира отряда легких сил контр-адмирала В.П.Дрозда. Этот умный человек быстро сообразил причины потери своих кораблей и сознательно дезинформировал свое начальство о передвижениях подчиненных ему кораблей. Но и Валентин Петрович совершил роковую ошибку, обратившись со своими подозрениями к секретарю ЦК А.А.Жданову, возглавлявшему Ленинградскую парторганизацию. В январе 1945 года вице-адмирал В.П.Дрозд был убит и инсценирована его случайная смерть в провалившейся в полынью автомашине;
- трагичный "Таллинский переход", в результате чего на Балтике практически уничтожен весь транспортный флот;
- подготовка Трибуцем сдачи Ленинграда и уничтожения всего оставшегося флота. Лишь назначение Жукова предотвратило этот зловещий замысел;
- почти полное и сознательное уничтожение Трибуцем наиболее опасного для Германии подводного флота. Комфлота посылал свои ПЛ на заведомую гибель и лишь личное, запоздалое приказание Сталина прекратило эту бойню;
- сознательная дезинформация Ставки и Сталина о действительном положении дел на флоте и о его возможностях. Примеров тут масса и из них можно составить отдельную книгу.
Перечислять подобные "эпизоды" можно еще долго, но и уже перечисленного вполне достаточно для определенных выводов.

Возможно 3 варианта оценки деятельности адмирала В.Ф.Трибуца:
1)    Человек он неопытный, может быть глупый. Вариант маловероятен - простого "дурака" давно бы раскусили и в лучшем случае вышибли с флота.
2)    Адмирал - сознательный "саботажник-оппозиционер" существующему режиму, пользовавшийся покровительством В.Молотова и других лиц в высшем эшелоне власти и поэтому зачастую действовавший в обход своего прямого начальника - Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова, а то и вопреки его и Сталина(!) распоряжениям. Версия имеет право на существование. В ее поддержку можно сказать, что Сталин не уничтожил Трибуца, а в 1947 году вышиб его в заместители главнокомандующего войсками Дальнего Востока и позже Трибуц никогда не занимал ключевых должностей на флоте и в 1961 году вышел в отставку. В этой версии много спорных моментов и полной ясности нет.
3)    Версия ВРАГА: Командующим КБФ - умный и тщательно законспирированный агент вражеской разведки. Какой именно - немецкой, английской, или обоих разведок вместе - уже не столь важно. Приняв эту версию, имеющую, к сожалению, все права на существование, можно легко и ясно объяснить все поступки и действия В.Ф.Трибуца, все так называемые "случайности". Здесь и заключается главная СУПЕРСЕНСАЦИЯ: всю войну крупнейшим советским флотом руководил и целенаправленно его уничтожал агент иностранной разведки!!! Вербовка такого человека, как Командующий флотом - несомненно крупнейший успех для любой разведки мира!

Адмирал В.Ф.Трибуц умер в 1977 году, окруженный славой и почетом, имея ученую степень доктора исторических наук. Свою тайну он унес в могилу. Но история рано или поздно все расставит на свои места. Кем был на самом деле адмирал Трибуц и какую роль он сыграл в Великой Отечественной войне - рассудят читатели, время и история.

Костриченко В.Л. / Севастополь
Военно-морское историческое обозрение №1, 1997

СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА, ПОГИБШИХ НА ПЕРЕХОДЕ ИЗ ТАЛЛИНА В КРОНШТАДТ
28-29 АВГУСТА 1941г.

1 - ТКА-103       18 - "Юпитер"        34 - "И-8"
2 - "Алев"          19 - С-5                35 - "Скорый"
3 - Щ-301          20 - "Сатурн"        36 - "Атта"
4 - МБ-62          21 - "Топаз"           37 - "Тобол"
5 - МБ-62          22 - "Колывань"      38 - "Балхаш"
6 -"Элла"           23 - "Ярвамаа"       39 - КП-18
7 - "Луга"          24 - ПП-5              40 - "Палдиски" (плен)
8 - "Колыма"       25 - "Эвальд"        41 - "И-18" (плен)
9 - МО-233        26 - "Кришьянс       42 - "Аусма"
10 - "Вирония"          Вальдемарс"     43 - "Скрунда"
11 - ТТ-1           27 - "Найссар"        44 - "Вторая пятилетка"
12 - ТЩ-42         28 - "Снег"             45 - без названия
13 - "Петергоф"   29 - "Циклон"         46 - "И.Папанин"
14 - ТЩ-71         30 - "Артем"           47 - Танкер №12
15 - ТЩ-56         31 - "Володарский"  48 - "Лейк Люцерн"
16 - "Эверита"     32 - "Калинин"        49 - "Серп и Молот'
17 - "Эргонаутас" 33 - ЛБ-21            50 - "Шауляй"
                                                    51 - без названия
                                                    52 - без названия
                                                    53 - "Калпакс"



Источник: http://meridian.in.ua/news/2826.html

Темы

Cтатьи