Важные новости

Рассказы подводника. Мичман Завьялов

17.02.2013  /  Категория: Общество

Александра Завьялова в Балаклаве знает каждый старожил. Знает его, как художника, как пограничника, как подводника, как краеведа, как… И это все о нем. Неугомонный бегун по тропам Балаклавы, знаток ее улочек и склонов окрестных гор, мастер акварели,  непревзойденный специалист в области графики. Александр приехал в этот древний город давно. И отдал служению ему многие годы. Из них 15 лет - подводному флоту. Сегодня Завьялов – одна из визитных карточек Балаклавы. Известен он далеко за пределами СНГ. А вот, что он сам рассказал о своей жизни.

Приятно вспоминать моменты, связанные с приездом в Балаклаву. Хотя они давно ушли в историю. Но они остаются в памяти. Призывался Саша из Новосибирска. В те времена было принято ребят из восточных округов направлять на службу в Европу, а из западных – подальше на Восток. Чтоб узнали насколько «широка страна моя родная», что бы пропитались духом интернационализма сильнейшей из держав мира. Вот так и попал он в учебный отряд морских пограничников на Черном море в Анапе. Отучились 9 месяцев. Получили такой объем знаний и навыков, который, по представлениям курсантов, в те времена больше ни в одном роде войск не давался. Распределение из учебки открывало новые горизонты. Завьялов рвался на Дальний Восток. Мечтал заглянуть в родной город, с друзьями-подругами встретиться. По форме морской.

Но судьба сложилась по-другому. Кто-то из замполитов попросил буквально перед выпуском что-то нарисовать в ленинской комнате. Плакат или боевой листок. Нарисовал. На свою голову. Командир от щедрот своих пообещал отличное распределение. «Отправлю тебя к своему другу!» Куда? К кому? Говорит, дескать, по прибытию построят на плацу, спросят, кто художник. Так ты сразу и выходи. Эшелон шел в Крым. В Севастополь. А дальше – на перекладных в Балаклаву. Так продолжилась срочная служба Завьялова, уже на малых противолодочных кораблях. Пограничники называют эти катера «пограничными». Но Завьялов упорствует – противолодочные. До первого построения на плацу и «разбора» пополнения, Александр успел с товарищами сбегать на причал кораблей. Вдохнул полной грудью морской воздух и решил в художественных грехах не сознаваться. Уж очень в море захотелось. Адом показалась перспектива в штабе стенгазеты малевать. Романтика моря победила. Прошла срочная служба. Пора домой в Сибирь. Но уже определилась непреодолимая тяга к Генуэзским башням, к реальному воплощению книг Стивенсона, прочитанных в детстве. Остался Александр на заводе «Металлист», потом в рекламном хозяйстве поработал. Стало скучно на берегу. Никакой романтики. Море звало.

В 1970 году подался в 14-ю дивизию подводных лодок, базирующуюся в Балаклаве. Правда, сначала не на подводную лодку, но на плавбазу «Буг». На ней и прошел  азы водолазного дела. На плавбазе познакомился с отдыхающими после боевых дежурств экипажами подводных лодок. И только потом попал на подводную лодку Александрова. На лодку дальнего радиолокационного дозора. Современной молодежи трудно объяснить, что когда-то не было телевидения и дальней связи. Только после 70-тых появились первые спутники связи, способные передавать сигнал на другой конец света. Мировая общественность оценила это достижение прогресса по первым телемостам «Моска - Нью-Йорк». А подводники уже вовсю разворачивали связь со своими товарищами у берегов вероятного противника.

В Балаклаве подводные лодки Александрова и Шатова имели возможность связываться со своими коллегами у берегов Кубы. На лодке Александрова был еще и всплывающий буй для связи в подводном положении. И такие системы существуют до сих пор. А тогда это была новейшая секретная научная разработка. На лодке Завьялов служил уже корабельным химиком. Он очень благодарен торпедисту первого отсека Виктору Ивановичу Маслову, всему экипажу подводной лодки за полученные знания. Помнит и команду пограничных катеров. Вот там обучили дисциплине по полной схеме. Интернациональный экипаж корабля. На 31 члена экипажа – 17 национальностей. Ни одного конфликта за весь срок службы. На лодке Александрова прошел первые погружения, водицы морской испил, удостоверение подводника получил. Но обе лодки свой срок отслужили и пошли на иголки. А Завьялов был назначен начальником мастерской. Мастерская подводные лодки не ремонтировала. Она делала их модели. И картинки с изображением подлодок для подарков иностранным гостям дивизии. Был случай портрет Фиделя Кастро в дереве вырезать. Сложнейшая работа. И она ушла с нашими кораблями в поход к берегам Кубы, была подарена на острове Свободы. А лет 10 спустя, в случайной беседе услышал Завьялов комплимент своей работе со стороны сотрудницы Севморзаводв, доводившей подарок до надлежащего уровня упаковки. Но работа на берегу быстро наскучила. Появилась надежда попасть на новостройку.

На верфи Адмиралтейства в Ленинграде строили уникальную дизельную лодку проекта 1840. Длина ее 85 метров, ширина – около 8. Дальность плавания под водой 80 миль, над водой 200 миль. Подводное водоизмещение 2564 тонн. Вооружения нет, Экипаж-41 человек. Дизель в полторы тысячи лошадиных сил. Один винт и четыре поворотно-откидных колонки (подруливающие устройства). Данная ПЛ предназначалась для проведения испытаний по определению длительности пребывания человека под водой на глубине 300 м, отработки водолазного комплекса, подготовки водолазов, выполнения аварийно-спасательных работ и ремонта подводных объектов.

Завьялов упал «в колени» к начальству и адмирал его отпустил. Три года он принимал лодку. Это был праздник жизни. Все Ленинградские музеи он уже знал лучше экскурсоводов. Моряков-срочников водил в увольнения. В Русский музей, в Зимний дворец. Общение с культурным наследием страны очень помогло. Александр много рисовал и принял участие во всесоюзной выставке «Художники-любители флотов - Родине». Завьялов представил 20 работ. И экспозиция Военно-морской базы с его участием заняла второе место в Союзе.

В 1989 году строительство подлодки было завершено. В ноябре в Кронштадте впервые осуществили погружение. Рабочая глубина - 300 метров. Предельная - 375 метров. Таких глубин там не было. Такая «ямка» только под Швецией была. Советских подводников туда не пустили и первое контрольное погружение было намечено уже в Черном море.  И в дни Московской Олимпиады лодка по рекам и каналам, внутренним путем, двинулась к месту своего постоянного базирования. С 17 июля по 30 августа 1980 года была осуществлена транспортировка лодки в Феодосию. Запакована она была в транспортный док, как посылка. Плыли по Волге, по Дону. Всплыли уже в Феодосии. Покинули свой транспортный док и пошли своим ходом до Балаклавы. Прибыли в Балаклаву 3 сентября 1980 года. Лодка несла свой номер БС-555. Это была научно-исследовательская лаборатория на базе боевой подводной лодки. На ней не было торпедных аппаратов или ракет. Не было иллюминаторов и даже перископа. Было много видеокамер и светильников, для наблюдения за выходом на грунт гидронавтов, для контроля надводной обстановки.

Будучи техником группы глубоководных испытаний, мичман Завьялов с огромным интересом включился в работу. В стандартную лодку были вмонтированы два дополнительных исследовательских отсека. Внешне рубка оказалась отнесенной в корму. Два декомпрессионных отсека друг над другом. Вместимость – 5 гидронавтов, водолазов глубоководников. И с ними доктор-физиолог. Там, внутри. Снаружи камеры, но внутри отсека – полковник медицинской службы Александр Михайлович. Светлейшая голова. Таких на весь Союз едва ли было более 5 человек. Завьялов с огромным удовольствием коротал вахты с врачом. Месяц лодка лежала на грунте. Или имитировала лежку, «задавив» водолазов до 300 метров в камере. Мичман Завьялов обеспечивал гидронавтов дыхательными смесями. По кислороду, по углекислому газу и по гелию контролировались смеси поминутно.  Испытуемые «кролики» жили в очень сложных условиях. Крайне трудно перемешать воздух в таком объеме, выровнять температуру. Внизу камеры – холод, вверху -  жара. Результат – простуды и кожные заболевания. А звуко-подводная связь в те времена была более чем отвратительная. Голоса «обуратинивались», слов разобрать нельзя.

Всего было проведено пять экспериментов с рекордными погружениями. Полигон лодки БС-555 был определен под Ялтой. Глубины от 120 до 240. Техника новая, экспериментальная. В первом отсеке стояли насосы, фильтры, вспомогательное оборудование, обеспечивающее работу барокамер второго отсека. Разработчики подводной лодки, талантливые и квалифицированные люди. Но – люди! И ничего человеческое им не чуждо. В том числе и ошибки. Трубопроводы забортной воды сделали латунными. А заглушки к ним – стальными. Сейчас каждый школьник знает, к чему такая пара металлов приведет в агрессивной среде морской воды. (Едва ли – каждый. Но по одному в каждой школе найдется! – мнение журналиста). Провокация коррозии должна была сработать. И она сработала. И вот на глубине 240 метров лежит лодка на грунте. Задачи свои решает.

Начальник группы обеспечения Сергин Валерий Николаевич готовится выпустить из камеры водолазов на глубине в 300 метров. Задача архи сложная. Ребят в камере уже «придавили» до давления 300-метровой глубины. Нужно поминутно рассчитать дыхательные смеси для выхода их на поверхность. «Придавить» водолазов до заданной глубины мы смогли за 4 часа. А вот поднимать их с этой глубины нужно в течение 11 (одиннадцати!) суток. График смены смеси – простыня метр на два. Валерий Николаевич только в пустом отсеке разложил свою простыню, как на него капнула вода. Вокруг тишина. Никого. Он на верхнюю палубу. И там никого. Он вниз. А на кальку струя воды бьет. Тревога по лодке. В отсеке водяная пелена. За бортом 240 метров глубины, 24 атмосферы. В городском водопроводе 2 атмосферы. Попробуйте свищ или открытый кран заткнуть пальцем. Как назло, в сплетении трубопроводов ни клин не вставишь, ни пластырь не подведешь. Уже потом выяснили, что свищ в стальной заглушке за 5 минут проел отверстие в 2 сантиметра.

Объявлено аварийное всплытие. Лодка летит наверх. Но летит по всем законам физики с учетом технических особенностей аппарата, не на ровном киле, а порхая, как осенний лист. Лодка вылетает на поверхность. В отсеке вода с борта на борт, от кормы к носу и обратно переливается. Просто – шторм в отсеке. Было ли страшно? Было. Но показать свой страх было недопустимо – в отсеке по случаю находились два моряка срочной службы. Держать фасон! Мокрые с ног до головы. Ноги поджимаем при каждой следующей «волне». В той истории никто не пострадал. Но выводы о заглушках были сделаны строгие.

Однажды из Поти в Севастополь буксировали понтон (секция подводной лодки, нафаршированная  секретной ЭПРОНовской аппаратурой). Возле Ялты трос оборвался. Разрыв на крюке буксира. Трос пауком осел на затонувший понтон. Для поиска было задействовано поисково-спасательное судно «Стрелец» с мощной аппаратурой. Подключили БС-555. Лодка приступила к поиску утерянного понтона. Но связь была отвратительной. Вплоть до «Первый! Первый! Я - второй! Если меня слышишь – брось гранату!» Командир лодки принимал решение на всплытие. Раз пять всплывали. Командиры кораблей переговаривались.  С раннего утра до 16 часов. И вновь – погружение. Туда – сюда! Боцмана зациклило. В ходе одного из всплытий, только командир взобрался на свой насест в рубке. Рядом – сигнальщик. И тут лодка начинает погружаться. Вахтенный сигнальщик пытается люк задраить. А вода уже пошла в отсек. Мат-перемат. В мирное время возник вариант лодку утопить у берегов курорта.  Люк закрыть просто не реально. Слава Богу,  успели остановить погружение. Но 6 тонн воды в центральный пост лодка приняла. Отсеки задраены.  Офицеры по колено в воде, молча поласкали свои носки в воде в центральном посте. Ботинки поставили как можно выше. Потом все смеялись над этим казусом. Но лодка была на грани очень крупной неприятности. Вот такая мягкая оценка происшествия.

Понимание своего места на подводной лодке, своих задач и меры ответственности помогали подводникам выжить при решении самых сложных задач. Лодка оправдала возложенные на нее надежды. Офицеры и командир лодки по итогам работ были награждены орденами «Красной Звезды». И командира Волкова Романа Владимировича отметили достойно. Техника обеспечения, мичмана Завьлова страна наградила знаком «За отличие в воинской службе второй степени». Приятно, что вклад в обороноспособность страны был замечен. Но служили тогда не за награды, а за идею.

В период с 1980 по 1991 гг. лодка прошла 15750 миль, провела на грунте более 1600 часов, более 210 раз погружалась на глубины 100-300 м. Этой подводной лодкой в разное время командовали Ю.Пообус,  Р.Волков,  Г.Гвоздев,  Л.Казлаускас.

В 1989 году лодка БС-555 уходила в Ленинград на модернизацию. (Как потом оказалось, из-за нехватки средств до модернизации дело не дошло. Порезали лодку на металлолом в 1994 году). И только тогда Александр Завьялов простился с подводным флотом. Лодка ушла, а он остался в Балаклаве. Недолго Александр предавался творческим утехам, гравюрам и акварелям. За рюмкой чая уговорил товарищ продолжить службу уже в его части. Называлась она просто и прозаически. Типа кружка вышивания крестиком или мастерской по ремонту аккордеонов. И стал Завьялов глубоко под землей обслуживать ядерные боеголовки торпед и ракет, и такие же ядерные глубинные бомбы. Но это – тема уже другого рассказа.

Со слов Александра Завьялова рассказ подводника записал Владимир Илларионов.



Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи