Важные новости

Валентина Великая

23.12.2012  /  Категория: Культура  /  0 комментариев


Валентину Попову называют императрицей флотской сцены, которой она служит без малого полвека. Сегодня трудно представить спектакль «Я жду тебя на Графской!» без ее Екатерины II. Почти пять десятилетий отдано родному флотскому театру. Более двухсот ролей. Целая галерея ярких, запоминающихся, по-своему любимых и дорогих сердцу образов. От революционного комиссара из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского  до Голды из «Поминальной молитвы» Григория Горина, от достоевской Марьи Александровны Москалевой в спектакле «Последняя гастроль князя К»  до роли российской самодержицы, уже давно шагнувшей за пределы Драматического театра имени Б. Лавренева Черноморского флота.

Но сколько бы ролей Валентина Поликарповна  не сыграла, перед каждым выходом на сцену она волнуется как в первый раз. Сотни, тысячи выходов на поклон под аплодисменты благодарной и восторженной публики. Она говорит, что в такие моменты испытывает истинное наслаждение, но при этом не любит кланяться. Попова никогда и ничего не просила, не обивала пороги кабинетов высоких начальников, а всего добивалась собственным  трудом и бескорыстной любовью к театру и своей профессии.

Памятны голодное детство, звучащее как приговор известие о том, что отец без вести пропал на войне и его неожиданное возвращение домой спустя три года после того, как победные залпы возвестили об окончании Великой Отечественной, и даже та непослушная коза, которая ее, словно пушинку, волокла за собой по сельским улицам под улюлюканье местных мальчишек. Это потом во время  вступительных экзаменов она покажет членам приемной комиссии  этот взятый из собственной жизни этюд и станет студенткой  Харьковского театрального института, где встретит своего будущего мужа Анатолия Федоровича Попова. А тогда она осталась старшей в семье, ухаживала за больным отцом и  младшими братом и сестрой и за все отвечала перед строгой и своенравной матерью.

Сегодня мало кто может предположить о том, что актриса никогда не мечтала о театральных подмостках. Будучи совсем еще девчонкой, она хотела стать агрономом, учителем, врачом, судьей  и даже директором колхоза. И представьте, никак не могла определиться с выбором, пока ее школьная учительница русского языка и литературы Алла  Котельникова не посоветовала  поступать в театральный: «Тебе прямая дорога на сцену. Уж там-то ты сыграешь все роли – от секретаря партийной организации до леди Макбет». Она знала, о чем говорила.

Под свет керосиновых ламп в классе деревенской школы разыгрывались сцены из произведений Пушкина и Шекспира, Лермонтова и Гоголя…  Это Алла Константиновна привила будущей актрисе театра флота любовь к классической литературе и сцене.

В Харьковский театральный институт Валентина Попова приехала поступать, когда заканчивался второй тур вступительных экзаменов, правда, на руках у нее к тому времени был диплом с отличием о режиссерском образовании, но худенькой с длинными косами девчонке решительно отказывали в приеме документов. Но надо было знать ее настойчивый и несколько авантюрный характер! Не испугал Валентину и конкурс в двести человек на место! Третий тур был взят, как говорится, штурмом.  Под ее напором пала и выбросила белый флаг приемная комиссия, в состав которой входил знаменитый актер и режиссер Леонид Быков. Без спроса она вышла на сцену, где пела по совету старшекурсников с такой силой, чтобы открылась форточка, чем изрядно повеселила всех присутствующих, читала монолог шекспировской леди Макбет, да так, что у тех, кто слушал текли слезы, танцевала «Барыню», да так, как умеют это делать в деревнях мужики – вприсядку!..

В Севастополь Валентина Попова приехала вслед за своим мужем, который после окончания театрального института был направлен для прохождения срочной службы в… театр флота. Да так и осталась верна ему и городу, подарившему нам великую актрису Валентину Попову, которая своему узнаваемому имени обязана не столь мужу, сколь заграничной командировке в Драматический театр Группы советских войск в Германии. Тогда в срочном порядке пришлось оформлять загранпаспорт и с легким сожалением сменить девичью на фамилию мужа. Почему с сожалением, да потому что тогда в театре флота ставили очень много музыкальных спектаклей с настоящим оркестром. Актриса была занята почти во всех постановках, где ей приходилось петь. Ее так и называли: Суховей-соловей!.. Уж слишком пришелся всем по душе этот неофициальный творческий псевдоним, а Валентине и подавно. Ведь пела она действительно хорошо.

Возвращение в Севастополь состоится через четыре года, а недоумевающие зрители, с удивлением кивая на Попову, будут перешептываться: «Это ж надо, как на нашу Валентину Суховей похожа! Просто одно лицо!».

Тогда же ее муж был назначен директором Русского драматического театра имени Луначарского. Его директорство выпало на капитальный ремонт здания. Это было самое тяжелое для семьи Поповых время, поскольку ремонт не укладывался в отведенные сроки, а потому пришлось вложить в него и собственные, заработанные в Германии деньги… Помнит, как за одну ночь демонтировали все кресла и до первых троллейбусов укладывали теплотрассу от здания музыкальной школы имени Римского-Корсакова. Вновь назначенному директору театра тогда было всего двадцать девять лет…

Немецкая земля подарила ей немало удивительных встреч и ярких событий. Она работала под началом народных артистов РСФСР Шойхета и Кондрашова, была на репетициях и смотрела  спектакли самобытных и уникальных Берлинер-ансамбля, более известного как эпический театр Брехта, и польского театра-лаборатории Ежи Гротовского, она видела игру знаменитых немецких актеров Карла Кайзера и Гизелы Мэй. Особое впечатление на нее произвела воплотившая на сцене образ горьковской матери Елена Вайгель – вдова писателя, теоретика немецкого искусства, театрального и общественного деятеля Бертольта Брехта.

Эти годы стали для Валентины Поповой временем настоящих открытий, школой европейского театрального искусства. Не удивительно, почему столь точное попадание в характер и образ Екатерины Великой! Ведь героиня Поповой была урожденной немкой, принцессой Ангальт-Цербсткой. Хотя столь любимый зрителями персонаж созданный актрисой на сцене не относится к числу ее любимых. «Это скорее штамп,  – с улыбкой говорит Валентина Поликарповна. – Даже моя дочь на вопрос: «Что делает твоя мама давно и с иронией отвечает: «Екатеринит!». Но разве можно к этому столь уж серьезно относиться?!». Однако на самом деле к каждой роли императрица флотской сцены подходит по-державному. Глобально, обдуманно, взвешенно, пропуская каждое слово и эмоцию через себя, через призму своих мироощущений, колоссального актерского и жизненного опыта.  Ни одного лишнего и неоправданного движения. Ни одной затянувшейся паузы.

Что же касается любимых ролей, то среди них, конечно же, самая первая сыгранная в театре флота.  Созданный на сцене образ вовлеченной в водоворот революционных событий декаденствующей девушки Таты Нерадовой из спектакля Штейна «Между ливнями»  Валентина Попова называет не иначе как ролиной. И пусть это определение звучит несколько не театрально, но насколько весомо и мощно. Как сейчас помнит тогда наставления старшего поколения актеров: «Смотри, не крикни: «Вперед! За лэворюцию!», а вышла на сцену так и произнесла. От смущения актриса даже упала и так эффектно, что главный режиссер просил ее закрепить  мизансцену, но, увидев разбитые до крови колени, отказался от этой идеи.

Дороги Поповой роль Наташи из «Униженных и оскорбленных» Федора Достоевского, Валька из арбузовской «Иркутской истории»,  Маргарита из «Генриха VI»   Уильяма Шекспира, Лидия из спектакля «Бешенные деньги» Александра Островского…

А с ролью женщины-комиссара из «Оптимистической трагедии»  связана особо памятная история. Во время гастролей на Северном флоте, ее не хотели пускать на борт атомной подводной лодки. Есть такая примета у моряков: женщина на корабле – быть беде. «Ну, какая же это женщина?! – воскликнул тогда сопровождающий наших артистов адмирал. – Это же настоящий комиссар!». Смущенный командир советского атомохода не смог возразить на столь весомый аргумент.

«Ну а если серьезно, то роль матери и бабушки – моя самая любимая и непреходящая роль, – говорит сегодня Валентина Поликарповна. – Это мне удается больше всего и при том на протяжении многих лет!».

Ее продолжение – и в ее учениках, которые сегодня играют вместе с ней на одной сцене. Преподавая в севастопольских филиалах Ярославского театрального института и Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Попова дала профессиональные путевки в жизнь теперь уже заслуженным артистам Автономной Республики Крым Геннадию Ченцову, Андрею Дзубану и Юрию Пимкину, а также Анастасии Баклановой и Ксении Громовой, Светлане Кравченко, Александру Науменко и Диане Кугаевской,  Виктории и Максиму Шпаковским.

А еще в ее биографии, ставшей неотъемлемой частью летописи флотского театра, в которую Валентина Попова вписала немало ярких и выдающихся ролей, участие в восьми дальних походах кораблей Черноморского флота, гастроли по всему  Кавказу, опасные поездки в Афганистан, Дагестан и Чеченскую Республику. Она имеет статус участницы боевых действий, но еще ни разу им не воспользовалась, потому что помнит наполненные болью глаза советских солдат в афганском Джелалабаде и чеченской Ханкале. Она говорит, что просто не имеет на это право. Но есть у нее одно право, которое выше всех статусов и званий. Это зрительская любовь. Валентина Попова ее заслужила, – и никто не вправе отнять это чувство у флотских и севастопольских зрителей.

Сегодня народная артистка России, заслуженная артистка Украины Валентина Поликарповна Попова отмечает свой юбилей.

Актрису чествовали на сцене флотского театра.  Юбилейные торжества открылись спектаклем «… Я жду тебя на Графской!», поставленным по пьесе ее дочери Аксиньи Норманской. А нынешним вечером состоится бенефис Валентины Поповой в традиционной  новогодней постановке «Хотите – верьте, хотите – нет». Актриса свой день рождения  отмечает вместе со зрителями, для которых она была и остается императрицей флотской сцены. Позвольте и мне, преклонив колено, поцеловать руку Валентины Первой, Валентиной Великой. С юбилеем вас, ваше театральное величество!

Дмитрий Макаров
Фото из семейного архива Валентины Поповой и автора.