Важные новости
Гоголевская «Женитьба» не по-гоголевски...
06.04.2009 / Категория: Культура
Приятно, когда признанных классиков помнят и через 200 лет после их рождения. Гоголь не исключение. Судя по аншлагу на премьере гоголевской «Женитьбы», которая прошла в минувшие выходные на сцене театра им. Луначарского, Николая Васильевича не только помнят, но и любят, чтят и ждут.
Юбилей писателя, именем которого ЮНЕСКО назвало 2009-ый год, театр им. Луначарского отметил едва ли не самой антигоголевской комедией. Известен факт, что Гоголь ни разу не был женат. В пьесе в равной степени прослеживается и боязнь Гоголя перед женитьбой, которая подана осмеянием и происходящей ситуации, и почти всех персонажей. Так и желание жениться. Иначе бы и не возникло самого замысла написания комедии. Эту двойственность гоголевской натуры режиссер-постановщик театра Владимир Магар попытался раскрыть по-своему.
По-своему – значит, на современный лад. То есть так, как воспримет потенциальный зритель. Ведь это уже тенденция – и на наш взгляд верная – трактовать классиков на современный лад. Несмотря на то, что кому-то это может не нравиться. Впрочем, не нравиться может, скорее всего, разве что ханжам и местечковым эстетам. Так, к понятию «на современный лад» можно отнести следующие «находки» Магара. Кочкарев – которого играет Сергей Санаев – время от времени пользуется самым что ни на есть рубильником, с помощью которого меняет то музыкальное сопровождение пьесы, то даже погоду. Таким образом, выступая не только отдельным персонажем комедии, но и соавтором представления, а может, даже автором. Кочкареву переходит роль едва ли не демиурга, того, кто знает больше остальных, того, кто за всем наблюдает.
Однако Гоголь не был бы Гоголем, а Магар не был бы Магаром, если бы Кочкарев был демиургом без демонического начала. Но это уже не ново. Вот что по-настоящему ново – так это эротическое начало. И его в «Женитьбе» хоть отбавляй. Если поначалу это сквозит в шутках в виде недвусмысленных намеков, то уже во втором акте явствует по полной. Когда отсутствующую в первоначальном источнике сцену в бане с обнаженными актрисами театра во главе с Татьяной Бурлакиной в роли Агафьи Тихоновны воспринимаешь едва ли не как вершину севастопольской театральной эротики. Вероятнее всего, это можно трактовать, как скрытое от взглядов посторонних либидо Николая Васильевича.
И вновь актеры обращают наше внимание на отсутствие полноценной половой жизни великого писателя. Неоднозначно это, но что поделаешь. Зато отчасти красиво. И – опять-таки – ново. Думается, Гоголь перевернулся бы в гробу от такой трактовки его «Женитьбы». Возможно и так. Ну да пусть.
Но возможно, Гоголь – сам того не предполагая – порадовался бы за театралов, которые, не на шутку осмелев после демонстрации эротики со сцены, закончили представление абсолютно жизнеутверждающе, а значит – не по-гоголевски.
Руслан МИКАИЛОВ
Фото с сайта: www.lunacharskiy.com.ua
Похожие новости
- 01.04.2009 • В Севастополе сегодня пройдёт литературно-музыкальный вечер в честь юбилея Гоголя
- 26.03.2009 • В Севастополе отметят международный день театра
- 25.03.2009 • В ЦГБ им.Толстого пройдет литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
- 03.02.2009 • В Севастополе открылась выставка Николая Шеметова