Важные новости

«Подвиг лидера «Ташкент» - легенда и факты»

02.07.2012  /  Категория: Общество  /  Тема: Флот

\"\"2 июля 2012 года исполняется 70 лет со дня гибели лидера эсминцев «Ташкент», вписавшего одну из самых героических страниц в историю обороны Севастополя 1941-42 г.г.

В связи с этой датой в Доме Москвы прошла военно-научная конференция, посвященная боевому пути легендарного корабля. Основная цель конференции – привлечь внимание общественности к незаслуженно забытому подвигу лидера эскадренных миноносцев Черноморского Флота и принять резолюцию об увековечивании памяти «Ташкента» и его героических моряков. Перед началом конференции у памятника Героям эскадры ЧФ на Приморском бульваре прошла торжественная церемония возложения венков и цветов, участие в которой приняли ветераны ВОВ и ВС, депутаты Севастопольского городского Совета, моряки ЧФ РФ и ВМС Украины.

Конференцию открыл генеральный директор Дома Москвы, депутат Севастопольского городского Совета Владимир Стручков, дед которого был одним из офицеров легендарного лидера «Ташкент». Среди докладчиков конференции ««Подвиг лидера «Ташкент» - легенда и факты» - Г.Н.Рыжонок, А.Н.Лубянов, Е.А.Кобцев, В.Ф.Елисеев, О.Н.Васина, Ю.В.Самарин, Р.Н.Акимов.

Судьбы кораблей сродни судьбам человеческим. Одному дано пройти долгий путь, не оставив после себя заметного следа, другому – еще при жизни стать легендой. Ко вторым по праву принадлежит лидер «Ташкент». Всего год из его биографии пришелся на Великую Отечественную  - с 22 июня 1941 г. по 2 июля 1942 г., когда он был потоплен немецкой авиацией у причальной стенки в Новороссийске. Тем не менее, это были яркие 375 дней. Подобными мог гордиться далеко не каждый из крупных кораблей Черноморского флота.  «Ташкент» стал одним из тех героических кораблей, которые закладывали фундамент нашей будущей Победы.

Лидер (от английского слова «lider» - ведущий) – корабль подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным вооружением. Корабль предназначен для вывода в атаку эсминцев. При эскадре могут выполнять роль разведчиков. Появились в конце Первой мировой войны в Великобритании. Широкое распространение нашли во Второй мировой войне. Применялись всеми воюющими флотами. К началу 70-х годов ХХ века исключены из состава всех флотов.

В целом «Ташкент» был типичным кораблем для «большого флота». Последний так и не был создан – помешала война. Исключительно быстроходный «аристократ моря», имевший очень большую дальность плавания, с отличным наступательным вооружением, он мог бы служить быстроходным разведчиком при эскадре, лидером торпедных, атаках, быть незаменимым в схватках с вражескими эсминцами, однако вынужден был действовать в одиночку против авиации и войск на берегу – как раз против тех противников, для борьбы с которыми в последнюю очередь требовался корабль столь высоких боевых качеств. Но и в этих условиях «Ташкент» сражался достойно, а высокая скорость и большой запас топлива позволяли ему, перегруженному войсками, боеприпасами и эвакуированными, совершать девятичасовые рейсы между Новороссийском и Севастополем со средней скоростью пассажирского экспресса – свыше 50 км в час.

Скоростные и маневренные качества корабля оказались весьма полезны для противодействия авиации врага, а также для выполнения задач по транспортировке войск и военных грузов в осажденные Одессу и Севастополь.  Единственный бой с надводным кораблем противника в истории «Ташкента» имел место против торпедного катера итальянского ВМФ. Бой был успешен, а враг потоплен. Кроме этого катера, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» или «Голубой крейсер», как прозвали его жители портовых городов за несвойственную советским военным кораблям (но типичную для итальянских) окраску корпуса, отконвоировал без потерь 17 транспортов, сбил 9 и повредил 4 вражеских самолета, перевез 19300 человек, 2538 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевых стрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей врага и повредил 1 аэродром.

Каждый его прорыв в осажденный Севастополь – это спасение сотен жизней солдат и мирных граждан, которых он вывозил на «большую землю». В конце июня 1942 года положение защитников Севастополя стало критическим – город было не удержать. 26 июня сквозь немецкую морскую блокаду в Севастополь прорвался последний из крупных надводных кораблей – лидер эсминцев «Ташкент». Корабль принял на борт свыше 2100 человек и 86 уцелевших фрагментов панорамы Рубо  «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» и ночью 27 июня 1942 года покинул Севастополь, взяв курс на Новороссийск. 2 июля 1942 года в 11 часов 20 минут Новороссийск атаковали 64 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 14 мессершмиттов. В ходе пятнадцатиминутного налета было сброшено 10 бомб весом 250-1000 кг. В результате были потоплены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина», спасательный буксир «Черномор», три рыболовных катера, одна баржа, недостроенный корпус транспорта «Пролетарий». Повреждения разной степени получили крейсер «Коминтерн», эсминцы «Сообразительный» и «Незаможник», сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», ПЛ «Л-24», ТК №41, транспорт «Курск» и плавучий док с транспортом «Ворошилов». Одна из первых бомб разорвалась на пирсе и осыпала лидер осколками. Две следующие 250 кг бомбы взорвались прямо в носовом машинном отделении, а еще две – в кормовой части «Ташкента». Через 3 минуты лидер затонул у стенки причала №3. Глубина в месте гибели «Ташкента» составляла 10 метров, и корабль лег на грунт с креном 19 градусов на левый борт в носовой части и 21 градус в кормовой. 76 человек из 344 членов экипажа погибло, 77 человек было ранено…

Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 года было приказано демонтировать с «Ташкента» вооружение, а сам лидер поднять и отвести для восстановления в Поти. Работы начались тотчас же – фактически под непрерывным огнем противника. Увы, результата получить не удалось – при том, что в ходе работ вражеской авиацией было потоплено три водолазных бота и  две водолазные станции. Потом, после захвата Новороссийска, корабль пытались поднять немцы, но также безуспешно. И лишь в конце августа 1944 года корабль был поднят на поверхность. Восстанавливать его не имело смысла. «Ташкент» отбуксировали в Николаев и порезали на металл.

Во всех боях лидером командовал капитан третьего ранга Василий Николаевич Ерошенко. Именем командира корабля в Севастополе была названа одна из улиц. А имя самого «Ташкента» -  корабля, ставшего на Черном море почти легендарным, - в числе других начертано на памятнике Черноморской эскадре на Приморском бульваре. Но героическая биография лидера «Ташкент» и подвиг его моряков достойны того, чтобы в Севастополе был установлен памятник легендарному крейсеру. Прежде всего, это нужно нам, потомкам участников Великой Отечественной войны. И не только для того, чтобы приходя к  этому памятнику, мы отдавали должное светлой памяти героев. Это нужно и для того, чтобы сегодня никто даже не пытался переписать историю и умалить подвиг советского солдата и матроса в разгроме над фашистской Германией. И чтобы следующие поколения моряков-черноморцев были достойны своих дедов и прадедов, боевые походы которых навсегда вошли в историю Советского Военно-Морского флота.
\"\"
\"\"
\"\"
\"\"
\"\"

Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи