Важные новости

Аварии в горах Крыма. Пострадали три альпиниста

02.05.2012  /  Категория: Общество  /  Тема: Происшествия

Последний день апреля для севастопольских спасателей был очень тяжелым. Первый сигнал тревоги пришел из района Чертовой Лестницы на Южном Берегу Крыма. Спасотряд выехал незамедлительно.

Активизация спортивно-туристической деятельности в горах Крыма в этом году пришлась на конец апреля. Скалолазы и альпинисты со всей Украины и их российские коллеги ринулись на прогретые солнцем скалы Южного Берега Крыма. Впервые за многие годы даже очереди на самые популярные маршруты выстроились. В субботу вызов спасотряда не обещал продолжения. Обычный, вроде срыв. И оперативная работа. Можно забыть и расслабиться.

В последний день месяца утром в Коммунальную аварийно-спасательную службу Севастополя поступил сигнал об аварии в группе восходителей на стене горы Мердвень-каясы. На маршруте «Подарок» 4-Б категории сложности лидер в группе заблудился, отклонился от классики и вышел с монолитной плиты на развалюху камней. Спортсмен вывалил на ногу огромный блок и сам сорвался вниз. Наблюдатели сразу вызвали спасателей.

Инструктор спасслужбы Сергей Плотицын отмечает, что падение камня вызвало травматическую ампутацию пальцев правой ноги, скальпированные раны голени и переломы костей. Решение было однозначным – поднимать страдальцв на вершину, а потом машиной доствить в больницу села Орлиного в Байдарской долине. Добраться к пострадавшему оперативно удалось благодаря внедорожнику спасателя-общественника Юрия Круглова. Мастер спорта, Снежный Барс, участник многочисленных спасработ в различных горных системах мира хорошо знает маршруты Крыма. Он и осуществлял руководство спасательной операцией.

Спасатель Севастопольского отряда Евгений Ермаков рассказал, что после завершения спасработ и отъезда машины с пострадавшим было решено всем спасателям самостоятельно спуститься по Чертовой лестнице к старой ялтинской дороге и там ожидать машину. Но отдохнуть не довелось.

Второй сигнал тревоги поступил, когда спасатели сворачивали снаряжение. На вершину Мшатка-каясы ведет множество интересных маршрутов. Едва ли не самый популярный среди них – контрфорс Филатовой 3-Б категории сложности. Довольно монолитная скала, обилие естественных щелей и трещин для закладки страховочных элементов делают маршрут излюбленным местом тренировок альпинистов.  Лидер связки на этом маршруте сорвался и пролетел по вертикали достаточное для тяжелой травмы количество метров. Наблюдатели подали сигнал тревоги.  Спасателям не удалось даже упаковать веревки после первых спасработ. Тяжесть травмы не позволяла медлить. Вызвали подкрепление и приступили к организации транспортировки. Юрий Круглов уже отвез первого пострадавшего в больницу и прибыл как нельзя во время для организации новых спасработ.  Падение на большую глубину, перелом двух позвонков, потеря сознания осложняли транспортровочные работы.

Сергей Плотицын  считает, что и в этом случае транспортировка на вершину была оправданной. Срыв произошел на ключевой последней веревке. По мнению одного из ветеранов севастопольского альпинизма, инструктора спасслужбы Александра Ярунова причиной аварии является недостаточная подготовка спортсмена к маршруту такой сложности, преувеличение своих возможностей и отсутствие тренировок на естественном рельефе. Злую шутку со многими скалолазами играет привычка лазания на стендах с судейской страховкой. Но этом маршруте была необходимость устанавливать свои точи страховки. Сделано это не было вообще. Либо, недостаточно правильно. Спасатели – не следственный орган. Они могут всех тонкостей происшедшего и не знать. Их задача – снять страдальца со стены и передать медикам. В худшем случае, работникам прокуратуры. Они услышали только то, что обе группы участвовали в сборах днепропетровских альпинистов. Иные подробности всплывут позднее.

Еще одни спасработы, в предыдущую субботу, не менее сложные, но на грани юмора, сразу потерялись в масштабах аварий 30 апреля. Восходитель на маршруте «Крокодил» стены Кильсе-бурун особо не рисковал при срыве. Стационарные крючья надежны, свои точки установлены правильно. Вроде - летай сколько хочешь. Злую шутку сыграла экипировка и не совсем правильное размещение снаряжения на обвязке. Якорный крюк на карабине болтался сам по себе. При срыве спортсмен ударился о скалу тем местом, где нога теряет свое название и вогнал в  это место тот самый крюк на 10 сантиметров. О продолжении восхождения речи быть уже не могло. Спасатели – большие юмористы. А  иначе они бы и не выжили на своей работе. Передав пострадавшего врачам, они одновременно произнесли фразу «Нашел себе приключение на пятую точку».

Автору этих строк пришлось в сое время не раз пройти оба маршрута. Интересные варианты открылись после установки стационарных точек страховки. Можно уже было не брать с собой молоток и скальные крючья. Но закладные элементы требовали навыков обращения с ними. А навыки эти можно было обрести только на стенах. Под руководством опытных гидов.

Возникает вопрос. Почему спасатели-севастопольцы работали в зоне Южнобережья? Потому, что в Ялте спасотряда уже давно нет. И там просто некому идти на помощь. Есть и другие вопросы. Почему проведение сборов иногороднего альпклуба и совершение восхождений не обеспечивалось силами собственного спасотряда? Были ли зарегистрированы эти сборы и группы восходителей в спасотрядах Севастополя или Симферополя? Соответствовала ли реальная подготовка спортсменов заявленным маршрутам? На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Да и материальная сторона дела не маловажна. Две машины Севастопольского спасотряда (РАФ и УАЗ) отпахали по 30 лет по дорогам и бездорожьям, по горам и сугробам. Моторесурс отработали многократно. Выезжать на них уже крайне рискованно. Но на новую машину средств в бюджете не предвидится. Увы.

Владимир Илларионов,
ветеран Севастопольского спасотряда






Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи