Важные новости
В Севастополе прошел семинар-тренинг по русскому рукопашному бою
08.02.2012 / Категория: Общество / Тема: Религия
В Севастополе вот уже 5-й год активно функционирует Физкультурно-спортивное общество православной молодежи имени святого воина Феодора Ушакова. Возглавляет Общество иерей Владимир Воробей, помощник благочинного севастопольского округа по работе с молодежью, настоятель храма Рождества Иоанна Крестителя (с. Хмельницкое). В задачи Общества входит всестороннее духовное, душевное и телесное развитие его членов. Одно из основных направлений работы Общества – обучение ребят и девушек русскому рукопашному бою по системе Михаила Васильевича Рябко.4 и 5 февраля в Севастополе прошел семинар-тренинг по русскому рукопашному бою. Проводил семинар Валентин Валентинович Таланов, опытнейший инструктор по данной системе, приехавший в наш город из Твери по приглашению о. Владимира Воробей. На семинар съехались молодые люди из разных городов Крыма и Украины, чтобы потренироваться, научиться чему-то новому, освоить новые приемы и методики.
На вопросы ответил иерей Владимир Воробей.
– Отец Владимир, какая связь между русским рукопашным боем и историей Руси, историей Православия?
– Связь самая прямая. Дело в том, что задачей Православной Церкви на Руси было не только духовное воспитание народа, приведение людей ко спасению. Так случилось, что после крещения Руси она начала дробиться, делиться. Поэтому важнейшей задачей Церкви, которую она, при помощи Божией, выполнила блестяще, стало объединение русских земель. Без Православия такого государства, как Русь, такой нации, как русский народ, просто не было бы. Православие способствовало умиротворению враждующих братьев князей, заключению перемирий через крестные целования. Все это, безусловно, скрепляло, соединяло Русь – и благодатью Божией, и церковным просвещением. Однако вокруг Руси всегда было много агрессоров, которые часто посягали не целостность русской земли. Это и хазары, и монголо-татары, и поляки и др. На протяжении всей своей истории Русь противостояла многим врагам, было много военных конфликтов с соседями. Причем в этих конфликтах, в этих войнах участвовали не только князья со своими дружинниками, но и весь народ. Приходилось напрягать все народные силы, чтобы отразить захватчиков. Когда на Русь приходили завоеватели, они приходили, чтобы порабощать народы. Воинское искусство, которое изначально было искусством немногих людей – дружинников князя, превращалось в общенародную необходимость. Физически просто, чтобы народу выжить. Когда враги приходили, они несли с собой дух уничтожения. Русским людям нужно было чем-то отличаться от этих захватчиков. Нужно было закончить войну, победить.
Не только силой оружия, но и духовной какой-то силой. Силой внутреннего благородства, внутренней чистоты. То есть действительно за нас должен был быть Бог. Почему? Потому что в тех исторических обстоятельствах, которые складывались, оставаться единой нацией было очень сложно. Поэтому без Православия, без духовной основы, без понимания единства всех людей во Христе, и, прежде всего, без патриотического воспитания, никак нельзя было обойтись. Должна была быть вера, духовность, должно было это все передаваться из поколения в поколение. Все это давало то, что русские не только силою оружия побеждали врагов. В тяжелейших обстоятельствах, перенося страдания и потери, русские люди не поднимались мстить за них окружающим народам. Изгнав захватчиков со своей земли, они находили мир и покой в Боге. Никто не может этого отрицать. У нас никогда такого не было, чтобы Русь порабощала другие народы силой оружия, шла на них с захватническими целями. В этом, прежде всего, заслуга Православной Церкви, веры христианской.
– Батюшка, если можно, расскажите более конкретно, о связи рукопашного боя и Православия.
– А рукопашный бой – это что? Это система выживания. Она нужна человеку не для того, чтобы разбивать, простите, лицо друг другу, а для выживания. Когда человек научился выживать, у него всегда может появиться определенный цинизм по отношению к тем людям, которые пытаются быть его противниками. Цинизм, жестокость, где-то беспощадность. Вот, человек имеет определенные навыки выживания: это и борьба, и перенесение холода, голода, болезней, умение стрелять и т.д. Как человеку при этом остаться человеком, постоянно имея какие-то агрессивные контакты с людьми, неправильно настроенными, которые пришли на нашу землю для удовлетворения каких-то своих корыстных интересов, для порабощения, уничтожения всех, здесь живущих? Здесь же без духовности абсолютно не обойтись. Поскольку духовность является корнем всей нашей жизни, то именно благодаря Православию, благодаря нашему церковному, духовному пониманию происходящих процессов в жизни человека, – это и отношение с Богом, с ближними, с самим собой, это и совесть, то есть нравственный внутренний закон, который заложен в человека Богом, – именно благодаря этому система выживания, которой мы занимаемся, не стала и не является агрессивной.
– Среди некоторых православных людей ходит такая мысль, что занятия силовыми видами единоборств неприемлемы для православных. С другой стороны, мы видим какие-то силовые компоненты в рукопашном бое.
– Силовые компоненты здесь очень гармоничны встроены. Они, безусловно, нужны человеку. Причем нужны не только в бою, но и в повседневной жизни. Что здесь нам нужно обязательно помнить? Каждый человек имеет право высказывать свои мысли. Если человек считает, что силовые виды единоборств не характерны для православного человека, он должен понимать, что это его личное мнение. А здесь можно сказать только одно: здоровье – это «осел», на котором человек едет в Царство Небесное. Если мы этого «осла» перекормим, он взбесится, если недокормим – он свалится. При этих крайностях мы не достигнем успеха в спасении души. А рукопашный бой – это такая система, которая помогает человеку воспитаться и правильно понять, а сколько ему, собственно, нужно для того, чтобы его «осел», его тело, его здоровье стало послушным орудием для спасения собственной души.
Человек должен быть целостным – и духом, и душой, и телом, причем в том состоянии, которое ему дал Бог. Когда я был подростком, пономарил в храме, то спрашивал у священника: вот мол, есть война, есть войска, есть милиция, драки могут быть какие-то – как это вяжется с Православием? Батюшка мне рассказал такую историю. Если мы не будем развиваться в этом плане, то придет, скажем, злой человек к тебе домой, будет издеваться над мамой, сестрой, женой, дочкой, а мы будем стоять в сторонке и говорить о том, что это не нравственный поступок, что это большой грех, который нельзя делать. От этого что-то изменится?
Не изменится. С другой стороны, если наше физическое развитие не будет сопровождаться духовным развитием, то тогда, при возникновении подобной ситуации, будучи необузданными, мы будем все ломать, крушить, убивать. Для православного ни то, ни другое неприемлемо. Поэтому здесь должна быть «золотая середина». Человек должен заниматься столько, сколько нужно, быть адекватным, объективным, понимать, что есть Закон Божий, есть гражданский закон и есть определенные жизненные необходимости. Не будет такой ситуации в жизни – слава Богу. А у кого-то она будет. Поэтому надо стараться быть ко всему готовым. Предупрежден – значит вооружен.
На вопросы также ответил Валентин Валентинович Таланов, один из ведущих российских инструкторов по русскому рукопашному бою.
– Валентин Валентинович, Вы не могли бы вкратце рассказать об этой системе рукопашного боя.
– Я познакомился с этой системой в 1982 году. Ее основателем, в современном виде, является Михаил Васильевич Рябко. Я сам много занимался по этой системе, хорошо освоил ее. Потом сам стал тренировать людей.
– Насколько известна эта система среди молодежи?
– Сегодня эта система известна во всем мире. В Россию, чтобы поучиться русскому рукопашному бою, приезжают люди из разных стран, даже из Японии. У нас в Твери мы каждый год устраиваем православный лагерь, одним из направлений работы в котором является отработка приемов рукопашного боя, упражнений по дыханию, расслаблению. Неотъемлемая часть тренировок в лагере – духовное возрастание, молитва. К нам многие приезжают поучиться, а то и поделиться опытом. Так, в частности, приезжали к нам ребята из г. Томска. У них есть организация «Томская застава». Так они там во главе со священниками занимаются с детишками рукопашным боем, достигли неплохих результатов. Был период, когда я занимался в Свято-Успенском монастыре под Тверью. Там возникла идея заниматься рукопашным боем с детишками. Наместник монастыря меня очень поддержал. Помимо рукопашного боя дети занимаются при монастыре разными ремеслами.
– Как дети реагируют на занятия рукопашным боем?
– Детям очень нравится. У детей несколько другая программа подготовки, чем у взрослых. У них в занятиях больше игровых моментов. Мы знакомим их с возможными опасными ситуациями, в которые они могут попасть, и обучаем, как выйти из этой ситуации. Если, например, к ребенку на улице пристают хулиганы, мы учим детей не бояться, правильно дышать. Знаете, когда у любого из нас меняется какая-то внешняя ситуация, у нас меняется дыхание. Если человек, например, взволнован, его дыхание учащается. Если научиться правильно дышать, то при возникновении непредвиденной, опасной ситуации, вместе с правильным дыханием включаются по цепочке все механизмы организма. Если человек начинает правильно дышать, он начинает правильно и двигаться. От дыхания очень многое зависит. Одним из важных направлений работы системы рукопашного боя является обучение правильному дыханию.
– Система рукопашного боя основана больше на защите, а не нападении?
– Да, основана на защите, на выработке навыков, позволяющих уйти от столкновения, от агрессии. Эта система, фактически, – это целая наука о человеке. Она отвечает на вопросы: как человеку обезопасить себя, как выжить в экстремальной ситуации, как дозировать свои усилия. Причем система русского рукопашного боя неразрывно связана с духовной стороной жизни человека. У нас перед каждый занятием, как вы видели – молитва. Без этого нельзя, ведь истоки рукопашного боя – они в Православии.
– В чем отличие этой системы от популярных восточных единоборств, таких, например, хайкидо, джиу-джитсу, ушу и других?
– Все восточные единоборства строятся на каких-то приемах, формах, каких-то образах, которые нам, православным, неприемлемы. У нас и у них – совершенно разные принципы: как дышать, как расслаблять тело, как двигаться. Я считаю, что большинство восточных единоборств построено на агрессии. У нас все наоборот – упор делается на то, как уйти от прямой агрессии. Кроме того, не во всех восточных единоборствах есть духовная составляющая. Там может быть какая-то философия, но философия и духовность – это разные вещи. Вообще говоря, русский рукопашный бой – эта народная традиция, которая испокон веков была на Руси. Чтобы традиция не угасла, ее нужно поддерживать, развивать. К счастью, у нашей системы много последователей, особенно среди молодых людей.
– В чем Вы видите перспективы русского рукопашного боя?
– Я вижу большие перспективы. Например, интеграция в спорт. Вот сейчас, к примеру, мы стали плотно работать с футболистами, хоккеистами по этой системе. Как мы говорили, наша система – это наука о человеке. Мы учим спортсменов правильно расслабляться, правильно дышать, правильно восстанавливаться после напряженной работы. Тут также важно то, что большой акцент мы делаем на психологии. Рассказываем ребятами, что есть определенный механизм, в частности, дыхание. Когда дыхание меняется так, что человек, даже после стрессовой ситуации, расслабляется, это значительно повышает его работоспособность. Вместе с расслаблением тела нормализуются и процессы в психике человека.
Артемий Слезкин,
зам. нач. пресс-службы Севастопольского благочиния.
Похожие новости
- 13.04.2011 • Состоялась установка главного купола храма во имя Святого Священноисповедника Романа (ФОТО)
- 22.01.2011 • Управление МЧС в Севастополе начало взаимодействие с церковью
- 02.07.2010 • В Севастополе состоялся выпуск слушателей Православного Народного Университета
- 22.07.2009 • Севастопольских предпринимателей научат платить налоги