Важные новости

Перевозчик краденного? Кто владеет заходившим в Крым судном «теневого флота» России

14.12.2025  /  Категория: Экономика  /  Тема: Криминал

В порту Одессы арестовано судно «теневого флота» России, незаконно перевозившее украинскую агропродукцию из аннексированного РФ Крыма

В порту Одессы арестовано судно «теневого флота» России, незаконно перевозившее украинскую агропродукцию из аннексированного РФ Крыма. Сухогруз несколько раз менял имя и владельцев. Подсанкционная истории судна и его владельцев – в этом материале.

Служба безопасности Украины арестовала в Одесском порту судно «теневого» флота РФ, сообщила 10 декабря пресс-служба ведомства.

Согласно сообщению, задержано и арестовано в Одессе иностранное судно, входившее в «теневой» флот России и незаконно перевозившее украинскую агропродукцию из аннексированного Крыма.

По материалам дела, владелец этого судна находился под санкциями СНБО, а для обхода ограничительных мер регулярно менял его название и формальных бенефициаров из третьих стран.

Сотрудники СБУ разоблачили подконтрольный РФ сухогруз в торговом порту Одессы, куда он прибыл под флагом африканской страны, чтобы вывезти партию стальных труб.

Установлено, что накануне полномасштабной войны судно не менее семи раз заходило в Севастополь для нелегального экспорта агропродукции в интересах России.

В конце января 2021 сухогруз нелегально вывез с украинского полуострова почти 7 тыс. тонн зерна в северную Африку.

Во время задержания корабля на борту находились капитан и еще 16 членов экипажа – все граждане нескольких стран Ближнего Востока.

В ходе обыска на судне обнаружены планы рейсов, лоцманские карты, картографические материалы и журналы проверки радиосвязи с доказательствами незаконных заходов в порты временно оккупированных территорий Украины.

Следователями СБУ начато уголовное производство по четырем статьям Уголовного кодекса Украины:

  • ч. 3 ст. 110-2 (финансирование действий, совершенных с целью насильственной смены или свержения конституционного строя или захвата государственной власти, изменения границ территории или государственной границы Украины);

  • ч. 1 ст. 111 (государственная измена);

  • ст. 291 (нарушение действующих на транспорте правил);

  • чч. 2, 3 ст. 332-1 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее).

По материалам Службы безопасности на судно наложен арест для дальнейшей передачи в Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА).

Как сообщается, комплексные мероприятия проводили сотрудники СБУ в АР Крым и Одесской области совместно с Госпогранслужбой при процессуальном руководстве Прокуратуры в АР Крым и Севастополе.

«Заметая следы, меняя имена и явки»

В сообщениях СБУ и Прокуратуры в АР Крым и Севастополе не называется имя задержанного в Одессе судна. Однако, данный вопрос прояснили украинские журналисты-расследователи.

Так, журналистка расследовательского проекта SeaKrime Центра «Миротворец» Катерина Яресько написала на своей странице в Facebook, что это судно ранее называлось PERESVET (IMO: 8919879) и что «оно в 2019-21 гг. вывозило зерно, доставляло в оккупированный Крым щебень и ильменит».

По данным сервиса поиска судов VesselFinder, судно с данным IMO 8919879 сейчас носит имя GLADIUS и ходит под флагом Гвинеи Бисау. Утром 30 ноября зафиксирован выход из порта Стамбула, вечером того же дня местоположение сухогруза последний раз определено у румынского порта Сулина. После этого, вероятно, система автоматической идентификации AIS судна была выключена.

В то же время, сервис Marine Traffic указывает другое имя сухогруза – AMINAH STAR, отмечая его последнее местоположения в порту Сулина, Румыния 2 декабря. Флаг Гвинеи Бисау.

Трансформации «Пересвета»

Много раз менявшее имена судно было построено в 1992 году в немецком Гамбурге на верфи J.J. Sietas KG Schiffswerft GmbH & Co. Сухогруз имеет длину 107,43 м, ширину 19,57 м, осадку 8,29 м, дедвейт 7912 тонн.

До 1999 года судно имело имя ANNEGRET, затем CALYPSO, BBC FRISIA, в 2007 году сменило имя на ROELOF. Все это время ходило под флагом Германии.

С 1 января 2019 года сухогруз сменил имя на PERESVET под флагом Камеруна, порт приписки Новороссийск.

Владельцем судна PERESVET с этой же даты числилась компания SEVASTOPOL TRANSPORT SYSTEMS. Данная фирма имела адрес в Севастополе, директором числилась Мережко Светлана Владимировна. Она также являлась членом совета директоров Севастопольского морского банка, который и основал указанную SEVASTOPOL TRANSPORT SYSTEMS.

Позже судно было переоформлено на компанию PERESVET SHIPPING SA (IMO: 6084133), а затем сразу же на ANSHIP LLC (IMO: 5114569), обе зарегистрированы в России в Москве по адресу ул. Новороссийская, 28.

Гендиректором компании «Аншип» являлся Добряков Сергей Юрьевич. Он также представлял АО «АнРусТранс» – эта компания осуществляет незаконные перевозки на керченской паромной переправе.

В 2022-м «Пересвет» снова сменил имя – на AYANA STAR при флаге Палау и будучи приписанным к тому же порту Новороссийск.

Запретные рейсы

С 2019 года фиксировались заходы «Пересвета» в порты аннексированного Крыма.

Так, в середине августа 2019-го судно загружалось зерном у терминала «Авлита» (в российской юрисдикции – «Авал») в Севастополе. Журналисты-расследователи отмечали, что до этого после прохода пролива Босфор и входа в Черное море сухогруз выключил систему AIS. Это запрещено правилами мореплавания, так как может угрожать безопасности других судов из-за возможных столкновений. В конце августа PERESVET пришел с грузом зерна в турецкий порт Искендерун.

В октябре 2019 года в издании Lloyd“s List вышла статья о применении санкций к 46 иностранным судам за незаконные заходы в порты аннексированного Крыма. В перечне было и судно PERESVET (IMO: 8919879).

Согласно сообщениям об удалении из реестра, опубликованным в информационном бюллетене «Ллойд лист», Камерун был вынужден удалить судно PERESVET из своего национального морского регистра за заходы в закрытые крымские порты.

В 2020 году «Пересвет» много раз доставлял щебень из турецкого порта Гиресун в Севастополь.

В том же году судно неоднократно перевозило украинский ильменит из турецкого порта Хопа в Феодосию в Крыму. Это сырье используется для работы завода «Крымский титан» в Армянске.

В 2020-2021 годах PERESVET также доставлял зерно из Севастополя в Ливию и Египет.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи