Важные новости

Россия собирается модернизировать авиатренажер НИТКА в Крыму. Что о нем известно?

11.08.2023  /  Категория: Общество  /  Тема: Флот

комплекс для тренировки летчиков палубной авиации (НИТКА) в крымской Новофедоровке

Российская Федерация собирается модернизировать комплекс для тренировки летчиков палубной авиации (НИТКА) в крымской Новофедоровке. Данная территория фактически находится в зоне боевых действий. 20 июля ряд российских Telegram-каналов сообщил о взрывах в районе военного аэродрома. Российские власти эти сообщения не комментировали. В августе прошлого года, по данным ВС Украины, в результате взрывов на авиабазе было уничтожено девять самолетов РФ. Намерения о модернизации выглядят странно, ведь власти РФ планировали сделать аналогичный комплекс в российском Ейске, но он, похоже, так и не будет достроен. Авианосец «Адмирал Кузнецов», для которого готовят пилотов, находится в ремонте с 2017 года и эксперты сомневаются в целесообразности его ввода в строй. Подробности читайте в материале.

«Комплекс НИТКА в Саках до 2025 года получит новый телевизионный посадочный комплекс, аналогичный тому, который стоит на находящемся в ремонте авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», – сообщило 19 июля российское агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, пишут Крым.Реалии.

Перед полетами с авианосца летчики палубной авиации (палубники – прим.) по существующим в России регламентам должны получить для этого допуск. Для подготовки предполагалось использовать два тренировочных комплекса НИТКА: в Новофедоровке в оккупированном РФ Крыму и в российском Ейске. Про первый комплекс известно, что выполнен или выполняется контракт по его ремонту и модернизации, в ближайшее время будет выполнен ремонт аэрофинишеров, про второй – что его ввод в строй неоднократно переносился, в последний раз – на 2023 год, информирует ТАСС.

Интересно, что аналогичное сообщение о планируемой установке телевизионного комплекса на комплексе НИТКА буквально слово в слово агентство ТАСС опубликовало 12 мая 2022 года. Что это за телевизионный комплекс, ни в одной из публикаций не раскрывается.

Известно, что комплекс НИТКА в крымской Новофедоровке, являющийся полным аналогом палубы российского авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», полностью рабочий. В предыдущие годы регулярно здесь выполняли посадки с зацепами палубники двух авиаполков Северного флота ВМФ РФ. Про аналогичный комплекс НИТКА в Ейске информации на этот счет не имеется.

В стремлении «догнать и перегнать» Америку

Когда в Советском Союзе в 1970-е годы решили «догнать и перегнать» Америку в строительстве авианосцев, стал вопрос о тренировке пилотов палубной авиации. Для этих целей на аэродроме под Саками был построен и введен в эксплуатацию в 1982 году наземный испытательный тренировочный комплекс (авиационный) – НИТКА – полный наземный аналог палубы авианосца.

Направленная в сторону моря взлетно-посадочная полоса имеет длину 290 м. ВПП оборудована стартовым трамплином Т-2 с углом отрыва в 14 градусов. Общий вес металлоконструкций комплекса вместе с трамплином составляет около 12 тыс. тонн. Первый взлет истребителя Су-27 с трамплина состоялся в августе 1982 года.

После развала СССР аэродром со всей инфраструктурой и комплексом НИТКА достался Украине. А поскольку украинская военная доктрина не предусматривает ведения активных действий на океанском ТВД и Вооруженные силы Украины не требуют авианосцев, то и подготовка летчиков самолетов палубной авиации для украинских Воздушных Сил являлась лишней. Поэтому определенное время комплекс НИТКА по назначению не использовался.

Однако такая необходимость была у России, которая обладает одним авианесущим крейсером – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 7 февраля 1997 года правительства Украины и Российской Федерации подписали соглашение об использовании полигона НИТКА.

С тех пор до 2008 года на украинском полигоне ежегодно проходили тренировки летчики 279-го корабельного истребительного авиационного полка Северного флота РФ на самолетах Су-27К, Су-27УБ и Су-25УТГ. Тренировка продолжительностью полтора-два месяца обычно проходили в летне-осенний период.

После агрессии России против Грузии в августе 2008 года сотрудничество Украины и России по подготовке российских летчиков при президенте Викторе Ющенко было приостановлено. Следующие полеты с «Нитки» состоялись только в 2010 году, при президенте Викторе Януковиче.

После аннексии

В феврале-марте 2014 года аэродром и комплекс НИТКА в Саках были захвачены российской армией в ходе оккупации украинского полуострова.

Российские летчики ежегодно тренировались на комплексе. Последнее обучение проходило в период с 9 октября по 15 ноября 2021 года. Отрабатывали элемент «касание» палубы авианесущего крейсера с зацепом троса авиафинишера, в дневное и в ночное время. Всего к посадкам на палубу подготовили 10 летчиков.

Российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр еще в 2016 году в эфире Радио Крым.Реалии заявлял, что «сам по себе тренажер НИТКА – это от бедности. Из-за того, что авианосец «Адмирал Кузнецов», что называется, колченогий, и использовать его постоянно не получается, пришлось построить специальную взлетную полосу на суше. При тренировках она все равно не заменяет настоящую палубу. Но все проблемы, на мой взгляд, не от неопытных летчиков, а от самого «Адмирала Кузнецова».

В январе 2022 года Минобороны РФ сообщило, что собирается провести подготовку экипажей палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К Северного флота на тренажере в Новофедоровке.

В июле 2022 года от проведения тренировок палубников в Крыму отказались. Причиной в Минобороны РФ назвали закрытое воздушное пространство над полуостровом, которое отдано для полетов боевой авиации.

В мае 2021 года сообщалось о подписании контракта между Минобороны РФ и одним из предприятий АО «Объединенная судостроительная корпорация» на ремонт и модернизацию комплекса НИТКА, стоимостью порядка 500 млн рублей.

Недостроенный собрат из Ейска

Испытательный тренировочный комплекс в Ейске, что в Краснодарском крае России, начали строить в 2012 году. Российские военные опасались, что Украина может в любой момент запретить тренировки в Саках.

Тогдашний главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий заявил, что комплекс заработает к концу 2012 года, в частности, будет завершена реконструкция двух взлетно-посадочных полос длиной 2,5 км каждая, а также создадут учебный центр.

В марте 2013 года директор «Спецстроя» Григорий Нагинский в интервью местным СМИ сообщил: «Глобально там строительные работы практически закончены. Думаю, что в августе-сентябре этого года там уже самолеты будут летать».

«Наземный комплекс подготовки морской авиации в Ейске (Кубань) вступил в строй», – заявил 25 октября 2014 года эфире радио «Эхо Москвы» заместитель главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению Виктор Бурсук.

Однако, «вступил в строй» и «принят на вооружение» – совершенно разные понятия.

Комплекс НИТКА в Ейске будет принят на вооружение в 2017 году, сообщил журналистам 31 января 2017 года командующий морской авиации ВМФ РФ генерал-майор Игорь Кожин. Он добавил, что после того, как НИТКА в Ейске будет принята на вооружение, на аналогичном комплексе в Саках начнется модернизация, которая продлится ориентировочно пять лет.

До конца 2018 года в Центре подготовки летчиков морской авиации в Ейске будет достроен комплекс для морской авиации НИТКА, писала в октябре 2018 года газета «Известия» со ссылкой на Министерство обороны РФ. Комплекс не был достроен ни в 2018, ни в последующие годы.

Начало функционирования комплекса НИТКА в Ейске перенесено на 2023 год, со сроками сдачи в 2022 году, писала в мае 2021 года Газета.ru со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Через год стало известно, что комплекс в Ейске достроен не будет в пользу комплекса НИТКА в Крыму.

Авианосец-неудачник

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ранее носивший имена «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси» – советский и российский авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный авианесущий корабль и одновременно флагман ВМФ России и Северного флота. Построен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. 20 января 1991 года корабль был официально сдан и зачислен в состав Северного флота ВМФ СССР.

Крейсер рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолетов и 24 вертолетов. Является единственным авианесущим кораблем в мире, который может находиться в Черном море, так как по конвенции Монтре проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен, а ТАВКР «Адмирал Кузнецов» обладает ракетным вооружением и на этом основании заявляется как «авианесущий крейсер».

За время боевой службы российский авианосец был участником ряда чрезвычайных происшествий. Так, при неудачных посадках в период с 2004 по 2016 год разбилось о палубу или упало в море четыре самолета. Последняя авария случилась в ноябре 2016 года, когда авианосец принимал участие в боевых действиях в Сирии.

Также на крейсере в разное время произошли серьезные пожары, в том числе и во время нахождения в ремонте, на который корабль стал в 2017 году. Ремонт не закончен до сих пор, хотя конечным сроком был 2022 год.

По мнению экспертов, крейсер никогда не выполнял возложенные на него функции, не был надежным, имеет проблемы с корпусом, силовой установкой, аэрофинишером, а модернизация его неэффективна. В 2016 году в статье The Wall Street Journal об участии «Адмирала Кузнецова» в военной операции России в Сирии утверждалось, что крейсеру не хватает высококвалифицированных пилотов, а у имеющихся нет достаточного опыта боевых действий.

В 2018 году в рейтинге The National Interest «Адмирал Кузнецов» возглавил пятерку худших авианосцев в истории с указаниями на устаревшее оборудование, низкое качество строительства, неисправные паровые турбины, «дрянные» котлы, плохое обслуживание и необходимость капитального ремонта корабля. В рейтинге худших авианосцев издания Business Insider 2018 года корабль занял второе место. Основными недостатками судна были указаны слабый двигатель и ненадежность.

После того, как в 2018 году в результате аварии затонул плавучий док ПД-50, использовавшийся для ремонта «Адмирала Кузнецова», сомнения в целесообразности модернизации авианосца высказывались также и в Министерстве обороны РФ и военными экспертами.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи