Важные новости

Севастопольский морской порт: успешное украинское предприятие почти довели до банкротства и теперь отдают федералам

28.02.2023  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Севастопольский морской порт

Концепция развития Севастопольского морского порта приказала долго жить – от ее создания отказались в связи с передачей предприятия в федеральную собственность. После российской аннексии Крыма Севморпорт долгие годы был в близком к банкротству состоянии, работникам периодически не выдают зарплату, а российские власти оплачивают долги с помощью субсидий из местного бюджета.

Вопрос разработки концепции развития ГУП «Севастопольский морской порт» на сегодняшний день не актуален, – сообщил и.о. директора департамента транспорта Севастополя Станислав Таматаев.

По его словам, правительство Российской Федерации в соответствии с указанием президента Владимира Путина подготовило «дорожную карту», предусматривающую передачу из собственности Севастополя в федеральную собственность части объектов портовой инфраструктуры.

«Цель – создать на территории Крымского полуострова юридическое лицо, обеспечивающее функционирование портовой инфраструктуры Севастополя, Феодосии и Керчи», – рассказал Таматаев.

О подготовке концепции развития Севморпорта в октябре 2019 года говорил российский губернатор Севастополя Михаил Развожаев. Он утверждал тогда, что Севастопольский морской порт в будущем должен стать флагманом экономического роста города.

«Если мы сможем сделать концепцию и найти инвестора, который бы работал в рамках государственно-частного партнерства, – Севморпорт будет флагманом нашего экономического развития», – заявил Развожаев.

«С Минтрансом я это обсуждал. У федералов позиция простая: если есть внятная концепция развития и не потребуется дополнительных вливаний из федерального бюджета на поддержку, то, пожалуйста, занимайтесь, наращивайте инвестиционный потенциал», – добавил он.

О передаче ГУП «Севморпорт» в федеральную собственность в марте 2019 года сообщил тогдашний губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, отметив, что российское правительство города не может быть эффективным собственником ключевого для города предприятия. Ранее о целесообразности такого решения говорил вице-спикер российского парламента Севастополя Александр Кулагин.

Решение о передаче Севморпорта федералам было принято тогда после обнародования информации о возможном искусственном банкротстве предприятия. Теперь, спустя 3,5 года, данный вопрос вернулся на круги своя. При этом в марте 2022 года, уже после начала полномасштабного военного вторжения России в Украину, появилась информация, что создание концепции развития Севморпорта вышло на финальную стадию.

Безработный порт, доведенный до банкротства

При украинской власти у севастопольского порта дела шли отлично. Так, по данным статистики, в 2013 году в Севастопольском морском порту было обработано 4,8 миллионов тонн грузов. Проблемы у предприятия были, но диаметрально противоположные нынешним: не хватало перевалочных мощностей и пропускной способности подъездных путей, автомобильных и железнодорожных.

Через несколько месяцев после аннексии полуострова, в июне 2014 года, Украина закрыла для международного судоходства морские порты Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, расположенные на территории Крыма и Севастополя. Любое судно, которое заходит в морские порты полуострова, делает это на свой страх и риск, поскольку судовладельцы и капитаны судов, которые проигнорировали подобный запрет, могут столкнуться с серьезными проблемами – штрафами, конфискацией судна и даже тюремными заключениями.

Результаты не заставили себя ждать. В 2015 году грузооборот снизился более чем в 15 раз – до 312 670 тонн. В 2017 году «Севморпорт» задействовал только 7% мощности по перевалке грузов, которая составила около 315 тысяч тонн. Год 2018-й морпорт закончил с убытками, которые превысили 100 млн рублей, а перевалка грузов составила всего 200 тысяч тонн.

В рамках «государственной кооперации» в 2015 году было создано ООО «Севастопольский специализированный морской порт». Учредителями этого совместного предприятия в равных долях выступили АО «РТ-логистика» («дочка» Ростеха – авт.) и ГУП «Севморпорт». Тогдашний губернатор Сергей Меняйло рассказывал, что Ростех инвестирует в развитие Севморпорта 7 млрд рублей.

Инвестиций город так и не дождался, а ООО «ССМП» даже не платило порту за услуги перевалки грузов – следует из материалов судебных дел.

Летом 2018 года новый губернатор Дмитрий Овсянников объявил, что госпредприятие «Севастопольский морской порт» передает причалы и технику в аренду компании «РТ-Логистика», чтобы организовать перевалку грузов специального назначения.

Тогда же мощности порта получила другая крупная российская структура – судостроительный завод «Вымпел», входящий в концерн «Калашников». «Вымпел» получил на 49 лет производственные площадки порта Камышовой бухте, ранее «отжатые» правительством города через суд у судоремонтного завода «Южный Севастополь».

Однако, как отмечалось выше, всего через восемь месяцев – в марте 2019 года – было принято решение о передаче порта в федеральную собственность.

Случилось это после того, как в январе 2019-го руководитель контрольно-ревизионного управления российского правительства Севастополя Сергей Елизаров рассказал о внутренней проверке, которая вскрыла намерение властей города обанкротить Севморпорт. По его словам, проверкой зафиксировано занижение реальной стоимости имущества порта, среди которого плавучий док, нежилые здания, ремонтные мастерские и так далее. Есть объекты, оцененные в один рубль.

«Также зафиксированы случаи необоснованного списания имущества на сумму более 26 млн рублей, в том числе – два нефтеналивных танкера. В акте это также будет отражено», – сообщил чиновник.

Попытки реанимации

Попытку реанимировать экономически «мертвое» предприятие предпринял очередной губернатор Севастополя Михаил Развожаев. Во время итоговой пресс-конференции в декабре 2019 года он рассказал, что Севморпорт хотят «оздоровить» за счет заключения концессионных договоров с инвесторами.

«Сейчас идет большая работа по инвентаризации имущественного комплекса порта – площадок, причалов, чтобы понять, что [находится] под управлением порта, а затем приступить к его развитию. Причалы в аренду передаваться не будут. Все это будет строиться на концессионной модели: предприятие реализует проект и получает определенные льготы», – сообщил он.

По словам Развожаева, морской порт будет развиваться за счет перевалки зерна, нефти, строительных материалов и рыбохозяйственного комплекса. Чиновник отметил, что грузы будут направляться преимущественно в Сирию.

Предшествовавшие этому заявлению и последующие годы показали, что из всего перечисленного присутствовала только небольшая перевалка зерна в Сирию, около нескольких десятков тысяч тонн в год. Эта «акция» преследовала скорее имиджевые и пропагандистские цели, нежели экономические.

При этом ежегодно российское правительство города выделяло субсидии в размере 50-60 миллионов рублей для «нормализации работы морского порта», которые, в основном, шли на погашение долгов предприятия за энергоносители, налоговых задолженностей и т.п.

В январе 2020 года Развожаев во время совещания по вопросам социально-экономического развития Крыма и Севастополя, которое провел президент России Владимир Путин, сообщил, что Севморпорт не будет передан в российскую федеральную собственность и останется в ведении города.

«Порт остается в ведении города, и мы планируем его развивать как единый хозяйственный организм. С запуском грузовых перевозок по Крымскому мосту мы рассчитываем, что город сможет получить новый импульс развития и это станет важным инструментом в развитии порта, точкой роста Севастополя», – сказал Развожаев.

Незадолго до этого российская налоговая служба Севастополя сообщила, что готова инициировать банкротство государственного унитарного предприятия (ГУП) «Севастопольский морской порт» из-за долгов по налогам. На предприятии также образовались долги по выплате текущей зарплаты и перед ресурсоснабжающими организациями, которые прекратили поставки.

А уже в январе 2020 года в Арбитражный суд Севастополя был подан иск о банкротстве Севморпорта. Истцом являлось ООО «ФОЛ», а поводом для иска – отсутствие в течение длительного времени оплаты поставленной продукции на сумму несколько сотен тысяч рублей. До банкротства предприятие тогда не довели.

На той же пресс-конференции в конце 2019-го Михаил Развожаев сообщил: «Стратегия оздоровления порта очень простая – порт надо оживлять с точки зрения грузооборота. У нас есть зерновые, нефтяные терминалы, которые сейчас не используются. В перспективе мы могли бы выйти на 15 миллионов тонн грузооборота и сделать предприятие сверхприбыльным».

При этом, как упоминалось, в лучшие украинские годы годовой грузооборот порта не превышал 5 миллионов тонн.

О том, что порт не получит поддержки российских олигархов, ранее говорил эксперт Владимир Казарин. Он напомнил, что в России «базовые экономические области находятся в частных руках», но в случае с портами на территории аннексированного Крыма инвестор будет рисковать своими активами, а международное транспортное сообщество не будет пользоваться «Севморпортом».

«Крым и его порты находятся под санкциями, что делает этот бизнес весьма рискованным. Подобно тому, как долго не могли найти строителя, потому что российские олигархи отказывались от строительства Керченского моста, так же происходит с Севастопольским портом. По моей информации, ряду российских олигархов предлагали заняться Севастопольским портом, но каждый из них понимает, что вкладывая деньги в этот проект, он сам подставляет себя под санкции и замораживает свои ресурсы», – отметил эксперт.

Сказанные слова подтвердило время – за три года разработки «концепции оздоровления» инвесторов не нашлось.

В январе прошлого года Следственный комитет России завел уголовное дело на руководство Севастопольского морпорта за сокрытие 4 млн рублей налогов.

В сентябре 2022-го сообщалось, что здание морского вокзала российские власти города планируют продать за долги Севморпорта.

По данным Крымстата, за прошлый год морпорт показал нулевую выручку. При этом порт является участником созданной в Севастополе «свободной экономической зоны» и имеет определенные налоговые преференции, но доходов все равно нет, несмотря на перевалку почти полумиллиона тонн украденного украинского зерна.

В сентябре кредиторская задолженность Севморпорта достигла 175 миллионов рублей, более поздние данные пока не обнародованы.

Тогда же директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Павел Иено рассказал о наличии плана мероприятий по оздоровлению Севморпорта. По словам чиновника, все документы «находятся под грифом «секретно» в связи с текущей ситуацией».


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи