Важные новости
Мегастройки престижа. Как в Севастополе объекты культуры возводили
07.01.2023 / Категория: Культура
Севастополь всегда считался городом высокой культуры, и если при Украине его посещали с гастролями мировые и европейские знаменитости, то сейчас – это максимум артисты российской поп-тусовки и коллективы народной самодеятельности. Театральная жизнь в городе-герое еще теплится, а вот рок-концертов не было уже много лет – российской власти не до бунтарей. Зато мегастройки объектов культуры стали одним из трендов – по поручению президента РФ Путина из Севастополя хотят сделать «жемчужину короны российской империи».
«Культурный кластер» как объект престижа
Так называемый «культурный кластер» на мысе Хрустальном в Севастополе – единственный объект, работы на котором ведутся в три смены. Но даже в этом случае первоначальные сроки много раз нарушены.
Проект создания общественного пространства на мысе Хрустальный в Севастополе поддержал президент России Владимир Путин. Изначально предполагалась постройка масштабного сооружения, в котором будут располагаться музейное, выставочное, творческо-образовательное и реставрационное пространство, кинотеатр, театр под куполом, фондохранилище, ресторан и служебно-бытовые помещения. Также общественности пообещали, что будет построен новый музей защитников Севастополя в годы Второй мировой – этот объект начали строить при СССР, но он не был завершен.
Реализация проекта стартовала в 2018 году. Ею занялся государственный фонд «Национальное культурное наследие». Согласно плану, на участке площадью 60 гектаров в центре Севастополя должны появиться театр оперы и балета, музей, выставочный центр, хореографическое училище, парк, жилые дома для работников культуры и памятник 100-летию окончания Гражданской войны.
«Культурный кластер» на мысе Хрустальном с момента начала строительства в 2019 году сразу оброс скандалами, поскольку строить его начали без утвержденного проекта и общественных обсуждений. Первыми на территории бывшего 54-го завода Черноморского флота начали возводить жилые дома под видом «служебного жилья» для сотрудников будущих культурных учреждений. При этом под ковш экскаватора попали уникальные сооружения времен Крымской войны.
Севастопольцы бурно возмущались жилой застройкой с видом на море, власти хранили молчание. Только в ноябре 2021 года во время визита в Севастополь президент Путин дал указание больше не строить жилье на мысе Хрустальном. «Не нужно заниматься многоэтажным жилым строительством, а нужно сделать место отдыха севастопольцев и для людей, которые сюда приезжают», – сказал Путин.
Общественные слушания по застройке территории прошли только в январе 2021 года, участие в них смогли принять исключительно жители близлежащих домов. Сами слушания были больше похожи на фарс, поскольку обсуждать было нечего – проекта кластера не было, гражданам показывали только картинки-эскизы будущих зданий.
Лишь в конце сентября 2021-го Главгосэкспертиза одобрила проект театра оперы и балета. И это при том, что его строительство велось к тому моменту уже несколько месяцев, был залит фундамент. Чтобы эта стройка сдвинулась с места, археологи буквально за пару месяцев бегом-бегом провели масштабные по объемам, но явно поспешные раскопки. Найдена была масса артефактов, от античных времен до начала прошлого века.
Пару лет не затихал скандал насчет участия в проекте австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au. Компания под руководством Вольфа Прикса разработала архитектурный проект главного объекта кластера – театра оперы и балета. Подробно об этом Крым.Реалии рассказывали ранее. Проект в стиле деконструктивизма яростно критиковали не только севастопольские архитекторы, но и простые граждане.
Но нарушения были и посерьезнее, организационного плана. В июне 2021 года российская Генпрокуратура сообщила, что вся планировка будущего «кластера», включая объекты культуры, жилье и технические объекты, основывалась на постановлении, которое не прошло обязательное согласование в Минкульте России.
Воплощать в жизнь задумки Прикса первоначально определили компанию «Стройгазмонтаж», связанную с друзьями Владимира Путина братьями Ротенбергами. Осенью 2019 года проект передали компании «Стройтрансгаз», которая принадлежит другому другу российского президента Геннадию Тимченко. Все работы по возведению культурно-образовательного кластера должны быть завершены к 2023 году.
Однако в 2022-м, как и в предыдущем году, строители в график не укладывались. В мае вице-премьер РФ Марат Хуснуллин посетил строящийся культурный кластер на мысе Хрустальном, отметив, что к работам на объекте «очень много вопросов». Какие именно возникли вопросы, чиновник не конкретизировал.
В начале августа Хуснуллин снова приехал в Севастополь. После проверки вице-премьером хода строительства, российский губернатор города Михаил Развожаев сообщил, что смета будет пересмотрена: «Сейчас стоит задача решить вопрос по согласованию окончательной сметы в связи с заменой части импортных стройматериалов на отечественные и необходимо будет наращивать темпы строительства». Сроки окончания строительства теперь сдвинуты на декабрь 2023 года.
В декабре 2022-го стало известно, что возле кластера на Хрустальном вырубят 500 деревьев и растений, в числе которых краснокнижные возрастные туи и кипарисы.
К строительству музея Второй мировой войны на мысе Хрустальном не только не приступили, никто даже его проекта не видел.
Кластер «Новый Херсонес» на месте древнего полиса
Еще один кластер под названием «Новый Херсонес» строится в Севастополе в так называемом южном пригороде древнего полиса Херсонес. Вся эта территория включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО и любое строительство здесь запрещено, но это не остановило российские власти – объекты возводятся по поручению президента России.
В 2015 году Путин озвучил идею строительства в Херсонесе международного православного центра. В марте 2019 года российским президентом было дано указание построить здесь музей христианства, в августе того же года – указание насчет международного археологического центра. Через два года, в конце лета 2021-го, презентовали концепцию будущего историко-археологического парка, который должен появиться на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» к 2024 году. Речь шла о более чем 23 гектарах, три из которых отдадут под строительство новых зданий и сооружений.
Согласно концепции, историко-археологический парк будет включать в себя три музея: античности, Крыма и христианства, а также археологический центр, школу искусств «Корсунь», филиал «Артека», ландшафтный парк и квартал-реконструкцию с музеефицированными раскопками, сувенирными лавками и кафе.
Местные общественники и ученые не понимают, зачем именно в этом месте строят школу искусств и филиал «Артека». Скрепя сердце соглашаются на музей Античности и Византии, но не понимают, причем здесь Музей христианства и музей Крыма, а равно кафе, сувенирные лавки, паркинг на 1400 мест и амфитеатр, которые также планируют построить здесь в границах проекта «Новый Херсонес».
Необходимость реализации проекта, естественно, сопровождалась громкими фразами об «образовательном проекте будущего» – так сказал Развожаев – и о Севастополе как Мекке для высокоинтеллектуальных специалистов, как выразился тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский.
Раскопки на месте будущего строительства проходили в 2020-2021 годах. Ученые и общественники забили тревогу, когда в соцсетях появились многочисленные фото и видео, как на территории раскопок для ускорения работ роют экскаваторы и бульдозеры.
Только в декабре 2021 года, когда на осваиваемой территории уже в круглосуточном режиме работала тяжелая техника и строители возвели первый этаж будущей школы искусств, севастопольцев, наконец, пригласили на общественные слушания высказать мнение о проекте планировки и межевания территории будущего парка.
Школу искусств планировали завершить к 1 сентября 2022-го, но военные строители с горем пополам закончили объект только в середине октября. Облик зданий с самого начала вызывал вопросы у местной общественности и специалистов в области архитектуры и истории, но изменить концепцию не получилось – лоббисты проекта сидели в самых высоких кабинетах.
После этого стройка почти остановилась. В середине декабря корреспондент Крым.Реалии обнаружил на территории затопленные котлованы.
В соответствии с планами российских властей, кластер «Новый Херсонес» должны закончить в 2024 году
Исторический бульвар, музей Крошицкого и другие долгострои
Реконструкция Исторического бульвара – самый затянувшийся долгострой российских властей Севастополя. Сообщалось, что парку вернут исторический облик: заново вымостят дорожки и площадки, отреставрируют все памятники и мемориальные обозначения, а скамейки, фонарные столбы и урны воссоздадут по фотографиям начала ХХ века.
В ноябре 2017 года первоначальный контракт на реконструкцию выиграла компания «Гуар» из Санкт-Петербурга. По условиям госконтракта, опубликованного на сайте госзакупок, работы на Историческом бульваре подрядчик должен завершить к 10 декабря 2018 года. Впоследствии срок сдачи объекта был скорректирован на 1 августа 2019 года.
Это та же компания перед этим уже успела многое испортить при реконструкции музея Крошицкого. Однако в июле 2018 года заказчик отменил госзакупку по определению подрядчика с официальной формулировкой «для корректировки» выделенной на реконструкцию суммы.
Новым подрядчиком было выбрано ООО «Меандр», которое российские и крымские СМИ связывали с министром культуры Владимиром Мединским. Работы начались в декабре 2018 года, новым сроком их окончания значился сентябрь 2020-го.
Но когда в начале 2020 года Мединский ушел с поста министра культуры, десятки объектов, которыми «Меандр» занимался в Крыму и Севастополе, посыпались, как карточный домик. Стройка на Историческом бульваре остановилась.
Власти города периодически сообщают, что найден новый подрядчик для реконструкции многострадального бульвара, но стройка так и не сдвинулась с мертвой точки.
Немного продвинулась реконструкция музея имени Крошицкого.
Капитальный ремонт здания начался более трех лет назад и подрядная организация из российского Санкт-Петербурга не смогла с ним справиться. Реставрация обернулась уголовным делом. Подрядчик – ООО «Гуар» – частично выполнил работы по реставрации фасада, однако «Севнаследие» их не приняло. Первыми, правда, возмутились горожане, когда увидели уродливо слепленных маскаронов и другие, халтурно исполненные, архитектурные украшения.
Новый же подрядчик – ООО «Асгард» – первым делом проинформировал заказчиков о том, что его предшественники при выполнении работ на фасаде допустили «существенное нарушение технологии». После проведенных двух независимых экспертиз стало ясно, что бюджетные миллионы потрачены впустую, власти города обратились к правоохранителям. К ремонту новый подрядчик приступил только зимой этого года.
В октябре с фасада музея, наконец, убрали строительные леса, но внутри здания работ еще непочатый край – при ремонте там из-за ветхости были снесены все перекрытия и, соответственно перегородки, поэтому внутренний интерьер будут переделывать полностью.
Также оказалось, что на завершение ремонта музея вновь потребовались дополнительные средства. Об этом сообщила директор департамента культуры Ирина Романец. «Проблемный вопрос, исходя из ситуации с увеличением стоимости строительно-монтажных работ по Крошицкому, где сегодня идет интенсивный период завершения строительно-монтажных работ. Все идет по плану, но есть по оборудованию проблема», – сказала она.
Ремонт официально закончили перед Новым годом, но общественной экспертизы пока не было.
Похожие новости
- 26.01.2022 • В австрийском архитектурном бюро прокомментировали санкции Украины за проектирование театра в Севастополе
- 13.01.2022 • Севгосстройнадзор: «12-этажка на мысе Хрустальном – не общежитие для сотрудников кластера»
- 11.10.2021 • В Севастополе презентовали новый формат «Театральной улицы»
- 04.10.2021 • В Севастополе завтра ждут с лекцией австрийского архитектора