Важные новости

«Море» волнуется. Как судостроительный завод под Феодосией оказался не нужен даже пиратам

28.07.2022  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

судостроительный завод «Море»

Строящийся корабль на судостроительном заводе «Море» под Феодосией, апрель 2016 года

К концу этого года судостроительный завод «Море» на побережье Феодосийского залива может полностью остановить свое производство из-за массива имеющихся на заводе проблем. От когда-то более чем тысячного коллектива теперь осталось около трети. С чем это связано и к чему может привести?

Угроза ликвидации

«АО «Судостроительный завод «Море» по причине отсутствия заказов оказалось в тяжелом финансово-экономическом положении и с каждым годом оно ухудшается, растут долги перед поставщиками, контрагентами, банками, долги по оплате за электроэнергию, воду и другие ресурсы. Выплата заработной платы работникам завода и финансирование текущей деятельности в настоящее время обеспечивается практически только за счет заемных средств. Кредиторская задолженность превысила размер уставного фонда АО «СЗ «Море». Над предприятием нависла реальная угроза введения процедуры банкротства и последующей ликвидации». Это отрывок из письма, которое председатель российского Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Евгений Васильев направил главе российского правительства Михаилу Мишустину еще в апреле этого года.

Ситуацию на заводе Васильев характеризует как тяжелейшую.

Глава профсоюза сравнивает ситуацию на «Море» до и после аннексии Крыма: с 2014 года численность работников завода сократилась в три раза, а для тех, кто остался, нет достаточно работы. В результате, отмечает Васильев, работники ведущих судостроительных профессий (сборщики корпусов и электросварщики) вынуждены покидать завод в поисках работы на других судостроительных предприятиях.

«К концу 2022 года загрузка производственных рабочих может сократиться до критического уровня, что может привести к полной остановке производства», – говорится в письме.

Также Васильев отмечает, что за последние годы было списано и утилизировано значительное количество станочного оборудования, существенная часть которого была импортной. Теперь оно не может быть замещено с учетом действующих санкций и в связи с отсутствием у завода оборотных средств.

Через месяц главе профсоюза ответили из министерства промышленности России. Там обратили внимание, что в марте этого года все акции предприятия были подарены Объединенной судостроительной корпорации, у которой есть своя концепция развития «Моря». Также, судя по ответу, дальнейшее развитие и загрузка завода будет зависеть в том числе и от того, какие инвестиции на полуостров удастся привлечь.

После передачи акций завода из госкорпорации Ростех в Объединенную судостроительную корпорацию звучали надежды на то, что это поднимет предприятие на ноги.

«Безвозмездная передача акций в состав Объединенной судостроительной корпорации позволит продолжить модернизацию и развитие производственных мощностей», – говорил тогда первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.

Однако, судя по всему, надежды не оправдались.

В июле российский Межрегиональный профсоюз работников судостроения и судоремонта запустил акцию солидарности в поддержку завода «Море». В заявлении профсоюза сказано, что за прошедшие после передачи акций три с половиной месяца ситуация не только не улучшилась, а только стала усугубляться. Отмечается, что прошло еще одно сокращение рабочих – были уволены 44 человека, а руководство готовит коллектив к введению 20-часовой рабочей недели.

«При этом высшее руководство и руководители подразделений завода продолжают работать в полном составе и полную рабочую неделю, что непосредственно ложится бременем на завод, а следовательно, и на заводчан. От более чем тысячного коллектива профессионалов, способных самостоятельно, без каких-либо посредников, строить и выпускать уникальные корабли и катера военного и гражданского назначения, осталось порядка 350 человек. Политика, проводимая на предприятии, ведет к банкротству завода или преобразованию его просто в сборочную площадку, на заводе и в регионе растет социальная напряженность», – сказано в заявлении.

Надежда на пиратов

Судостроительный завод «Море» был основан в 1938 году. За свою историю предприятие построило более тысячи судов и кораблей различного назначения. С началом аннексии Крыма его подвергли так называемой «национализации».

Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть. Крутили, вертели, но ничего у них не вышло

Сергей Мокренюк

«Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть», – вспоминает феодосиец, экс-начальник Управления по вопросам АРК и Севастополя Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Украины Сергей Мокренюк. – Крутили, вертели, но ничего у них не вышло».

По его мнению, возможное закрытие завода будет свидетельствовать о неспособности россиян реально работать в Крыму в условиях санкций. Однако рядовые феодосийцы, считает Мокренюк, в случае остановки «Моря» этого даже не заметят.

«Завод стоит в Приморском – это 12 км от Феодосии, и о том, что он там есть и на нем люди работают, знают те, кто к нему как-то привязан. То, что Феодосийский порт толком не работает – это людям интересно. Что Феодосийский оптический завод или «Судокомпозит» умирают – это людям болит, потому что оно им мозолит глаза, потому что эти объекты стоят в центре города и не работают», – говорит Мокренюк в комментарии Крым.Реалии.

Скептически в отношении будущего развития «Моря» настроен украинский транспортный аналитик Максим Гардус. Он обращает внимание на то, что несмотря на обещания огромных инвестиций в завод, реальные инвестиции оказались весьма скромными.

До начала полномасштабного вторжения России в Украину имеющиеся в России верфи довольно сильны были загружены заказами, были большие госпрограммы, говорит Гардус Крым.Реалии. И в то же время, утверждает он, никто не хотел входить в крымский бизнес и интегрировать в общероссийскую систему украденные активы – из-за боязни возможных последствий.

«Например, предприятие «Черноморнефтегаз» не поглотили ни «Роснефть», ни «Газпром». Крымские железные дороги не присоединили к РЖД. Получается, этот бизнес не вошел в российские крупные структуры, которые умеют лоббировать свои интересы. Ну, а самостоятельно что завод может найти? Пират из Сомали свою шаланду приведет в Крым? Какая страна, которая настолько не боится санкций, приведет свой флот на ремонт в оккупированный Крым? Могучий Приднестровский флот? Гордые флотилии из Южной Осетии?» – задается вопросом эксперт.

Поэтому Гардус не верит ни в перспективы судостроения на «Море», ни в перспективы судоремонта. По его мнению, все промышленные активы в Крыму, которые ориентированы на взаимодействие с внешним миром, а не на внутрикрымскую экономику, находятся в плачевном состоянии и дальше будет только хуже.

«Завод «Море» – несчастный и никому не нужный. Война скорее добьет его, чем позволит ему возродиться, поскольку неразумно строить что-нибудь серьезное там, куда Украина (ВСУ, – прим.) может добить или сможет добить в ближайшие месяцы», – говорит Гардус.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи