Важные новости
«Море» волнуется. Как судостроительный завод под Феодосией оказался не нужен даже пиратам
28.07.2022 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Строящийся корабль на судостроительном заводе «Море» под Феодосией, апрель 2016 года
К концу этого года судостроительный завод «Море» на побережье Феодосийского залива может полностью остановить свое производство из-за массива имеющихся на заводе проблем. От когда-то более чем тысячного коллектива теперь осталось около трети. С чем это связано и к чему может привести?
Угроза ликвидации
«АО «Судостроительный завод «Море» по причине отсутствия заказов оказалось в тяжелом финансово-экономическом положении и с каждым годом оно ухудшается, растут долги перед поставщиками, контрагентами, банками, долги по оплате за электроэнергию, воду и другие ресурсы. Выплата заработной платы работникам завода и финансирование текущей деятельности в настоящее время обеспечивается практически только за счет заемных средств. Кредиторская задолженность превысила размер уставного фонда АО «СЗ «Море». Над предприятием нависла реальная угроза введения процедуры банкротства и последующей ликвидации». Это отрывок из письма, которое председатель российского Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Евгений Васильев направил главе российского правительства Михаилу Мишустину еще в апреле этого года.
Ситуацию на заводе Васильев характеризует как тяжелейшую.
Глава профсоюза сравнивает ситуацию на «Море» до и после аннексии Крыма: с 2014 года численность работников завода сократилась в три раза, а для тех, кто остался, нет достаточно работы. В результате, отмечает Васильев, работники ведущих судостроительных профессий (сборщики корпусов и электросварщики) вынуждены покидать завод в поисках работы на других судостроительных предприятиях.
«К концу 2022 года загрузка производственных рабочих может сократиться до критического уровня, что может привести к полной остановке производства», – говорится в письме.
Также Васильев отмечает, что за последние годы было списано и утилизировано значительное количество станочного оборудования, существенная часть которого была импортной. Теперь оно не может быть замещено с учетом действующих санкций и в связи с отсутствием у завода оборотных средств.
Через месяц главе профсоюза ответили из министерства промышленности России. Там обратили внимание, что в марте этого года все акции предприятия были подарены Объединенной судостроительной корпорации, у которой есть своя концепция развития «Моря». Также, судя по ответу, дальнейшее развитие и загрузка завода будет зависеть в том числе и от того, какие инвестиции на полуостров удастся привлечь.
После передачи акций завода из госкорпорации Ростех в Объединенную судостроительную корпорацию звучали надежды на то, что это поднимет предприятие на ноги.
«Безвозмездная передача акций в состав Объединенной судостроительной корпорации позволит продолжить модернизацию и развитие производственных мощностей», – говорил тогда первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.
Однако, судя по всему, надежды не оправдались.
В июле российский Межрегиональный профсоюз работников судостроения и судоремонта запустил акцию солидарности в поддержку завода «Море». В заявлении профсоюза сказано, что за прошедшие после передачи акций три с половиной месяца ситуация не только не улучшилась, а только стала усугубляться. Отмечается, что прошло еще одно сокращение рабочих – были уволены 44 человека, а руководство готовит коллектив к введению 20-часовой рабочей недели.
«При этом высшее руководство и руководители подразделений завода продолжают работать в полном составе и полную рабочую неделю, что непосредственно ложится бременем на завод, а следовательно, и на заводчан. От более чем тысячного коллектива профессионалов, способных самостоятельно, без каких-либо посредников, строить и выпускать уникальные корабли и катера военного и гражданского назначения, осталось порядка 350 человек. Политика, проводимая на предприятии, ведет к банкротству завода или преобразованию его просто в сборочную площадку, на заводе и в регионе растет социальная напряженность», – сказано в заявлении.
Надежда на пиратов
Судостроительный завод «Море» был основан в 1938 году. За свою историю предприятие построило более тысячи судов и кораблей различного назначения. С началом аннексии Крыма его подвергли так называемой «национализации».
Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть. Крутили, вертели, но ничего у них не вышло
Сергей Мокренюк
«Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть», – вспоминает феодосиец, экс-начальник Управления по вопросам АРК и Севастополя Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Украины Сергей Мокренюк. – Крутили, вертели, но ничего у них не вышло».
По его мнению, возможное закрытие завода будет свидетельствовать о неспособности россиян реально работать в Крыму в условиях санкций. Однако рядовые феодосийцы, считает Мокренюк, в случае остановки «Моря» этого даже не заметят.
«Завод стоит в Приморском – это 12 км от Феодосии, и о том, что он там есть и на нем люди работают, знают те, кто к нему как-то привязан. То, что Феодосийский порт толком не работает – это людям интересно. Что Феодосийский оптический завод или «Судокомпозит» умирают – это людям болит, потому что оно им мозолит глаза, потому что эти объекты стоят в центре города и не работают», – говорит Мокренюк в комментарии Крым.Реалии.
Скептически в отношении будущего развития «Моря» настроен украинский транспортный аналитик Максим Гардус. Он обращает внимание на то, что несмотря на обещания огромных инвестиций в завод, реальные инвестиции оказались весьма скромными.
До начала полномасштабного вторжения России в Украину имеющиеся в России верфи довольно сильны были загружены заказами, были большие госпрограммы, говорит Гардус Крым.Реалии. И в то же время, утверждает он, никто не хотел входить в крымский бизнес и интегрировать в общероссийскую систему украденные активы – из-за боязни возможных последствий.
«Например, предприятие «Черноморнефтегаз» не поглотили ни «Роснефть», ни «Газпром». Крымские железные дороги не присоединили к РЖД. Получается, этот бизнес не вошел в российские крупные структуры, которые умеют лоббировать свои интересы. Ну, а самостоятельно что завод может найти? Пират из Сомали свою шаланду приведет в Крым? Какая страна, которая настолько не боится санкций, приведет свой флот на ремонт в оккупированный Крым? Могучий Приднестровский флот? Гордые флотилии из Южной Осетии?» – задается вопросом эксперт.
Поэтому Гардус не верит ни в перспективы судостроения на «Море», ни в перспективы судоремонта. По его мнению, все промышленные активы в Крыму, которые ориентированы на взаимодействие с внешним миром, а не на внутрикрымскую экономику, находятся в плачевном состоянии и дальше будет только хуже.
«Завод «Море» – несчастный и никому не нужный. Война скорее добьет его, чем позволит ему возродиться, поскольку неразумно строить что-нибудь серьезное там, куда Украина (ВСУ, – прим.) может добить или сможет добить в ближайшие месяцы», – говорит Гардус.
Похожие новости
- 15.05.2022 • Судостроительный завод "Залив" в Керчи загрузили российскими военными заказами
- 12.10.2021 • Предприятие Минобороны России лидирует по задержке зарплаты в Севастополе
- 21.07.2021 • ООО «МастерСтройКрым» три месяца не платило зарплату работникам
- 21.05.2021 • Власти Крыма предложили строить ледоколы и спасательные суда в Феодосии