Важные новости
В Крыму налаживают производство подделок продукции иностранных брендов
05.05.2022 / Категория: Экономика / Тема: Полный абзац!
На днях в Крыму состоялась экскурсия для журналистов на завод «Пневматика». Крымские СМИ утверждают, что после введения санкций против России крымская «Пневматика» «ощутила всплеск интереса и значительный рост заказов, поступающих с разных концов страны».
Дело в том, что промышленность России сильно отстает в развитии от мирового уровня, при этом промышленные и сельскохозяйственные предприятия России в основном используют импортное оборудование. Однако, после введения санкций большая часть этого оборудования и машин просто стали не работоспособным из-за отсутствия запчастей. Как пишет официальная газета российского парламента Крыма «Крымские известия», оказалось, что завод «Пневматика» – одно из немногих предприятий, «где могут изготовить аналоги импортных запчастей практически к любому станку или машине».
Крымские журналисты начали бахвалиться тем, о чем обычно приличные люди даже рассказывать стесняются, и чем хвастаться обычно не принято, а именно: «то, что иностранцы изготовили, наши завсегда разобрать и повторить могут». И именно на этих условиях, как следует из публикации, дирекция завода стремится возродить и расширить производство.
Журналисты утверждают, что в Советском Союзе симферопольская «Пневматика» была главным предприятием по выпуску пневмоагрегатов в области станкостроения среди государств-членов СЭВ и цитируют директора завода Николая Васильева: «Мы держали 86% рынка. Это очень большой объем. В то время на объединенном предприятии работало около 3,5 тысячи человек, из них 700 специалистов – только в конструкторском бюро. Сейчас – всего немногим более сотни сотрудников».
Не удивительно, что после распада СССР распался и СЭВ, поскольку потребности в нем восточно-европейские страны не ощущали
Однако и тогда на «Пневматике» все было сделано «как в СССР». 86% рынка – это в странах СЭВ (Совет экономической взаимопомощи для стран Варшавского договора – КР) Восточной Европы, вынужденно сотрудничавших с СССР, а в общеевропейском объеме продукции пневмоагрегатов крымская продукция занимала ничтожную долю. Делегации из стран СЭВ, приезжавшие в Симферополь, посещая цеха завода удивлялись тому, что крымские инженеры расхваливали свою продукцию, хотя работала она гораздо хуже той, которую производили в Европе. Например, один из них рассказывал, что европейские пневмоагрегаты работали плавно и точно, в то время как крымские – рывками и часто промазывали нужное положение.
Тем не менее, их брали из-за двух причин. Во-первых, из-за того, что СССР в СЭВе занимал командное положение и часто диктовал свои условия по сбыту собственной продукции, и она, таким образом, играла роль своеобразного экономического оружия принуждения. И не удивительно, что после распада СССР распался и СЭВ, поскольку потребности в нем восточно-европейские страны не ощущали, в мире господствовала продукция и технологии уже совсем иного уровня. Во-вторых, крымская продукция была в разы дешевле продукции европейских стран, что иногда и было причиной ее покупки.
В условиях конкурентного рынка незавидная судьба ждала и «Пневматику». В 90-е годы в Симферополе легко обосновались две иностранные компании, которые построили здесь свои заводы, и некачественная продукция «Пневматики» стала никому не нужна.
И вот сейчас в Крым «возвратился СССР»
Директор завода говорит журналистам: «Переманили уникальных рабочих и инженеров и всеми правдами и неправдами со своей продукцией вытолкали «Пневматику» с рынка». Это неправда. Во-первых, они платили рабочим гораздо больше, чем «Пневматика», во-вторых, их продукция была конкурентоспособной, поэтому потребители брали ее, а не пневмоагрегаты «Пневматики». А «Пневматику» никто не «выталкивал», она как стояла, так и стоит на старом месте. По непонятной причине, «патриоты» «Пневматики» тогда просто отказались от конкуренции с другими предприятиями, хотя соревноваться у них были все условия – завод был неплохо для того времени оснащен оборудованием, оставалось только конструировать качественную продукцию и продавать ее. Но кадры «Пневматики» именно этого и не могли делать – они привыкли жить в «теплой экономической ванне», не усложнять себе жизнь реконструкциями и изобретательским поиском. Поэтому и проиграли.
И вот сейчас в Крым «возвратился СССР», для старой советской «Пневматики» и ее директора Николая Васильева наступил шанс для возрождения. Из-за санкций современные предприятия ушли из крымского рынка, а не «бросили заводы, людей и сами исчезли», как говорит Васильев. И опять парадокс: обладая станками с ЧПУ и другим работоспособным оборудованием, директор завода согласился на позорную роль изготовлять подделки, «разбирать и повторять» то, что изготовили иностранцы, вместо поиска современных путей развития – конструирования и изготовления действительно современного передового пневмооборудования. Впрочем, симферопольцам со старым мышлением и технологиями вряд ли удастся догнать мировой уровень, но попробовать-то стоило?
«За несколько недель заказов стало в два раза больше», констатирует гендиректор АО «Пневматика» Николай Васильев. Завод берется за изготовление того, что раньше в России закупали за границей – приводов для дверей электричек, пневматических изделий, способных функционировать при низких температурах в нефтегазовой отрасли, поскольку раньше завод производил комплектующие для ледоколов. Завод также просят изготовить детали к немецкому оборудованию в горной отрасли. А также «мелочи» для импортной аграрной техники, запчасти для итальянской техники, которую использует ПАО «Массандра». Не исключено, что завод изготовляет также запчасти и оборудование для военной техники и оружия, используемого в войне против Украины. Просто об этом не говорят вслух.
Не исключено, что завод изготовляет также запчасти и оборудование для военной техники и оружия, используемого в войне против Украины
«Таких заказчиков сейчас десятки, а задачи, как правило, нестандартные. Используя образцы или чертежи импортных деталей, симферопольский завод готов поставить на поток почти любое изделие – у наших кулибиных с этим особых проблем нет», – пишут газетчики. При этом директор и созвал журналистов именно для того, чтобы «выбить новые ресурсы»: «Наше оборудование рабочее, но морально устаревшее. Нам бы найти 100 миллионов рублей для обновления токарных, фрезерных, лазерных станков, а также термических печей», – жалуется директор, надеясь, что его слова услышат «наверху».
Между тем, во всем мире борются с производством и продажей контрафактной продукции, то есть подделок и составляющих к ним. Всего один, но яркий пример: «В декабре 2020 года Алина Лаврентьева-Пак, дочь владелицы компании «Русмода» Оксаны Лаврентьевой, рассказала в инстаграме о том, что сумка Birkin французского модного дома Hermès, которая когда-то досталась ее маме и в подлинности которой она была уверена, оказалась подделкой. Это обнаружилось, когда Лаврентьева-Пак принесла сумку в официальный сервис парижского бутика бренда из-за проблем с ручкой, откуда ей позже позвонили с просьбой «прийти разбираться». «Я знаю, как разбираются во Франции в таких случаях. Если бы я туда пришла, они бы вызвали полицию, и за поддельную сумку тут легко можно сесть в тюрьму», написала девушка. Эти слова подтверждает Дарья Тарнопольская, соучредитель консалтингового проекта Easy France Pass и специалист по налогам во Франции: «Тот, кто использует подделку, рискует получить штраф на сумму до €300 тыс. и уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Конечно, если вас поймают с поддельной сумкой на улице, то риски не так велики. Хотя и тут вас могут заставить уплатить штраф, равный одной или двум стоимостям оригинала». Чаще всего подделки выявляют по прибытии во Францию: на вокзалах, в портах или аэропортах».
Так это речь о такой мелочи, как ручка к брендовой сумке. А в данном случае речь идет о запчастях к массе брендовой импортной техники, которую в Крыму собираются изготавливать втайне от ее правообладателей, за что завод «Пневматика» получает, несомненно, большие деньги. Не раздает же он изделия бесплатно!
Такое копирование запчастей наказуемо не только в правовом отношении, но и в экономическом
Но такое копирование запчастей наказуемо не только в правовом отношении, но и в экономическом. Дело в том, что покупатель импортной техники (тракторов, комбайнов, оборудования) при покупке заключал договор с ее производителем, в котором есть пункты о порядке ее обслуживания и ремонта, о порядке приобретения запчастей. Покупатель должен соблюдать договор, то есть покупать запчасти и оборудование у его правообладателя, а не пиратские изделия в какой-то «Пневматике», что приносит убыток правообладателю. А «Пневматика» не имеет юридического права изготовлять и продавать комплектующие к импортной технике, то есть наживаться на этом втайне от правообладателя.
В России также делают вид, что борются с подделками, хотя на самом деле само государство занимается пиратским изготовлением контрафактной продукции. Так, «Роспотребназдозор добился ужесточения закона. До миллиона рублей штрафа теперь заплатит магазин, который сознательно торгует поддельными товарами. Как и компания, их производящая.
Как сообщает «Российская газета», штраф для индивидуальных предпринимателей, торгующих подделками, теперь составляет до 10 тысяч рублей, а для юридических лиц – до 30 тысяч. «Если после проверки они не предприняли никаких действий и продолжают свою деятельность, для первых штраф составляет до 40 тысяч рублей, а для юридических лиц – до полумиллиона. На третий раз предпринимателей ждет конфискация товара и производственного оборудования, а также штраф для юридических лиц может доходить до 1 миллиона рублей», – пишет российское издание.
Кроме того, по данным «Российской газеты», если предприниматель специализируется на подделке известных брендов, за это в России грозит уголовное наказание – до шести лет тюрьмы». А в Крыму этим хвастаются в прессе!
Константин Подоляк, журналист