Важные новости
«Вы начали комментировать букву Z». Монолог учительницы из Джанкоя, которую уволили после разговора с детьми о войне
25.04.2022 / Категория: Общество / Тема: Полный абзац!
Учительница географии из Джанкоя Сусанна Безазиева проработала в школе 17 лет. На прошлой неделе она написала заявление об увольнении по собственному желанию и рассказала «Ґратам», что на самом деле лишилась работы из-за разговора с детьми о происходящем в Украине и давления администрации школы.
«Выбор профессии в моей жизни был осознанным. Я закончила Мелитопольский государственный педагогический университет по специальности география и за годы преподавания дошла до высшей категории учителя. Мне всегда нравилась моя работа. В джанкойской школе №8 я работаю полтора года. Вышла из декрета и приступила к работе в 2020 году по приглашению директора – Валентины Ивановны Замирской. Я согласилась, главным образом потому что школа была близко к дому. Вела параллельные уроки с 5 по 11 класс.
Разговор на перемене
Все поменялось после инцидента, который произошел 13 апреля на перемене. Я задержалась, заполняла журнал, девчонки между собой обсуждали тему нацизма и фашизма в Украине. Я вмешалась в разговор и спросила у детей: «Девочки, а вы знаете, что такое нацизм и фашизм? На территории Украины граждане просто защищают свои дома, борются за свою свободу, независимость». Одна девочка сказала, что они – украинцы – собирались нападать на нас. На что я ответила, что на крымском полуострове военных действий нет, нас не бомбят, нас не убивают. Это в Украине сейчас гибнут мирные граждане, дети, и это большое горе.
Я рассказала, что на территории Украины никогда не ущемляли права русскоязычного населения. Я же училась там и никогда этого не чувствовала. Педагоги в Мелитополе, зная, что в аудитории есть слушатели из Крыма, переходили на русский язык.
А в мои школьные годы нас на праздники по программе обмена учащимися возили на неделю во Львов. Мы говорили на крымскотатарском и русском, жили в украинских семьях, нас встречали тепло и доброжелательно.
Девочки сказали, что я их убедила, хотя я никого переубеждать не собиралась, а просто сказала им свое личное мнение. Потом попрощалась и вышла из кабинета.
У меня с 9 «А» классом очень доброжелательные отношения были всегда. С девочками мы писали научно-исследовательские работы. Они под моим руководством стали призерами на муниципальном, на республиканском этапе. Вообще у меня три параллели 9 класса, но этот класс всегда был мне ближе, я к ним расположилась. Поэтому и высказала им свое личное мнение по сегодняшним событиям в Украине, здесь – в Крыму. За событиями я слежу по разным средствам массовой информации.
Обострение началось в пятницу – 15 апреля. Я провела урок в 9 «А», у нас был плановый проект и защита. Девочки, с которыми говорила в среду, защитились, и я им поставила по 5 баллов. Урок прошел спокойно, никакого начала бури не ощущалось. Я задержалась в школе до вечера, а потом меня неожиданно вызвала к себе в кабинет директор. В кабинете находились завучи: по воспитательной части – Елена Евгеньевна и по учебной части – Светлана Васильевна.
— Вы знаете, что случилось? – спросила меня директор.
— Нет, а что случилось? – не поняла я.
— Что произошло в среду в 9 «А» классе после уроков? Вы начали комментировать букву «Z» на футболке у девочки.
— Ни о какой «Z» и футболке речь и не шла. Шла речь о формулировке нацизма и фашизма, что я и пояснила детям.
— Это не ваша компетенция, пусть про нацизм и фашизм объясняет учитель истории на уроке истории. Какое вы имели право детям во время перемены объяснять, что такое нацизм и фашизм?
На этом наш разговор закончился, Валентина Ивановна пригрозила, что эта ситуация примет «серьезный оборот» и напомнила, что сейчас в России много законов принято по поводу фейков и антивоенных высказываний. Мне сказали ждать последующих распоряжений и обещали вызвать.
«Серьезный оборот»
Меня повторно вызвали в понедельник после уроков, в кабинете уже находились Валентина Ивановна, завуч Светлана Васильевна и представитель профсоюза Эльзара Решатовна. Валентина Ивановна сказала, что родители учеников требуют меня уволить.
Они начали писать и звонить классному руководителю 9 «А». Та обратилась к директору. Валентина Ивановна назначила родителям встречу на понедельник, на два часа, а со мной встретилась в 12. Директор объяснила, что родители очень серьезно настроены, собираются идти в полицию, в ФСБ. Они хотят писать заявления для того, чтобы я ответила перед законом за свои слова. Я спросила: «Какие требования у родителей?». Директор ответила, что не знает, но хочет знать, что я намерена предпринять.
— А что я должна делать в данной ситуации? – поинтересовалась я у нее.
— Писать заявление, – ответила директор.
— Я должна писать заявление или вы хотите, чтобы я написала заявление? Или это требование родителей? Если родители требуют писать заявление, то я не знаю, что делать.
— Я не знаю, какие у них требования, потому что мы только встречаемся, мы только будем с ними разговаривать.
Вечером этого же дня, после встречи с родителями, Валентина Ивановна пригласила меня в кабинет. В кабинете снова присутствовали завучи и представитель профсоюза. Но разговор уже шел о том, что родители девочек требуют меня уволить, что такой педагог не имеет права преподавать в школе. Я согласилась, что я пишу заявление об уходе с работы по собственному желанию, чтобы ситуация не накалялась дальше, хотя я просила директора написать по обоюдному согласию. Но директор настояла, чтобы я написала по собственному желанию.
Мне говорили: «Сусана Расимовна, не давайте огласки данной ситуации, отсидитесь, будет все нормально, все хорошо, пойдете дальше работать», что «эти судебные процессы ни к чему», потому что, по словам коллег, решением может быть такая статья, что в дальнейшем я вообще не смогу работать по специальности, не смогу устроиться и никакая школа не возьмет меня.
Я рассчитывала на профессиональную солидарность и поддержку директора нашей школы, но она сказала, что у нее «другая точка зрения».
У меня маленький ребёнок, я одна воспитываю четырехлетнюю девочку, и поэтому я поверила этим словам и написала заявление по собственному желанию. Решила, что в сентябре пойду в Центр занятости и буду снова устраиваться на работу. Фактически я лишилась средств к существованию, но иного выхода я не видела.
Неоконченный урок
18 апреля я написала заявление об увольнении. Это было требование родителей и директора. Но 19 апреля за мной в школу приехала полиция. По закону я обязана отработать еще две недели после подачи заявления.
Я вела урок в 9 «Б» классе, за мной пришли завучи по учебной и воспитательной части. Вызвали меня в коридор и говорят:«Вас ждёт полиция, берите паспорт и идите вниз. Ждут перед школой, в белой машине». Паспорта у меня с собой не было, но завуч для этих целей выдала мне копию паспорта из личного дела, я пошла в учительскую собираться, оставила урок и детей. Вместо меня в класс отправили другого учителя. Это был третий урок по счету в моем рабочем графике. Дети писали контрольную работу.
Я собралась, за мной зашла завуч – Елена Евгеньевна – и стала меня подгонять.
— Подождите, я должна проконсультироваться с юристом, и скажите, почему полиция пришла, по какой причине? – спрашиваю.
— По той же причине.
— Они что, заявление в полицию написали?
— Да, они написали заявление.
Я спустилась, вышла со школьного двора, перед ним стояла полицейская машина. Я села в нее,на заднее сиденье. За рулем был мужчина и женщина. Мы поздоровались. Они не представились, не сказали куда везут и по какой причине. Водитель вдруг заговорил:
— Ну рассказывайте, что там произошло.
— Подождите, я даже не понимаю по какой причине вы меня везете в отдел полиции, вы не представились.
— Что, вы прям ничего не знаете?
— Нет, я не могу понять.
— Паспорт с вами?
— Нет, только ксерокопия, и то с личного дела.
— Какая ксерокопия, вас может сейчас повезут в Симферополь на детектор.
— Подождите, вы чего? Я буду адвокату звонить. Это что такое?
После разговора с адвокатом, свидетелями которого стали полицейские, они начали нервничать: «Да вас никто не задерживал, вас только везут на беседу». Водитель начал объяснять, что со мной «просто хотят пообщаться в связи со сложившейся ситуацией». Заявления родителей и его содержание я так и не увидела.
В полиции меня повели в кабинет к начальнику. По совету адвоката, я решила не давать никаких пояснений без его присутствия. Я уже никому не доверяла после произошедшего и не знала, как их потом будут интерпретировать. Я учитель, но юридического образования у меня нет.
«Мне сказали коллеги ваши – завучи и директор – о том, что вы написали заявление об увольнении, потому что вас «переполняет» по поводу событий с «Z» на футболке девочки, – сказал полицейский. Я ответила, что вообще не понимаю, о какой футболке речь. – Ну, в таком случае нам с вами не о чем говорить, подключим органы…».
Он сказал, что я имею право не давать объяснения по статье 51 Конституции РФ Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, что я и сделала. После этого меня отпустили и сказали: «Ждите».
Я лишилась любимой работы и пока не знаю, что будет дальше. Неожиданно для себя стала известной. Вчера обо мне появились публикации в группах «Мы из Джанкоя», «Типичный Джанкой», во многих других пабликах в интернете – видимо моего увольнения им показалось недостаточно. Вместе с этим много слов поддержки получаю от других родителей, от детей на переменах и это сейчас дает мне силы пережить эту историю.
Похожие новости
- 24.03.2022 • В Джанкое закрывают школу-интернат на фоне сообщений о размещении российских военных в учебных заведениях
- 01.02.2022 • Глава администрации Евпатории решил уволиться после встречи с Аксеновым
- 30.12.2021 • В отставку ушли главы администраций Симферополя и Раздольного
- 30.03.2021 • Скандал с увольнением учительницы английского завершился в севастопольском суде