Важные новости
Реорганизация медицины в Севастополе привела к ее развалу
25.04.2022 / Категория: Общество
К такому выводы можно прийти, если проанализировать отчет контрольно-счетной палаты Севастополя.
Между поликлиникой и «скорой» жители Севастополя выбирают «скорую», но добровольным этот выбор не назовешь. Эти и другие факты были озвучены на заседании бюджетной комиссии Заксобрания, где депутатам представили результаты проведенного Контрольно-счетной палатой анализа эффективности структурных преобразований медицинских организаций в ходе реализации Концепции развития государственного здравоохранения города Севастополя на 2019 – 2024 годы.
Шаткая основа
Представляла полученный Контрольно-счетной палатой результат ее председатель Юлия Кокарева. Она напомнила, что концепция разрабатывалась и была принята в 2018 – 2019 годах. Одним из этапов развития городского здравоохранения и стала реорганизация медицинских учреждений.
Полученная картина, предупредила глава КПС, получилась смазанной из-за ковида. И все-таки некоторые выводы можно сделать. Но сначала – о том, как относятся к укрупнению и слиянию больниц и поликлиник, ставшему мировым трендом последних 20 лет, эксперты.
Проведенный КСП анализ показывает, что экспертным сообществом позитивно оцениваются результаты укрупнения, но не слияния медучреждений. Тем не менее процесс идет. В 2000 – 2014 годах число медорганизаций в России уменьшилось на 60%. Число стационаров сократилось более чем вдвое, поликлиник – на 35%.
«По оценке экспертов, реструктуризация сети российских государственных больниц и поликлиник привела к более эффективному использованию их мощностей, однако при этом снизила транспортную доступность медицинской помощи для пациентов – особенно в сельской местности», – говорится в документе КСП. – В новых крупных структурах подразделения часто слабо связаны между собой. При этом врачи уже укрупненных медучреждений жалуются на несогласованность своей работы с коллегами чаще, чем те, кого организационная реформа не коснулась».
Есть и позитив: так, у медиков стало больше возможностей «маневрировать» ресурсами внутри медучреждения. Сократились и затраты на управленческий аппарат. Однако многие из позитивных последствий, подчеркивают эксперты, «имеют затухающий эффект», то есть очевидны только в первое после реорганизации время. В целом же (тут КСП ссылается на мнение аналитиков Высшей школы экономики) результаты реформы признаны неубедительными. Впредь, считают эксперты, нужно подходить к медико-экономическому обоснованию подобных процессов более ответственно.
Но это - в целом по России. Раздел, посвященный Севастополю, начинается с констатации несоответствия проведенной реорганизации нормативно-правовой базе. Вся региональная база уложилась в три постановления правительства города, причем третье просто стало сигналом к началу реформ. Порядок реорганизации медучреждений в городе отсутствует, хотя его наличие предполагается федеральным законодательством.
Как подчеркнула Юлия Кокарева, на отсутствие этого документа экс-главе департамента здравоохранения Сергею Шеховцову указывали еще до начала реорганизации. Не были проведены и консультации с региональными законодателями, которые также предусмотрены федеральным законодательством. В итоге медико-экономическое обоснование перемен «отсутствует в принципе».
А теперь - результаты
Результаты, увы, неутешительны.
«Анализ изменения структуры медицинских организаций города Севастополя за период 2018-2020 гг. по видам, условиям, формам оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что оказание медицинской помощи взрослому населению в системе здравоохранения города Севастополя после реорганизации не соответствует принципам охраны здоровья (статья 4 Федерального закона № 323-ФЗ), – констатирует КСП. – Общий объем медицинской помощи в амбулаторных условиях, предоставляемой взрослому населению медицинскими организациями… в 2019 году в сравнении с 2018 годом снизился на 10,4% (или на 117 181 посещений), в 2020 в сравнении с 2019 годом на 22, 2% (224 094 посещений). Анализ обеспеченности населения города Севастополя медицинской помощью показал, что общее выполнение нормативов объемов амбулаторной помощи на 1 застрахованное лицо… составляет: – в 2018 году – 73% от установленного норматива, в 2019 году – 72% от установленного норматива, в 2020 году – 66% от установленного норматива».
На 30% снизились и объемы амбулаторной медицинской помощи «в плановой форме».
Такая ситуация не могла не отразиться на показателях работы скорой медицинской помощи.
«При сокращении в анализируемом периоде объемов оказания плановой медицинской помощи в амбулаторных условиях, в 2020 году в сравнении с 2019 годом на 9 % увеличились объемы оказания неотложной медицинской помощи», – сообщает КСП.
Изменились и показатели смертности. В 2019 году общая смертность в городе составила 1 314,3 случаев на 100 000 населения – это больше, чем в среднем по РФ (1 228,1) и по Южному федеральному округу (1 283,3).
«Наибольший удельный вес в структуре общей смертности по городу Севастополю приходился на показатели смертности от болезней системы кровообращения – 56,7%, и онкологических заболеваний – 19,4%. При этом количество неврологических коек в 2020 году в сравнении с 2018 годом сокращено на 25 единиц, онкологических на 3 единицы».
Структура коечного фонда в Севастополе, считает КСП, не обеспечивает потребности населения в предоставлении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Кроме того, реорганизация не ликвидировала кадровый дефицит. Скорее, напротив:
«Прослеживается тенденция к снижению обеспеченности медицинских организаций, оказывающих помощь взрослому населению, врачебными кадрами, которая в 2019 году составила 85,6%, в 2020 году - 78%, по состоянию на 01.10.2021 - 65,9%. Таким образом, дефицит врачебных кадров, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению в амбулаторных условиях в медицинских организациях города Севастополя в анализируемом периоде, вырос на 70,3%, в том числе дефицит врачей «лечебной группы» на 47,3%, «лечебно-диагностической группы» - 94,7%».
Это, считают аудиторы, еще один повод «поставить под сомнение» целесообразность перемен.
Не блестящая ситуация и с транспортной доступностью медорганизаций. А в ряде поликлиник зафиксировано существенное превышение реального числа приписанных пациентов над нормативным.
Основной причиной дефицита мощностей медорганизаций называются затянувшиеся капремонты и еще более затянувшееся новое строительство.
«Срок реализации мероприятий «Строительство поликлиники на 320 посещений в смену в микрорайоне «Казачья бухта», г. Севастополь», «Строительство подстанции № 1 ГБУЗС «Севастопольский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», пр-т Победы» запланирован в течении 6 лет (с 2017 года по 2022 год), «Строительство амбулаторно-поликлинического учреждения на 320 посещений в смену, пр-т Генерала Острякова», «Строительство городской инфекционной больницы на 200 коек, г. Севастополь» - 9 лет (с 2017 года по 2025 год), «Многопрофильный лечебнодиагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь», «Севастопольская больница скорой помощи» - 7 лет (с 2017 года по 2023 год)», - приводит конкретные факты КСП.
«Нас никто не услышал»
Как и следовало ожидать, приведенные данные и сделанные КСП выводы произвели на депутатов самое негативное впечатление. И главное, что их интересовало, - есть ли у нового руководства депздрава (а реорганизация, напомним, планировалась и проводилась при старом) какой-то план по выходу из этой печальной ситуации?
Директор департамента Виталий Денисов, как казалось поначалу, начал говорить о другом. Он заявил, что главная задача на сегодня - лицензировать медучреждения. Отведенный на это срок истекает, а до завершения процесса еще далеко - на сегодняшний день лицензировано всего 67% учреждений и всего 27% медицинских услуг.
Напомнил директор департамента и о том, что в ближайшее время в Севастополе может появиться 12 новых медучреждений, что должно снизить остроту проблемы. В связи с этим, считает Денисов, было бы логично вернуться к оценке состояния здравоохранения в 2023 году.
Но отрицать, что реорганизация была странноватой, глава депздрава не стал. И в первую очередь его смущает объединение горбольниц и поликлиник как таковое. Перед руководителями горбольниц, пояснил он свою позицию, стоит задача развивать высокотехнологичную помощь. И соединить эту работу с руководством поликлиниками невозможно. По крайней мере, невозможно делать это эффективно.
«Я был главным врачом поликлиники – там никогда покоя нет. У тебя постоянно проблемы с льготными лекарствами, с жалобами, и ты этим занимаешься бесконечно», – сказал Денисов.
Его предложение – подождать 2023 года. Если же по каким-то причинам новые медучреждения не будут построены и ничего в здравоохранении не изменится, нужно будет вернуться к медико-экономическому обоснованию и разделить взрослые поликлиники, детские поликлиники и стационары, позволив главврачам горбольниц «все-таки заниматься своим делом».
Радости такая идея не вызвала.
«То, о чем вы сейчас говорите, точечные вопросы. А системные проблемы не позволяют нам ждать 23 года, когда что-то построят. Мы этого уже не первый год ждем», – напомнил Сергей Борисов, предложив подготовить «конкретный план действий» по каждому пункту отчета КСП.
На подготовку предложений департаменту здравоохранения отвели 30 дней. Однако Виталий Денисов попросил не забывать, что проверка проводилась в разгар пандемии. Поэтому картина, подчеркнул он, не могла получиться объективной и полной: значительные усилия и ресурсы были брошены на борьбу с ковидом, от чего другие направления не пострадать просто не могли.
В поддержку Денисова выступила и главный врач Севастопольской инфекционной больницы Инга Матяж.
«На момент принятия концепции большинство из нас находилось в этом городе. И когда все врачебное сообщество говорило, к чему эта концепция может привести, нас, людей, стоящих на земле, никто не поддержал, – сказала она. – И теперь мы имеем то, что имеем».
Однако прямо сейчас, уверена главврач, заниматься повторной реорганизацией невозможно: это похоронит еще не законченный процесс лицензирования медучреждений.
«В любом деле надо выделять первичное и вторичное. И первичное сейчас, действительно, лицензирование, – добавила Матяж. – Что мы будем делать, если сейчас закроют инфекционную больницу – возить больных в Бахчисарай? А была, напомню, и такая идея!».
Идей у реформаторов медицины действительно было много, даже слишком. Предложение закрыть инфекционную больницу, напомним, на излете своей карьеры в Севастополе вносил экс-губернатор Дмитрий Овсянников. До ковидной истории оставалось несколько месяцев, и как выглядела бы борьба с ним в условиях, когда каждого больного надо везти в Бахчисарай, страшно представить. А депутат Артем Гордиенко вспомнил, как отстаивал реорганизацию медучреждений «господин Нусинов». Сейчас экс-заместитель директора департамента здравоохранения, напомним, обвиняется во взятке с вымогательством.
Как уже было сказано, на подготовку ответов и предложений по каждому пункту депздраву дано 30 дней. После этого, по предложению председателя бюджетной комиссии Вячеслава Аксенова, депутаты обсудят ситуацию еще раз. В разговоре с ForPost Аксенов подтвердил, что полностью согласен и с тем, что реорганизация не принесла положительных результатов, и с предложением отложить рассмотрение вопроса о реорганизации до окончания лицензирования – срок, отпущенный на эту процедуру Севастополю, истекает уже летом, а результат срыва процесса, подчеркивает глава бюджетной комиссии, может оказаться самым печальным.
Причинами того, что предполагаемые результаты реформы не были достигнуты, Вячеслав Аксенов считает не только непроработанность идеи и внезапно грянувшие проблемы с ковидом, но и быстрый рост населения города и потребности его жителей в услугах здравоохранения. Совокупность этих причин и постоянного срыва сроков строительства и ремонта медучреждений просто не могли закончиться хорошо.
Похожие новости
- 15.02.2022 • Оптимизацию медицины Севастополя признали неэффективной
- 08.02.2022 • Контрольно-счётная палата Севастополя признала неэффективным слияние больниц
- 13.07.2021 • Депутаты переизбрали главу Контрольно-счётной палаты Севастополя
- 22.06.2021 • Контрольно-счетная палата Севастополя нашла нарушений на полмиллиарда