Важные новости

Что пошло не так с «гаражной амнистией» в Севастополе?

19.02.2022  /  Категория: Общество

Гаражный кооператив в Севастополе

Данные Росреестра и местных госструктур об успехах «гаражной амнистии» подозрительно разнятся.

В Севастополе за время действия так называемой «гаражной амнистии» не оформлено ни одного объекта. Такие неутешительные данные приводит Росреестр.

Напомним: закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» (о «гаражной амнистии») был принят Госдумой весной прошлого года и вступил в силу с 1 сентября 2021 года.

«Гаражная амнистия» предусматривает упрощённый механизм оформления прав собственности на гаражи и земельные участки под ними. Собственнику объекта достаточно обратиться в местные госорганы с заявлением о предоставлении участка под гаражом и документами, подтверждающими право собственности на объект.

Согласно закону под действие «гаражной амнистии» подпадают гаражи, возведённые до начала действия Градостроительного кодекса РФ, то есть до 31 декабря 2004 года. Распространяется действие закона на одноэтажные капитальные строения с фундаментом и стенами, не имеющие жилых помещений. При этом гараж может быть отдельно стоящим или входить в состав гаражного кооператива, но размещаться на городской земле. Не распространяется «гаражная амнистия» на самострои и подземные гаражи в многоэтажных домах и офисных зданиях.

Одной из причин необходимости принятия законопроекта называлось большое количество неоформленных гаражей в российских регионах, узаконить которые владельцы могли только в судебном порядке. Планируется, что «гаражная амнистия» продлится до 1 сентября 2026 года.

Какие документы нужны для оформления и статус гаража можно узнать в МФЦ, Севреестре, у кадастрового инженера. Информация также доступна на публичной кадастровой карте Росреестра.

Несмотря на вроде бы понятный и прозрачный механизм реализации закона, успешно воспользоваться предоставленными привилегиями, как показал анализ Росреестра, смогли не во всех регионах. Так, самым активным процессом оформления гаражей отличились Татарстан (зарегистрировано 237 земельных участков и 552 гаража) и Мордовия (зарегистрировано 225 земельных участков и 16 гаражей). В лидерах также оказались Тверская, Омская и Нижегородская области, Бурятия, Пермский и Красноярский края.

А вот Севастополь по какой-то причине попал в число регионов-аутсайдеров, где за время действия «гаражной амнистии» не было оформлено ни одного объекта, сообщает РБК. Аналогичная ситуация зафиксирована Росреестром в Санкт-Петербурге, Чечне, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Дагестане и на Сахалине. В соседнем с Севастополем Крыму, где закону дали неоднозначную оценку, зарегистрировано два случая применения «гаражной амнистии».

По мнению экспертов, в городах федерального значения, в число которых входит и Севастополь, процесс оформления гаражей может тормозиться из-за принятия соответствующих региональных законопроектов, в которых будут прописаны субъективные особенности применения «гаражной амнистии».

Где-то буксует

Это утверждение отчасти справедливо – региональный закон об особенностях реализации «гаражной амнистии» в Севастополе действительно не принят. Такой законопроект рассматривался в комитете по градостроительству и земельным вопросам местного заксобрания и был отправлен обратно органам исполнительной власти на доработку. Повторно законопроект депутатам не поступал.

Однако, по мнению главы профильного комитета заксобрания Вячеслава Горелова, отсутствие местного закона, устанавливающего в регионе некоторые особенности реализации «гаражной амнистии», не должно влиять на весь процесс.

Конечно, добавил депутат, у нас есть свои нюансы, когда, например, на одном земельном участке на склоне размещены друг над другом два гаража и у каждого свой собственник. В этом случае неясно, кто будет совладельцем земельного участка под гаражами; такие нюансы как раз и должны быть прописаны в региональном законе. Но в целом для реализации федерального закона о «гаражной амнистии» субъектовый закон играет не первостепенную роль.

«В принципе, речь идёт о некоторых особенностях, устанавливаемых на уровне региона, которые могут быть, а могут и не быть. Это не означает, что нельзя реализовывать федеральный закон. Необходимо просто издать нормативно-правовой акт правительства Севастополя, устанавливающий порядок реализации «гаражной амнистии». Но такого порядка я тоже не знаю, к сожалению», – пояснил Горелов.

Вместе с тем в экспертном сообществе бытует мнение, что «узким местом», где застревает реализация «гаражной амнистии», является департамент по имущественным и земельным отношениям (ДИЗО).

«Скорее всего, люди пытаются воспользоваться «гаражной амнистией», но я не уверен, что ДИЗО отрабатывает заявки, которые к ним поступают. По неофициальным данным, в департаменте накопилась достаточно большая пачка документов, которым по каким-то причинам не дают хода», – пояснил собеседник издания.

С чем связана «пробуксовка», неясно – вроде бы в федеральном законе все разъяснения даны, Росреестр обещал оказывать всю необходимую помощь регионам, в том числе консультационную и методическую, чтобы ни у заявителей, ни у органов исполнительной власти не возникало вопросов по реализации «гаражной амнистии». Тем не менее почему-то процесс не идёт.

Нет регламента

С утверждением, что «всё плохо» не согласны в департаменте по имущественным и земельным отношениям. По информации ведомства, в департамент поступило 601 заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка под гаражом, по 144 объектам документы были возвращены собственникам из-за неправильно сформированного пакета необходимых документов, остальные находятся в работе. При этом о какой-то задержке документов речи не идёт, это обычный рабочий процесс – на ответ гражданам у департамента есть 30 дней, напомнили в ДИЗО. При этом около десяти земельных участков под гаражами зарегистрированы, добавили там. Почему тогда эти сведения расходятся с официальной статистикой Росреестра?

Дело в том, пояснили в департаменте, что на сегодняшний день «гаражная амнистия» реализуется в городе как стандартная госуслуга предварительного согласования предоставления земельного участка, находящегося в собственности города. С таким заявлением гражданин обращается в ДИЗО, указывая в нём, что речь идёт о гараже, возведённом до 31 декабря 2004 года.

По теме: Гераклейская рокада может пройти через крупный гаражный кооператив в Севастополе

Данная госуслуга предоставляется не только тем, кто хочет зарегистрировать землю под гаражом, но и ещё в ряде случаев. То есть отдельного регламента именно по работе с заявлениями в рамках «гаражной амнистии» в Севастополе пока не существует. Возможно, именно по этой причине в статистике Росреестра не были учтены десять уже оформленных гаражей.

Такую нестандартную ситуацию в ДИЗО пояснили как раз отсутствием регионального закона о «гаражной амнистии» – после внесения поправок он был направлен на повторное рассмотрение в Росреестр, где и находится до сих пор.

«До настоящего времени заключение по проекту закона из Росреестра не поступило», – уточнили в ведомстве.

При этом повторно внести дополненный и исправленный законопроект на рассмотрение местного заксобрания планируется в первом квартале этого года – в случае если не будет задержек со стороны Росреестра.

Опять Генплан!

Но на этом сложности с реализацией «гаражной амнистии» в Севастополе не заканчиваются. Утверждать схему размещения гаражей, а соответственно, и оформлять их в российском правовом поле проблематично ещё и в связи с отсутствием утверждённых Правил землепользования и застройки и Генплана города.

Читайте: В Севастополе вместо части гаражного кооператива «Юпитер» сделают стоянку на 300 машин

По информации источников ForPost, знакомых с ситуацией, в будущем вполне может оказаться после регистрации какого-нибудь гаража, что он находится в несоответствующей функциональной зоне или на территории, на которой Генпланом будет предусмотрено развитие города. Для того чтобы таких казусов не возникало, необходимо принятие если не Генплана, то хотя бы Правил землепользования и застройки – где будет понятно, что гаражи стоят законно и в той зоне, в которой их размещение возможно.

Кроме того, подчёркивают собеседники, застройка и темпы развития Севастополя уже давно не соответствует Генплану 2005 года. Собственникам гаражей, получившим отказ на оформление объекта, чтобы хоть как-то узаконить свою собственность, приходится идти в суды и там доказывать, например, что территория, где расположен их гараж, уже давно не является зелёной зоной, как было обозначено в Генплане, а застроена жилыми домами.

Принятие актуального Генплана и Правил землепользования и застройки города помогло бы решить такие нюансы и облегчить жизнь всем участникам реализации «гаражной амнистии» в Севастополе.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи