Важные новости

Коктебель 2011. У каждого свой джаз

19.09.2011  /  Категория: Культура  /  Тема: Музыка  /  1 комментариев


В Коктебеле отзвучал 9-й Международный фестиваль Джаз Коктебель 2011. С 15 по 18 сентября крымский посёлок у подножья Карадага оживился многотысячными толпами любителей джаза и другой музыки, чтобы после этого впасть в зимнюю спячку, до нового курортного сезона.

Организаторы
Специалист событийного туризма и Президент Фестиваля Лилия Млинарич на пресс-конференции была, как и обычно, шутлива и открыта для общения. И умело отвечала на самые неудобные вопросы. В частности о том, что Фестиваль давно уже перестал быть чисто джазовым и на нём представлены многие другие музыкальные направления. На это Лилия Викторовна заявила, что так и было задумано, многожанровость – это возможность показать зрителям много хорошей музыки. Ведущий концертов на Волошинской сцене Алексей Коган был более прямолинеен. По его мнению, в целом Фестиваль направлен на массового слушателя, а джаз - музыка избранных, «музыка меньшинства».
Из новинок Фестиваля госпожа Млинарич отметила новую сцену Open stage для молодых музыкантов, которых будут отбирать продюсеры берлинской студии «Трикс», подарившие миру Рамштайн, и много других удивительных групп.
Ещё Лилия Млинарич говорит, что «для нас фестиваль – не просто серия концертов, а некое общее пространство, где люди могут пообщаться на самые разные темы, где люди могут найти человека своей энергии». С этим трудно не согласиться.

Разная музыка
О чётком разграничении массовой и избранной музыки говорила и программа фестиваля. На маленькой Волошинской сцене выступали настоящие мэтры мирового джаза. Стоит упомянуть только Анну Кристоферсон, Себастьяна Печника, Оливера Лейка, Дебби Девис, Абрахама Бёртона, Бориса Саволделли. Да и другие коллективы, осчастливившие своим присутствием небольшой дворик Дома-музея Волошина, не слабее и не хуже. Атмосфера на «Волошинке» самая камерная. Выступающие находятся в каких-то метрах от сидящих на пластиковых стульях зрителей. Музыка сногсшибательная, но говорить о драйве не приходится. Какой драйв можно испытать, сидя в кресле? Всё таки джазовая музыка- она не для театра, скорее о на для улиц и площадей. Впрочем, сколько любителей джаза, столько и мнений. Да и стилей джаза не меньше. Перед концертами и после них между слушателями разворачивались настоящие дискуссии: джаз это или не джаз. Хотя точный ответ на этот вопрос зачастую затрудняются дать даже составители джазовых энциклопедий.
Nu Jazz (Ню-джаз) сцена жила совсем по-другому. И по-другому обеспечивала кассовые сборы. По словам организаторов, ежедневно концерты фестиваля посещали 7-8 тысяч человек. По нашим подсчётам, на главный концерт в субботу, 17 сентября, пришли приблизительно 13-15 тысяч зрителей. Тогда за 225 гривен была возможность послушать сразу Алину Орлову (Литва), Billy's Band Jazz Sextet (Россия), Аквариум (Россия), Drum Ecstasy (Беларусь), Red Snapper (Великобритания) и The Postman Of Nobel (Германия). В разные дни на Nu Jazz выступили также Kitchen Grooves (Германия), уже практически прописавшийся в Украине вокалист «De Phazz» Karl Frierson, The State Of Monc (Нидерланды), Anna Maria Jopek (Польша), Parov Stelar Band (Австрия), Карл Хламкин и ОгнеОпасноОркестр (Россия), DJ O'Skrypka (Украина) и другие.

Публика
Публика в Коктебеле, как и музыка, самая разная. Как у Маяковского: «которая пролетарская, а которая буржуазная». Но весьма добродушная и доброжелательная. Джентльмены во фраках на набережной нами замечены не были, но некоторые кадры в костюмах от Армани гордо вышагивали среди хиппи, растаманов и прочей курортной публики в шортах, маечках и банданах. Но это, скорее, исключение.
Далеко не все приезжают на фестиваль чтобы послушать фестивальную музыку. В баре «Калипсо» – своя тусовка самодеятельных групп, у них свои фанаты и почитатели. В кемпинге «Ранчо» обосновались любители рока, он звучит здесь со сцены до самого утра.

Власти
Мэр Коктебеля Алексей Булыга сотрудничеством с Фестивалем доволен. И хотя напрямую не говорит о солидной финансовой составляющей от притока туристов, но её подразумевает. Ведь другой работы, кроме как зарабатывать на приезжих, у жителей небольшого посёлка нет.
В том, что в Коктебель никогда не заезжали представители Крымской СЭС, можно даже не сомневаться. Сомнительные торты «домашнего» производства продают с открытых столов под открытым небом. Рядом – копчёная, вяленая и прочая рыба под тучами мух. Салаты с майонезом часами стоят в ожидании своего сошедшего с ума покупателя. Мимо этого разнообразия, поднимая пыль, проходят тысячи отдыхающих. О санитарных книжках торгующие здесь крымские татары, естественно, не знают. Если к этому прибавить паутину и грязные столы в барах, ужасные общественные туалеты, то картина будет полной – антисанитарная анархия.
О правилах пожарной безопасности у местных «бизнесменов» тоже самые приблизительные понятия провода на земле на набережной, легковоспламеняющиеся вещества и конструкции в местах массового скопления людей, отсутствующие не то что пожарные проезды, а даже проходы – вот далеко не полный перечень нарушений.
Не менее «ленива» и местная милиция. Распивающие прямо из горлышка коньяк и купленное на разлив в фирменных магазинах ТМ «Коктебель» вино граждане никакому преследованию не подвергаются. И уж, тем более, можно спокойно пить пиво. Чувствуется негласное указание трогать только явных буянов, иначе в следующий раз публика в Коктебель просто не поедет. Запах марихуаны плывёт вечерами над курортным городком. «Траву» курят везде: на улицах, на пляжах, в местах отдыха. А у стражей порядка, похоже, насморк. Или забота о поступлениях в бюджет наркодилеров.
В общем и целом, посмотрев на все эти безобразия, мы очень зауважали родной Севастополь, где всё это просто немыслимо.

Местные
Практически всё население работает «в сезон» на приезжих. Кто-то сдаёт жильё, кто-то кормит, продаёт сувениры, предоставляет различные услуги, торгует всем, что только можно придумать. У них усталые лица, их рабочий день начинается рано утром и заканчивается почти утром. Но ждать им осталось немного. Бархатный сезон заканчивается, закончатся и заработки. До мая следующего года жить придется только на накопленные средства. Поэтому цены в Коктебеле одни из самых высоких в Крыму. В среднем, в 1,3-1,5 раза.

Атмосфера
Царящая в целом в Коктебеле и на Фестивале в частности атмосфера доброжелательности и счастья – это что-то! За несколько Фестиваля дней нами не было замечено ни одного конфликта или недружелюбного поведения. Вне зависимости от социального статуса все вежливы друг с другом.

Впечатления и итоги
Фестиваль прошёл великолепно. Если «сучки и задоринки» были, то о них знают разве что организаторы. Публика была в восторге. Лично нам безумно понравились саксофонные импровизации Оливера Лейка, гитарные блюзы Дебби Девис и бесшабашность и вокальное мастерство Карла Фрирсона. Мы ритмично танцевали под популярные композиции в исполнении Kitchen Grooves, балдели от текстов песен Бориса Борисыча Гребенщикова и фанатели под алко-джаз Billy's Band. Настоящим открытием для нас стали мощная энергетика грузинской группы Asea Sool и проникновенные песни Алины Орловой. Было ещё много замечательного, но у каждого своя музыка и у каждого свой джаз.

Роман Черненко, Марина Наумова
Коктебель, 15-18 сентября 2011 года.

Фото Марины Наумовой.
Организаторы: Коньяк убрать и отдать журналистам :)
Oliver Lake Solo (США)
Karl Frierson (Германия)
Сцена Nu Jazz
Chaek (Франция)
Debbie Davies (США)
К Дебби Девис неожиданно присоединился Оливер Лейк
Kitchen Grooves (Германия)
Asea Sool (экс BekBenson)
Asea Sool
Алина Орлова (Литва)
БГ и "Аквариум" (Россия)
Red Snapper (Великобритания)