Важные новости
«Пользы от ОДКБ никакой не будет». Сможет ли Токаев удержать власть без помощи российских военных
08.01.2022 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
Армянские солдаты садятся в военно-транспортный самолет, направляющийся в Казахстан. Ереван, 7 января 2022 года
В Казахстане почти неделю продолжались массовые протесты в десятке городов. Их центром стал Алматы, где протестующие захватили здание городской администрации, заблокировали аэропорт, заняли здания полиции и резиденции президента. В ночь на четверг десятки магазинов в Алматы были разграблены, а 6 января в центре города произошла стрельба, в результате которой есть погибшие и раненые. Президент страны Касым-Жомарт Токаев вечером 5 января назвал протестующих "террористами" и обратился к странам – участницам Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с просьбой прислать войска для подавления "бандитских формирований". Об этом пишет телеканал Настоящее Время.
Уже 6 января в Казахстан прибыли российские военные и бронетехника, вечером в тот же день военные прилетели в страну из Беларуси. А днем 7 января президент Токаев разрешил силовикам стрелять по "преступникам и убийцам" на поражение и без предупреждения.
Обращение Токаева к ОДКБ, так же как и согласие ОДКБ на действия иностранных военных на территории суверенного государства, критикуют многие казахстанцы и иностранные эксперты. Экономист Владислав Иноземцев в интервью Настоящему Времени подчеркнул, что если ситуация в Казахстане будет развиваться "по сценарию потери власти, то никакие силы ОДКБ это дело не спасут", и считает, что приглашение военных имеет в первую очередь политический смысл.
– Как вы относитесь к вводу войск ОДКБ в Казахстан?
– Я отношусь к этому как к довольно излишней мере со стороны казахского правительства, потому что внешней угрозы, о которой он говорит, на мой взгляд, не существует. Да, мы слышали много раз о якобы проникших в Казахстан террористах. Но на самом деле, конечно, вся причина казахстанского протеста – сугубо внутренняя.
И в этом отношении, я думаю, у властей в Астане есть достаточно сил и средств, чтобы справиться с теми беспорядками, которые там возникли.
Что касается ОДКБ, то в данном случае пользы от этой отправки никакой не будет. Россия влезает в серьезную аферу в Казахстане с далеко идущими последствиями. Я думаю, что вмешательство ее военных будет крайне ограниченным. Эти военные не будут принимать участие непосредственно в боевых действиях. Сама по себе эта акция, конечно, имеет политический в первую очередь смысл. Но будет ли он положительным или отрицательным – я сказать не могу. Я думаю, что это довольно бессмысленное и неэффективное использование данного инструмента.
– То есть вы не верите, что отправка в Казахстан российских военных может привести к каким-то серьезным последствиям, в том числе политическим, например к частичной потере суверенитета?
– Нет. Что касается потери суверенитета – в это я точно не верю, это не нужно никому. Казахстанские власти совершенно не собираются превращаться в какой-то российский доминион, это совершенно очевидно.
– И вы не верите в "большое союзное государство"?
– Нет, это исключено. А что касается политических последствий этих действий для России – я думаю, это будет иметь имиджевые потери. Россия в очередной раз с помощью своих инструментов вторгается в какую-то страну. Смысла в этом я, честно говоря, не вижу, потому что если казахстанские власти удержат ситуацию, они удержат ее сами. Если, наоборот, ситуация будет развиваться по сценарию потери власти в Астане, то никакие силы ОДКБ это дело не спасут.
– Вы сказали, что ситуация в Казахстане является предупреждением для Кремля. А предупреждением собственно чего?
– В Казахстане действительно имело место очень серьезное социальное расслоение, которое, собственно, и взорвало ситуацию. Вопрос даже не в том, высокие там были цены на сжиженный газ или низкие. Они на самом деле были по мировым и по российским масштабам очень низкие на газ для автомобилей.
Но проблема заключается в том, что порядка 10 последних лет экономический рост фактически не приносил казахстанцам увеличения реальных доходов, и это очень напоминает российскую ситуацию.
И при всем при этом государственные резервы увеличивались, бюджет был профицитным. И сложилась ситуация, когда государство, чиновники, олигархи богатеют, а народ не видит от этого никакого экономического роста, никакой для себя выгоды. И понимание того, что ничто не может улучшить его благосостояние, собственно говоря, и вызывает такие эксцессы.
Поэтому мне давно казалось, что России, и в начале пандемии, и сейчас, следовало бы пересмотреть свою экономическую политику. И в первую очередь ориентироваться не на повышение военных расходов и не на геополитические игры, а именно на возобновление устойчивого роста доходов граждан.
– В свое время многие говорили о "мудром Назарбаеве", который сделал мягкий транзит власти. В данном случае то, что мы видим, это не спасло. Протестующие в Казахстане кричат: "Старик, уходи!" – имея в виду именно Назарбаева. Как вы считаете, почему его не спасла отставка с поста президента?
– Я как раз был одним из тех, кто говорил, что Назарбаев как государственный руководитель многие годы проводил достаточно умную политику: и политику модернизации, и политику многовекторности. И остаюсь при том же самом мнении. Что касается транзита, это был, пожалуй, самый выдающийся его шаг. Но проблема заключалась в том, что если ты говоришь: "Ухожу", – то ты уходи. И транзит, который тянулся три года, был очень медленным и в принципе сводился только к передаче одной, другой, третьей должностей, но при этом не к снижению реального влияния Назарбаева и его семьи на правительство, на Комитет национальной безопасности, на крупный бизнес. И вот это, на мой взгляд, стало важным фактором, который помог протесту развиться.
В данном случае, если бы действительно Токаев мог сказать, что да, он является полноценным президентом и то, что было раньше, ушло в прошлое, – я думаю, это была бы одна ситуация. Но сейчас вот эта затянутость "перехода", продолжение доминирования назарбаевской семьи в бизнесе и в политике, конечно, дало о себе знать. И в последний год, насколько я понимаю, насколько я слышал, когда в последний раз был в Астане, внутри элиты происходило постоянное брожение. Оно, я думаю, в какой-то мере повлияло на скорость реакции и на масштаб реакции властей. Если бы Токаев был более самостоятельный как политик, если бы он не имел каких-то дополнительных, на мой взгляд, целей, связанных с укреплением личной власти, может быть, реакция была бы более адекватной и менее затянутой.
– Как вы думаете, чем все происходящее в Казахстане закончится?
– Я думаю, что все закончится, безусловно, подавлением протестов. И дальше наступит развилка. Либо усиление личной власти Токаева, при которой назарбаевский клан фактически прекратит свое существование, попытка нового президента укрепить свою власть через объявление нового национального согласия, большой амнистии, прекращения наивных и детских рассказов про внешнее вторжение. И либерализацию экономики, политической жизни. Либо же это будет вариант, связанный с еще большей диктатурой. Но в этом случае мы увидим повторение событий сегодняшних дней через несколько лет в гораздо большем масштабе.
«Это был заговор против Токаева». Экс-премьер Казахстана – о протестах в стране, позиции силовых органов и вводе войск ОДКБ
Протестующие возле горящего здания городской администрации. Казахстан, Алматы, 6 января 2022 года
Почему Токаев обратился за помощью к ОДКБ, а не использовал для подавления протестов внутренние войска и полицию? Акежан Кажегельдин, бывший премьер Казахстана в 1994-1997 годах, считает, что это произошло потому, что в отношении президента существовал "заговор", в том числе со стороны силовых структур.
"Должны быть допрошены абсолютно все руководители силовых ведомств и все руководство города Алма-Аты: почему отдали город ночью мародерам, почему комендант не выполнял указ о чрезвычайном положении, как оказалось, что КНБ было разграблено и оружие попало в руки неизвестно кого?" — подчеркивает он.
— Со вчерашнего дня обстановка в Алматы изменилась кардинально. Помимо масштабных погромов и человеческих жертв, главная новость – ввод войск стран – участниц ОДКБ в Казахстан по просьбе президента Токаева. Еще вчера, когда мы с вами беседовали, вы, наверное, не предполагали, что такое вообще возможно. Но это произошло. Почему это случилось?
— Я, конечно, не предполагал, что Токаев обратится к коллегам в ОДКБ, чтобы ему оказали миротворческую помощь. Я даже считаю, что, возможно, это чрезмерное обращение за помощью. Можно было обратиться к своему народу, в Алматы можно было сделать то же самое, что сделали в Бишкеке граждане во время последних протестов – создать дружины и взять охрану объектов торговли и быта своими силами. Но что произошло – то произошло.
Теперь важно не это. Очень важно сейчас вовремя отправить этих "миротворцев" домой, потому что пребывание иностранных военных на казахской земле в весьма опасной ситуации – чревато. Если вдруг эти "миротворцы" примутся разгонять мирные митинги, а таких митингов все-таки большинство (только Алма-Ата отметилась разгулом и хаосом), это будет очень близко к более серьезным столкновениям. И мы окажемся в центре межгосударственных конфликтов. Я очень надеюсь, что Токаев понимает эту ситуацию, в ближайшее время он поблагодарит своих коллег за оказанную помощь и попросит возвратить "миротворцев" в свои казармы.
Что касается того, почему это произошло и почему Токаев прибег к этой помощи, – то это мы теперь понимаем. Это был в принципе заговор против Токаева, в том числе со стороны силовых структур. Мы очень внимательно наблюдаем за тем, что происходит, и будем надеяться, что Токаев проведет расследование, за которое он уже принялся, объективно, максимально публично. Я уверен, что должны быть допрошены абсолютно все руководители силовых ведомств и все руководство города Алма-Аты. Почему произошло то, что произошло в Алматы, почему это было допущено, почему отдали город ночью мародерам?
Почему комендант не выполнял указ о чрезвычайном положении? Как оказалось, что КНБ (Комитет нацбезопасности) был разграблен и оружие попало в руки неизвестно кого? Вопросов очень много. Именно в Алматы произошли события, которые в принципе наносят тень вообще на институт и конституционное право граждан собираться на митинги со своими требованиями. Поэтому мы очень ожидаем, что Токаев примет соответствующие меры.
Символично, что эти события являются самым неприглядным, самым печальным и кровавым концом эпохи Назарбаева. Жалко, что опять пролилась кровь. Но все годы правления Назарбаева – это были годы интриг, это были годы нестабильности, это были годы, когда маленькая группа богатела, а народ нищал.
И кровь проливается не в первый раз. Мы не должны допустить, чтобы в Казахстане повторился Жанаозен (в 2011 году в Жанаозене полиция открыла огонь по протестующим нефтяникам: погибли 16 человек, больше ста получили ранения – НВ). Должны быть названы абсолютно все имена, кто за всем этим стоит. И ни в коем случае не надо происходящее списывать только на "внешние силы" и на "деструктивные силы". Мы должны понимать, что за этим стоят богатые люди страны, которые боялись потерять свое влияние на экономику и на власть и вынуждены были буквально за эти последние два дня покинуть страну. Двадцать семь частных бортов вылетело из Казахстана в зарубежье за последние дни. Посчитайте, чьи это семьи уехали, и вы поймете, кому было выгодно то, что происходило в стране, и кто был заинтересован в таком насилии.
— Все-таки какие последствия для Казахстана и для стран – участниц ОДКБ может иметь нынешняя отправка военного контингента?
— В первый раз ОДКБ выполнила одну из норм, которая записана в ее уставе. Вообще-то ОДКБ по этой норме должна помогать своим странам-участницам защищать свою территорию от нападения извне. Но ОДКБ не должно быть полицейской силой, это неприемлемо.
Вот почему я настаиваю на том, чтобы Токаев в ближайшее время попросил коллег отозвать эти силы, потому что для того, чтобы навести порядок в Казахстане, достаточно казахских сил. Даже если он не доверяет своим силовикам, он не имеет права не доверять своим гражданам. Это разные вещи, потому что граждане тоже не доверяют его силовикам и не доверяли. Вы посмотрите на наших генералов в парадной форме – у них иконостас на груди! Такое ощущение, что они все участвовали в каких-то секретных тайных войнах, непонятно, где и когда они побеждали, что у них столько наград. И вот, пожалуйста, результат – два последних дня – и армии не оказалось на месте.
— Сам Токаев говорит, что эта операция будет "антитеррористической", и постоянно указывает на то, что якобы силы извне проводят эти всякие непонятные операции и митинги в Казахстане. Что вы об этом думаете? Почему такая риторика?
— Если он проведет объективное расследование и привлечет международных специалистов к такого рода расследованию и они найдут, что это действительно были какие-то "террористические группировки", я принесу публично свои извинения. Но сегодня я уверен, что эта риторика чрезмерна. Не было никакого боя под Алма-Атой в Капшагае.
— А как сами казахстанцы относятся к просьбе своего президента прислать иностранные войска?
— Вообще-то это большая, серьезная политическая ошибка. И Токаеву когда-нибудь придется за эту ошибку расплачиваться. Вопрос в том, будет ли это на выборах путем голосования – что люди проголосуют против него, или это будет другим путем.
Я понимаю, вероятнее всего, что он оказался в тяжелейшей ситуации. У меня просто нет фактов – одни догадки. Я понимаю, кто стоял за всем этим, кто поощрял и участвовал в этом если не прямо, то косвенно, – все, кто руководил городом Алматы, все, кого он недавно уволил из силовых структур. Токаев им не доверял, но он не мог не доверять своему народу. Нельзя было приглашать миротворческие силы, потому что сегодня это похоже не на миротворчество – сегодня это похоже на международную полицейскую операцию.