Важные новости
Дела на копейку, а разговоров на миллиард: топ-5 провальных крымских планов 2021 года
04.01.2022 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Строительство Соборной мечети Симферополя ведется в самом начале Ялтинского шоссе, апрель 2020 года
«В Крыму безостановочно и в космических масштабах улучшают инфраструктуру»: один из трюков по поддержанию этой иллюзии заключается в том, что каждый раз перед новогодними праздниками и пару месяцев после них крымские чиновники рассказывают, сколько всего будет построено, открыто и введено в эксплуатацию в наступающем году. При этом умалчивается о том, сколько из обещанного осталось невыполненным в году ушедшем.
Грандиозные планы кочуют из года в год, обещания широко тиражируются пропагандистами, а про реальное их выполнение никто не вспоминает. Исправляем эту недоработку и представляем топ-5 нереализованных крымских планов 2021 года.
Центр олимпийской подготовки по водным видам спорта
Впервые о планах строительства нового бассейна олимпийского уровня крымские власти заговорили в середине 2015 года. «Мы над этим работаем», – заверил российский глава Крыма Сергей Аксенов. И «работал» над этим еще два с половиной года.
В конце 2017-го наконец-то начали искать подрядчика на выполнение работ. Комплекс двухэтажного водного центра с тремя бассейнами, включая пятидесятиметровый, пообещали построить к ноябрю 2019 года. Стоимость проекта оценили в миллиард рублей.
Когда намеченные сроки прошли, подконтрольная правительству «Крымская газета» озвучила новые сроки – конец 2020 года. Но уже через три месяца после этого российский министр спорта Крыма Ольга Торубарова передвинула завершение работ еще на полгода.
А чуть погодя набросил еще полгода и Сергей Аксенов. «В связи с техническими нюансами, в частности, работами по укреплению фундамента, требованиями по усилению конструкции и так далее, срок ввода в эксплуатацию был перенесен на 31 декабря 2021 года. Тем не менее, подрядчик обязуется закончить работу раньше назначенного срока», – сообщил российский глава Крыма.
Раньше срока не получилось – в конце августа Аксенов посетил стройку и констатировал, что «центр все еще не готов». В этой связи он поручил министру «совместными усилиями с подрядчиком выполнить поставленную задачу». Но уже за месяц до этого чиновники озвучили новые сроки завершения работ – июнь 2022 года. Прошло шесть лет, а бассейн все еще служит предметом очередных «предновогодних» обещаний.
Аэровокзал «Бельбек»
В начале этого года заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров, комментируя планы реализации федеральных программ на территории Крыма, в число наиболее значимых мероприятий включил завершение строительства аэровокзального комплекса на территории военного аэродрома «Бельбек». Спустя девять месяцев выяснилось, что подрядчик на выполнение строительства до сих пор не найден.
По теме: Аэропорт «Бельбек»: не только для военных
Причем желающего освоить примерно миллиард рублей не могут найти уже второй год подряд. Формировать пул компаний, заинтересованных участвовать в тендере на строительство пассажирского терминала гражданского сектора аэропорта «Бельбек» начали в январе 2020 года, а в июне проведение конкурса отменили. Что примечательно, за эти полгода цена контракта «похудела» на 300 миллионов. Строительство должно было закончиться в третьем квартале нынешнего года, но, по всей вероятности, о планах его завершения чиновники будут говорить в очередных новостях о планах на 2022 год.
Соборная мечеть
Строительство этого знакового религиозного объекта началось в 2015 году и первоначально планировалось открыть мечеть 21 апреля 2019 года – в пятую годовщину подписания указа российского президента о реабилитации депортированных народов Крыма.
Когда первые сроки оказались провалены, замглавы комитета по делам национальностей Госдумы России Руслан Бальбек сообщил журналистам, что завершение строительства мечети планируется к 21 апреля 2020 года. Когда и эти сроки прошли, заместитель муфтия мусульман Крыма Эсадуллах Баиров заявил, что в муфтияте планируют открыть мечеть в конце 2021 года. Чуть позже эти сроки назвал и Сергей Аксенов.
А уже в мае нынешнего года Владимир Путин по каким-то соображениям поручил правительству России оказать необходимое содействие в завершении работ по строительству Соборной мечети в Симферополе.
Но и вмешательство первого лица не помогло: на совещании по вопросам содействия в строительстве Соборной мечети вице-премьер крымского правительства Михаил Назаров заявил, что «работы планируется завершить ко второму кварталу 2022 года». При этом чиновник оценил степень готовности объекта на уровне 75-80 процентов.
Самое любопытное, что на таком уровне готовность объекта была и в середине прошлого года. «Общая готовность комплекса Соборной мечети, куда входит само здание мечети, административный и гостевой корпуса, внутренний двор, составляет 75-80 процентов», – сообщал полтора года назад ответственный секретарь муфтия Айдер Аджимамбетов. При таких «скоростях» не исключено, что разговоры про завершение строительства растянутся еще на пару-тройку лет.
Новые дороги
Миф «Зато дороги стали делать» – один из самых ключевых в поддержании мысли о том, что Россия многое делает для Крыма. Местные чиновники обещаниям и разговорам про дороги уделяют чрезвычайно много внимания. Гораздо больше, чем реальной реконструкции, и уж тем более больше, чем строительству новых дорог. Уходящий год в этом вопросе не стал исключением. Российская «Парламентская газета» появление новых дорог на полуострове даже вынесла в подзаголовок своей публикации про планы на 2021 год. На деле же в нынешнем году ни одной новой дороги на полуострове не появилось.
Так, нашумевший проект строительства юго-восточного обхода Симферополя к концу года вышел на стадию «начнут строить в следующем году».
Усиленно рекламируемое строительство трассы Симферополь-Евпатория завершено только в части реконструкции старого дорожного полотна, а вот второй этап, предусматривающий реальное полноценное строительство новой дороги в обход города Саки, будет закончен в лучшем случае к 2023 году.
Давно проложенную трассу Дубки-Левадки до сих пор не сдали в эксплуатацию и перенесли этот срок с текущего года опять на следующий. Между тем трасса в некоторых местах уже «поползла» и если процесс не остановить, то через пару лет потребуется капитальный ремонт или даже реконструкция всей дороги.
Однако, самая забавная трансформация новогодних обещаний произошла с планами относительно трасс из Симферополя в сторону Армянска и Джанкоя. В июле прошлого года Сергей Аксенов заявил, что автомобильные магистрали Симферополь – Армянск и Симферополь–Джанкой будут расширены до четырех полос.
«В ФЦП эти дороги еще не включены. Но это лицо Крыма, и эти дороги тоже войдут в программу», – отметил он.
По теме: Выселение ради дороги в Крыму: «Народ будет бунтовать»
Год спустя «лицо Крыма», видимо, претерпело изменения, и Аксенов неожиданно передумал: теперь вместо строительства новых полос просто починят старые. «Большого транспортного потока с той стороны нет», – пояснил он причины отмены решения, словно за год до этого не знал о низком трафике этих дорог. Ну и, конечно же, до конца этого года к ремонту старых дорог никто не приступал.
Два опреснителя
Было бы несправедливо обойти стороной тему водоснабжения. Ведь на ее решение были брошены колоссальные средства российского бюджета. В числе фантастических проектов на официальном уровне говорили про выкачивание пресных горизонтов Азовского моря, двухкилометровые скважины и строительство опреснительных станций, которые будут делать пригодной к употреблению морскую воду.
Начать строительство одной из них буквально «в течение текущей недели» российский глава Крыма Сергей Аксенов обещал еще в конце 2020 года. Спустя всего два дня начало строительства им было сдвинуто на январь 2021 года, с намерением закончить его через 14-15 месяцев. Сообщений о том, что в январе началось строительство, нам найти не удалось.
Спустя три месяца, в марте этого года, Сергей Аксенов снова заявил, что Ялта вскоре будет потреблять опресненную воду. В тексте информационного сообщения указано, что «подключить город к новому источнику воды планируется до начала курортного сезона». Тем временем крымское правительство устами премьер-министра Юрия Гоцанюка заверило: ведется проектирование сразу двух опреснительных станций и даже есть надежда начать монтаж уже в нынешнем году. При этом на тот момент вице-премьер Евгений Кабанов уверял, что в Ялте строительство начнется с середины года и будет завершено к концу 2022-го. В апреле и мае власти говорили только про одну площадку, предпочитая не вспоминать про намерения строить две станции.
До начала курортного сезона и даже вплоть до его завершения обещанного подключения Ялты «к новому источнику» не произошло. В середине сентября Аксенов был вынужден констатировать, что решение по строительству второго опреснителя в Симферопольском районе, о проектировании которого Гоцанюк заявлял в марте, «пока не принято».
Зато в Ялте, по словам первого лица, строительство станции уже началось.
«В Ялте – строим. Это, по сути, пилот: посмотрим, как он будет работать, какие будут технико-экономические показатели, возможно, потом будем этот опыт тиражировать», – заявил тогда Аксенов. А спустя еще три месяца оказалось, что даже проектирование станции в Ялте еще не начиналось. Об этом сообщил замминистра экономического развития России Сергей Назаров, который пояснил, что проведены всего лишь предпроектные изыскания и ведется подбор площадки для строительства.