Важные новости

«Кротовая нора» Севастополя, или Электрический чемодан без ручки

19.12.2021  /  Категория: Тайны Севастополя

недостроенная подземная электростанция (объект «Крот») в Севастополе

Фотографию предоставил севастопольский историк Алексей Тиханов

Уникальный подземный объект пытаются спрятать от посторонних глаз под грифом секретности.

В 2019 году недостроенную подземную электростанцию (объект «Крот») передали в ведение ГУП «Севтеплоэнерго». Новый распорядитель уникального подземного объекта всеми силами старается оградить его от внимания не только общественников и журналистов, но и профессиональных исследователей, пишет Форпост.

Военный ток

О строительстве подземной электростанции в Севастополе задумались ещё до начала Великой Отечественной войны. С 20-х годов прошлого века в городе активно развивалась промышленность и военная инфраструктура, и для поддержания их работы в условиях боевых действий Севастополю требовался защищённый источник энергии. Строить его решили в скальном массиве Троицкой балки. Контролировали работы сотрудники НКВД. К началу войны закончить объект не успели, и вырубленные в скале штреки стали убежищем для жителей близлежащих посёлков.

После войны потребность Черноморского флота в защищённой подземной электростанции никуда не делась, поэтому в середине 50-х годов работы на объекте продолжились.

Однако, даже несмотря на финансовые и ресурсные возможности СССР, дело продвигалось медленно. Но и объём работ поражает.

Площадь подземного объекта, по разным данным, от 30 до 40 тыс. кв. м. Для понимания: это примерно три торговых центра Lavanda Mall или два ТЦ Sea Mall. Кроме того, надо учитывать, что выполнять работы под землёй гораздо сложнее. Высотка потолков в машинных залах достигает 20 метров.

К моменту развала Советского Союза «Крот» был готов примерно на 85%. На станции были установлены три котла, два турбогенератора и два дизеля, трансформаторные подстанции и насосные станции. После прекращения строительства Крымской атомной электростанции вблизи города Щёлкино сюда перенесли часть оборудования АЭС.

Смутное время

В период распада СССР «Крот» был заброшен и частично разграблен, затем комплекс передали в управление оператору Севастопольской ТЭЦ – компании «СГС плюс». После событий 2014 года договор аренды с компанией был переоформлен в российском правовом поле.

Однако этот непрофильный актив нужен был компании примерно так же, как собаке пятая нога. К тому же «Крот» требовал деньги на содержание и охрану: в подземную электростанцию регулярно залезали жаждущие экстрима молодые люди. Поэтому предприятие системно пыталось расторгнуть договор аренды и вернуть «Крота» городу.

В конце концов город сдался и нашел комплексу нового хозяина – ГУП «Севтеплоэнерго».

 

В помещениях Севастопольской подземной электростанции "Крот". Фотографию предоставил севастопольский историк Алексей Тиханов

Если прошлый распорядитель подземной электростанции лояльно относился к журналистам и всякого рода исследователям подземных тайн города, то руководство ГУПа максимально ограничило доступ посторонних к «телу» «Крота».

В пресс-службе предприятия ForPost заявили, что на станцию давно не пускают ни журналистов, ни исследователей, ни других интересующихся лиц.

«Посещение данного объекта не представляется возможным. Доступ на него запрещён», – сказано в ответе пресс-службы Севтеплоэнерго на официальный запрос издания.

Планами насчёт этого объекта в компании также делиться отказываются. «Информация по данному объекту не подлежит распространению», – заявили в ГУП.

Знакомый с ситуацией на предприятии источник рассказал, что для руководства компании «Крот» – «головная боль».

«Объект дырявый с точки зрения проникновения. Многие молодые люди пытаются залезть туда через вентиляционные шахты. Высота там большая, можно сорваться и разбиться. Поэтому они хотят максимально оградить станцию от лишнего внимания, а любая публикация и сюжет приводит к «заразному эффекту», – отметил собеседник.

С другой стороны, про этот объект уже написано и снято столько, что едва ли новое сильно повлияет на популярность этого объекта в среде экстремальной молодёжи.

По словам источника, Севтеплоэнерго с удовольствием бы избавилось от «Крота», но брать его под своё крыло никто не хочет.

Туманные перспективы

Периодически «Кроту» пытаются найти применение. В 2003 году Виктор Черномырдин, который в то время был послом России на Украине, предложил установить в подземную электростанцию списанный атомный ректор с подводной лодки с запасом прочности в 25 лет. Но против проекта выступили экологи и общественники.

Также звучали инициативы создания на базе «Крота» музея.

 

Севастопольский историк Алексей Тиханов, специализирующийся на теме подземных объектов города, не видит таких перспектив.

«Все разговоры о создании на его базе музея – ни о чём. Если водить туда людей, то надо делать для людей. Любое подобное пространство без соответствующего ухода и обслуживания становится источником риска. Я даже на горизонте не вижу тех, кто готов реализовать подобный проект», – сказал он.

По его словам, подземную электростанцию могли бы использовать военные.

«Но если бы она была им нужна, они бы давно её забрали. Как показал блэкаут, сейчас гораздо проще развернуть мобильные электростанции. «Крот» – это объект другой эпохи, это уже история», – добавил Тиханов.

Что делать с этим уникальным комплексом, сегодня не знает никто. Он как чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить жалко.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи