Важные новости

Гидротуннель для Ялты: как Крым миллиардами поглощает российский бюджет

25.10.2021  /  Категория: Экономика

Гидротуннель для Ялты

Коллаж с графическим изображением водовода под горой Ай-Петри

Самое незначительное землетрясение может оставить Ялту без питьевой воды. Российские власти в Крыму решили не экспериментировать ? пробивают параллельный туннель, который начала прокладывать еще украинская власть.

Первый ялтинский гидротуннель построили еще в 1964 году. В то время он стоил 22 миллиона советских рублей. Длина туннеля ? семь километров, а залегает он на глубине до одного километра, прямо под горой Ай-Петри. Строили же водовод специалисты «Метростроя», методом бурения и подрыва горных пород. Именно поэтому на входе в тоннель и прикреплена характерная для метрополитена буква «М».

Вода в коллектор попадает из Счастливенского водохранилища. И это по факту не единственный источник питьевой воды в Ялте. Но сейчас он в аварийном состоянии и альтернативы ему нет.

«В старом туннеле есть места, где перепады высоты водовода составляют около метра. Такое огромное смещение грунтов, чтобы вы понимали. Состояние старого туннеля очень плохое», ? рассказал в интервью Крым.Реалии министр жилищно-коммунального хозяйства Крыма (2010-2011) Николай Порицкий.

Николай Порицкий был министром ЖКХ Крыма и в 2011 году лично инспектировал Ялтинский туннельный водопровод. Мужчина говорит, что когда строили коллектор, технологии были не слишком надежными. Поэтому трещины появились уже через несколько лет после строительства. Из-за аварийности в 90-х начали строить второй, запасной водопровод. Но из-за недостатка финансирования успели пройти всего полтора километра.

В этом году российская власть Крыма получила финансирование из Москвы и начала достраивать туннель, не завершенный украинской властью.

«Нашим проектом предусмотрено, что мы построим 5,5 км нового туннеля и реконструируем 1,5 км существующего», ? отметил в одном из комментариев руководитель проекта службы заказчика Николай Путилин.

На строительство из госбюджета России, то есть из карманов российских налогоплательщиков, выделили 8,5 миллиона рублей. Проект должны завершить до 2024 года. Конструкцию строят под наклоном, чтобы вода самотеком шла в Ялту. Работают круглосуточно в несколько смен.

Как заявляют строители, новый водовод может выдержать землетрясение амплитудой в девять баллов. Для этого используют самые современные технологии, в том числе и так называемые «тюбинги». Проектная возможность старого водопровода ? 50 тысяч кубометров воды в сутки. Новый ? вдвое больше и вдвое мощнее. Поэтому строители ощущают определенные сложности.

«В процессе проходки нам приходится часто менять резцы, они из-за сложных почв затупляются. Тогда приходится выходить в забой, временно останавливать проходку и менять режущий инструмент», ? отмечает заместитель директора строительной компании Андрей Булыгин.

Николай Порицкий говорит: технологии, используемые в строительстве, действительно надежны. Однако не понимает, зачем настолько надо было увеличивать мощность коллектора. Ведь это существенно влияет на стоимость проекта.

«Большая Ялта ? это один из немногих районов Крыма, которому при нормальном экономном использовании воды хватает Счастливенского водохранилища. Они могли бы увеличить мощность старого туннеля на 10 тысяч, на 20, старый, кстати, водопровод это позволял. Но я не вижу смысла в том, чтобы увеличивать мощность настолько», ? пояснил в комментарии Крым.Реалии Николай Порицкий.

На большой сумме меньше увидят кражу, предполагает активист из Ялты Павел Степанченко. Чрезмерная мощность, непредвиденные расходы и так называемое «стахановское» опережение сроков ? это приемы, которые крымские чиновники часто используют в своих схемах.

«Когда выделяется астрономическая сумма, а по меркам Крыма 8,5 миллиарда ? это колоссальная сумма, то понятно, что от нее откусят лакомый кусок пирога. И это однозначно. Когда речь идет о миллиардах, то кража каких-то 100 миллионов ? это капля в море и есть шанс, что ее не заметят. Можно, например, списать по какому-то акту на подорожание материалов или ссылаться на непутевого подрядчика», ? отметил в разговоре с Крым.Реалии активист из Ялты Павел Степанченко.

На видео 2011 года, указано, что у реализации российско-европейского проекта «Северный поток» была привлечена фирма «ПРиСС». Эта компания прокладывала подземные туннели для газопровода Грязовец-Выборг. Это было необходимо, чтобы соединить североевропейский газопровод с единой системой газоснабжения России.

Компанией «ПРиСС» тогда руководил Игорь Добрых. Этот человек числится генеральным директором сразу в нескольких фирмах с названием «ПРиСС». В том числе и той, которая сейчас реализует различные проекты в Крыму.

«Это вообще был первый опыт применения микротуннелей в «Газпроме». И этот опыт был настолько успешным, что на второй ветке газопровода было уже четыре таких туннеля. Два из них сделала компания ПРиСС», ? рассказывал в интервью 2011 года генеральный директор компании «ПриСС» Игорь Добрых.

Компания «ПРиСС» имеет довольно богатую историю. Например, строила канализационные коллекторы в Санкт-Петербурге и Сочи перед Олимпиадой. Что касается крымского подряда, то он достался также «ПРиССу», вот только форма собственности другая ? Общество с ограниченной ответственностью. И именно эта компания строит еще один мегапроект в Крыму. Это канализационный коллектор в Симферополе протяженностью 17,5 километров и стоимостью более 11 миллиардов рублей. Деньги нашли опять же в федеральном бюджете России.

За хищение российских федеральных средств в Крыму под следствие уже попали министр строительства Михаил Храмов и вице-премьер Евгений Кабанов. Их дело касается строительства водопровода в Симферопольском районе. Павел Степанченко убежден, что строительство Ялтинского водопровода не будет исключением и в ближайшее время тоже стоит ожидать финансового скандала.

«Вот мы сейчас с вами разговариваем, а через год-два кого-то могут задержать. Задержат и посадят, я не удивлюсь этому», ? отметил активист из Ялты Павел Степанченко.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи