Важные новости

«Логистический тупик России». Порты Крыма приходят в упадок

12.10.2021  /  Категория: Общество

Морской порт Феодосии

Экономические показатели работы портов в Крыму катастрофически упали, в частности, из-за санкций, введенных после захвата этих крымских активов Россией, – об этом среди прочего говорится в новом материале крымского Центра журналистских расследований, который работает на материковой части Украины.

Морской порт в Феодосии

Так, если грузооборот Керченского морского торгового порта в 2013 году составил 2 миллиона 791 тысяч тонн, то к 2020-му он снизился всего до 238 тысяч тонн грузов. Против грузооборота 2013 года во всех гаванях Севастополя в размере 4 миллиона 800 тысяч тонн – в 2020-м это лишь 279 тысяч тонн. При этом предприятие «Севастопольский морской порт» информацию об объеме грузовых перевозок не раскрывает, отмечают аналитики Центра журналистских расследований.

Всего в Крыму до аннексии действовало пять морских портов, однако они были официально закрыты по решению украинского правительства в 2014 году, а против организованных на этих местах российских предприятий были введены международные санкции. То же касается судов, заходящих в крымские порты. О причинах портового упадка полуострова шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.

Украинский транспортный аналитик Максим Гардус рассказал Крым.Реалии, какие основные факторы повлияли на упадок крымских портов после 2014 года.

– Наблюдается глубокое падение грузооборота, и причин этому три: во-первых, санкции, во-вторых, отсутствия грузопотока из Украины и транзитного в Украину, в-третьих, нет необходимости перевозить некоторые грузы из-за строительства Крымского моста. По транзиту самым важным всегда был севастопольский порт, там было очень много грузов из Украины на экспорт. В частности, работал терминал «Авлита» Рината Ахметова для экспорта угля и металла. Это были гигантские грузообороты, а теперь в оккупированный Крым их не возят. Точно так же исчез транзит нефтепродуктов в Украину, который был развит в Феодосии: Крыму столько не нужно, плюс уже есть железнодорожный путь. Санкции повлияли прежде всего на международные пассажирские перевозки, и всяческие круизные суда прекратили заходы в Крым. Попытки России возродить круизы из имиджевых соображений ни к чему не привели.

По мнению Максима Гардуса, предпосылок для улучшения ситуации с крымскими портами в обозримом будущем нет.

– Пока оккупация не прекратится, эти три фактора никуда не исчезнут: с Крыма не снимут санкции, не появятся украинские грузы, ну и вряд ли россияне разберут Крымский мост. Из-за нехватки доходов в портах нет инвестиций в основные фонды – краны, причалы и все прочее. Это все ветшает, и со временем портам будет трудно просто-напросто удержать нынешние объемы даже по техническим соображениям… По поводу экспорта зерна в Сирию, о котором много говорили в СМИ – во-первых, его потребление и производство в Крыму более-менее сбалансированы, тем более сейчас там проблемы с водой. Во-вторых, Украина умудряется быть более-менее нейтральной по сирийскому конфликту, поэтому захочет ли Башар Асад из-за пары-тройки лодок портить отношения с крупной страной – экспортером зерна, совершенно неочевидно. Поддержка России это, конечно, хорошо, но сирийцы упорно хотят есть.

В открытых источниках не удается найти свежих новостей с конкретной информацией об экспорте товаров из аннексированного Крыма в Сирию. В августе 2019 года агентство ТАСС сообщило, что объем внешней торговли Крыма с Сирией впервые превысил 200 тысяч долларов. По оценке Максима Гардуса, это соответствует одному небольшому судну с зерном.

Корреспондент крымского Центра журналистских расследований Евгений Лешан полагает, что такая скромная огласка работы крымских портов может быть связана с попытками защитить суда от санкций.

– Действительно, найти информацию для нашего материала было сложно: если ГУП «Крымские морские порты» еще публикует отчетность, то «Севастопольский морской порт» вообще ничего не выкладывает, и сделать выводы о его работе можно разве что по косвенным данным. Мне кажется, это одно из проявлений режима секретности, который Россия ввела, чтобы уберечь эти предприятия и суда от санкций. Каботажные суда, которые ходят между Россией и Крымом, не особо беспокоятся об этом, а вот суда, которые ходят в международные порты, просто выключают транспондер у берегов полуострова, чтобы их передвижения невозможно было отследить и как-то доказать, что они зашли в крымский порт. Преимущественно это суда тех стран, у которых особые отношения с Россией и к которым так же сложно относятся в международном сообществе – например, та же Сирия.

Внутренние пассажирские перевозки вдоль берегов самого Крыма не представляют из себя ничего значительного, отмечает Евгений Лешан.

– Ялтинские теплоходики традиционно перевозят местных и туристов между еще сохранившимися причалами. Примерно столько же, 15 тысяч человек, перевозят в Евпатории. Россияне с большой помпой презентовали две «Кометы» – судна на подводных крыльях – но сейчас по факту ходит только одна, это мизер. С круизами между Сочи, Ялтой и Севастополем на теплоходе «Князь Владимир» у россиян вышло полное фиаско… В целом я не вижу перспектив и серьезных возможностей для крымских портов. Они могут даже вытащить деньги из российского кармана, но нефтяные миллиарды тоже постепенно кончаются, к тому же это будет убыточно и бессмысленно. Обновленную инфраструктуру было бы попросту нечем насытить.

В свою очередь, управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний убежден, что даже без учета санкций крымские порты России попросту не нужны.

– Конечно же, в 2014 году крымчанам рассказывали о благополучии, о том, что все будет хорошо в экономике, потому что Россия богатая страна и так далее, но не упоминали о других нюансах. Например, о том, что Керченская переправа, по сути, будет не нужна после строительства моста, и о риске применения санкций к территории без международно признанной юрисдикции. Кроме того, портовое хозяйство Крыма развивалась в комплексе с экономикой в первую очередь Украины. То есть порты были завязаны именно на все украинские логистические цепочки. С точки зрения российской экономики, крымские порты вообще не нужны: у России есть собственное портовое хозяйство в том же Новороссийске, которое работает слаженно и в едином комплексе. Крым стал логистическим тупиком: отсюда никуда не вывезешь товар, не построишь логистические потоки куда бы то ни было.

Тарас Загородний заключает, что без возврата под контроль Украины и включения в привычные цепочки поставок возрождение портового хозяйства Крыма невозможно.

Журналисты Крым.Реалии попытались дозвониться до российского предприятия «Крымские морские порты», однако на протяжении рабочего дня там никто так и не поднял трубку. Редакция оставляет за его представителями право представить свою позицию относительно перспектив развития портового хозяйства полуострова в этом или последующих материалах.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи