Важные новости
На месте краснокнижной рощи может вырасти «Новый Херсонес», а властям наплевать
10.09.2021 / Категория: Общество / Тема: Полный абзац!
На месте краснокнижной рощи может вырасти «Новый Херсонес». Музей Христианства, представленный в концепции развития историко-археологического парка, намерены разместить там, где сейчас находятся более двух тысяч растений. Под снос в таком случае пойдут деревья, которым не один десяток лет, в том числе деревья ценных пород. Эксперты выражают опасения, что на новой стройплощадке может повториться печальный опыт массовой вырубки насаждений на улице Рубежной.
Кропотливым и усердным трудом эта роща была высажена в середине XX века севастопольскими военнослужащими. В послевоенный период город постепенно возвращал свои «зелёные легкие». Скалистая местность – не подходящий ландшафт для новых посадок, но даже здесь благодаря бережному отношению и постоянному уходу удалось создать богатую на растительность экосреду.
Элина Орёл, председатель Общественного совета при Департаменте природных ресурсов и экологии правительства Севастополя: «В хорошем смысле было соревнование между командирами воинских частей и военных городков по благоустройству этих территорий. Были привезены насаждения из питомников и Крыма, и Советского Союза, Никитского ботанического сада. Благодаря титаническим усилиям, без воды в скале с небольшим количеством грунта были выращены мини ботанические сады. Именно так их можно назвать».
Один из таких ботанических садов на днях был практически уничтожен. Этому способствовали современные реалии коммерческой застройки, из-за которой город потерял львиную долю деревьев на улице Рубежной, фактически – единственную зелёную зона на берегу Казачьей бухты. Теперь, по опасениям Элины Орёл, такая судьба может грозить и роще у школы водолазов, где создатели «Нового Херсонеса» намереваются разместить музей Христианства.
Элина Орёл: «Чтобы в дальнейшем такого не произошло, мы должны понимать: что там произрастает, в каком количестве, что там можно сохранить. Проект пока никто не видел, дендроплан и подеревную съёмку пока никто не видел. Если будет возможность у Севприроднадзора ознакомиться с этими документами – мы будем понимать, что сохраняется, а что будет уничтожено».
Особенную настороженность у экспертов вызывает тот факт, что о сохранении уже существующих зелёных насаждений на территории Южного пригорода «Херсонеса Таврического» говорилось откровенно мало.
Элина Орёл: «Очень настораживает. Есть ли вообще эти документы? И что в последствии планируется? Какое благоустройство? Либо это будут мышиные хвосты, либо крупномерные деревья, которые вырастут через не через 50 или 100 лет».
Сам комплекс, по мнению специалистов, представляет высокую культурно-историческую значимость для нашего города – ведь военные постройки отражают облик Севастополя той эпохи.
Юрий Падалка, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Здания были построены уже в 1912 году. Надо сказать, что практически все они сохранились в том виде, в которым и были построены. Кроме одного здания, гауптвахты, которое после Второй Мировой войны было утеряно. Они являются неотъемлемой частью этого комплекса. Здесь были батареи, а здесь – здания».
Вячеслав Горелов, депутат Законодательного собрания Севастополя: «Я сейчас хочу процитировать, чтобы не исказить ни одного слова, фрагмент исторической справки к археологическому исследованию территории Южного пригорода Херсонеса. Эта справка была подготовлена весьма уважаемым научным учреждением. В ней сказано дословно следующее: «За прошедшие годы на территории действующей ВЧ сформировалась парковая зона с мемориальными сооружениями. Потерять такой парк, состоящий из зрелых деревьев, было бы недопустимой ошибкой. Я очень надеюсь, что этого не состоится. И если потребуется, то те объекты, которые предполагается возвести на территории историко-археологического парка необходимо либо уменьшить в размерах, либо перенести на другую территорию, либо может даже полностью отказаться».
Севастопольское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры настаивает на включении комплекса в перечень вновь выявленных ОКН. Соответствующие документы уже были переданы в Севнаследие.
Угроза деревьям и кустарникам становится понятна при сравнении представленной концепции со снимками спутников. На данных кадрах отчётливо видно, что на территории воинской части должен появиться музей Христианства, как раз посреди зелёного пятна. Под удар попадают и здания школы водолазов.
Юрий Падалка: «К территории отнеслись как к какому-то чистому полю. Чтобы поставить какие-то здания и сооружения. Не хотелось бы, чтобы так было. Какая-то работа проводится, какие-то обсуждения есть. Надеюсь, что всё-таки мы сумеем найти общий язык с чиновным миром, с застройщиком и теми, кто пытается создать здесь «Новый Херсонес».
С точки зрения Вячеслава Горелова, исключительно важно, чтобы роща и исторические здания школы водолазов нашли своё отражение в общей концепции развития Южного пригорода Херсонеса.
Вячеслав Горелов: «несмотря на то, что это действующая воинская часть, необходимо составить подеревную съёмку, указать на ней расположение этих деревьев, указать породный состав, их возраст и состояние. И обращаться к проектировщикам, чтобы они внесли соответствующие изменения. Сейчас как раз та ситуация, когда еще не поздно устранить риски, которые над этими деревьями нависают».
В противном случае, по словам Вячеслав Горелова, город может лишиться единственной крупной зелёной зоны в этом районе Севастополя.
Вячеслав Горелов: «Я очень опасаюсь, что вновь прозвучит фраза, которая звучала ранее: «это на самом деле не парк, а строительная площадка». И судьба этих деревьев была предрешена. Очень важно, чтобы концепция парка и проект прошли все необходимые согласования. В том числе – на архитектурно-художественном совете, и обязательно провести общественные обсуждения. Даже в случае, если эти мемориальные сооружения не удастся сохранить на их месте, то важно, чтобы их перенесли на другое место. Чтобы люди понимали знаковость этого пространства для Севастополя. Эта воинская часть готовила и готовит специалистов, которые имеют уникальное значение для ВМФ Российской Федерации».