Важные новости
«Я сейчас подъеду» и другие стоп-фразы для мошенников в Крыму. Что говорят эксперты о мерах безопасности
27.07.2021 / Категория: Общество / Тема: Криминал
Страх, жалость и жадность – это те чувства, которыми манипулируют мошенники, утверждают эксперты. По Крыму прокатилась очередная волна преступлений: только на прошлой неделе за три дня полиция, по официальным данным, зарегистрировала 15 случаев дистанционных мошенничеств, сумма ущерба превысила 1,3 млн рублей. Как сообщила пресс-служба управления МВД России по Крыму, «злоумышленники применяли распространенные схемы: звонок якобы из службы безопасности банка, использование соцсетей и мессенджеров, а также электронных досок объявлений».
Почему в Крыму активизировались мошенники и какие наиболее распространенные приемы они используют? Как защититься от действий мошенников? Как обезопасить свои банковские счета и аккаунты в социальных сетях? Где и как крымчане могут получать объективную информацию о событиях на полуострове, и почему российские чиновники блокируют доступ к определенным информационным сайтам с материковой Украины? Как научиться выявлять фейки не стать жертвой пропаганды или манипуляций?
Эти и другие актуальные темы в студии Радио Крым.Реалии в ток-шоу «Крымский вопрос» обсуждали ведущий Александр Янковский и его собеседники: журналист из Севастополя Давид Аксельрод, украинский эксперт по безопасности, частный детектив Руслан Болгов, эксперт Крымской правозащитной группы Ирина Седова и аналитик проекта StopFake Артем Лаптиев.
Во всех зарегистрированных случаях за последнюю неделю мошенники стремились узнать персональные данные граждан, позволяющие получить доступ к их банковским счетам, либо получали от потерпевших электронный платеж авансом за приобретаемый товар. Чаще всего жертвами мошенников становились жители Симферополя, Ялты, Евпатории, Феодосии, Керчи, Симферопольского и Черноморского районов, утверждают в пресс-службе управления российской полиции в Крыму.
Телефонные мошенники добрались и до вице-премьера российского правительства Крыма Ирины Кивико, об этом она 21 июля написала на своей странице в Фейсбуке (стилистика и пунктуация сохранена – ред.).
«Мое утро началось со звонка. Приятный поставленный голос, обратившись ко мне по имени-отчеству, представился работником банка и сказал, что вокруг моей карты подозрительная активность. Нажала на кнопку отбой, не дослушав. Сегодня аферисты устроили массовую атаку с целью получения доступа к счетам граждан через популярные мессенджеры и СМС. Номера, с которых приходят сообщения, начинаются с +2, но внешне пытаются названием выдать себя за представителя банков. Прошу крымчан не открывать подобные сообщения. Банки никогда не будут звонить и писать с целью предотвращения переводов и атак. При подозрительной ситуации производится автоматическая блокировка средств. Предупредите своих родственников и родных. Напоминаю что делать, чтобы не стать жертвой злоумышленников: нельзя сообщать незнакомым людям данные банковской карты, переводить деньги на их счет или оформлять по их указанию кредиты, даже если они представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов», – написала Ирина Кивико.
Жертвами мошенников могут стать люди любого возраста, иногда ущерб от подобных действий может исчисляться миллионами рублей. Например, в марте 2021 года в Евпатории 70-летний пенсионер стал жертвой мошенников, которые, как утверждают в пресс-службе МВД России по Крыму, с помощью приложения удаленного доступа к смартфону сняли с его банковского счета 6,5 млн рублей.
В пятницу, 23 июля, российская полиция предупредила крымчан о новых формах дистанционного мошенничества, когда жителям полуострова звонят якобы от имени сотрудников российских государственных учреждений.
Один из таких случаев зарегистрирован в Симферополе. Как сообщают местные СМИ, в полицию обратился местный житель, который рассказал, что на его мобильный телефон поступил звонок от мужчины, представившегося специалистом российского портала «Госуслуги». Звонивший заявил потерпевшему, что через портал якобы поступила заявка о смене финансовых реквизитов гражданина, а также об оформлении на его имя кредита в банковских учреждениях, так как «произошла утечка персональных данных». Далее последовали звонки от якобы представителя банка и полиции.
При этом, как сообщили в пресс-службе управления МВД России по Крыму, «заявителю с подменного номера, отображавшегося как городской телефон органов внутренних дел, поступил звонок от мужчины, который представился капитаном полиции, назвал свою фамилию и должность в системе МВД России. Звонивший лже-полицейский сообщил, что заявитель будет признан потерпевшим в уголовном деле по факту мошенничества, и теперь с целью сотрудничества с правоохранительными органами он должен совершить ряд действий. Кроме того, по словам обманщика, мужчине необходимо будет явиться в отдел полиции, но до этого момента соблюдать требования о неразглашении тайны следствия и банковской тайны».
Как сообщается, владелец счета под диктовку злоумышленников «самостоятельно произвел определенные манипуляции в отделении банка, якобы для того, чтобы не дать возможность незнакомцам, получившим его персональные данные, оформить кредит на его имя». Общая сумма ущерба, причиненного потерпевшему, составила 200 тысяч рублей.
Журналист из Севастополя Давид Аксельрод в эфире Радио Крым.Реалии отмечает, что в Крыму такие мошенничества имеют волнообразный характер.
– Иногда человеку могут поступить в день от пяти звонков от мошенников, потом звонки прекращаются. В июле многие крымчане, и я в том числе, получали звонки от людей, которые представлялись сотрудниками банков. В основном, действуют по стандартной схеме: сообщают, что появился запрос на смену персональных данных банковского аккаунта, либо о смене пароля, или просят подтвердить или опровергнуть информацию, что «с вашего счета пытаются снять сумму денег». Иногда бывают и более изощренные мошенничества. Типа: «в системе банковской произошел сбой, ваш аккаунт находится под угрозой, необходимо произвести какие-то действия». Далее часто предлагают установить TeamViewer – это приложение для удаленного доступа, так мошенники получают доступ к интернет-банкингу. Правоохранителям далеко не всегда удается завершить расследование дела и вернуть деньги.
В ноябре 2020 года российская журналистка и исполнительный директор движения «Русь сидящая» Ольга Романова в комментарии Крым.Реалии утверждала, что телефонные мошенничества в России – это совместный нелегальный бизнес заключенных и силовиков.
– Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) никогда не собиралась с этим бороться, с этим невозможно бороться, поскольку ФСИН в доле. Доказывается это просто. Когда летом 2020 года «Сбербанк» добился облавы в крупнейшей московской тюрьме «Матросская тишина», там изъяли оборудования для кредитного мошенничества на семь миллионов рублей. Было арестовано два инспектора, которых обвинили во всех грехах. Как вы понимаете, два человека не могли контролировать весь этот бизнес. Естественно, этот бизнес контролировало начальство, работали в этом «саll-центре» 50 человек заключенных. И это – только одно СИЗО Москвы. По данным «Центробанка», который уделяет этому много времени, в каждом третьем СИЗО или «зоне», есть подобный «call-центр».
При этом, по данным Ольги Романовой, сами так называемые операторы, которые обманывают людей, не получают прибыли, а все вырученные деньги уходят по цепочке организаторам «call-центра». Без реформы тюремной системы, убеждена Романова, это явление искоренить невозможно. Тем временем в Федеральной службе исполнения наказаний России не комментируют заявления об укрывательстве мошенников и уверяют, что разрабатывают планы по ликвидации таких «call-центров».
По данным российских СМИ, января по декабрь 2020 года телефонные аферисты и онлайн-мошенники похитили у граждан почти 150 млрд рублей, при этом чаще всего люди сталкиваются с махинациями с банковскими картами. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией BrandMonitor на основе данных ВЦИОМ.
Чаще всего жертвами телефонных мошенников, выдающих себя за сотрудников банков, становятся одинокие мужчины в возрасте от 28 до 37 лет, с высшим образованием – такой портрет среднестатистического пострадавшего от мошенников в России описала председатель правления КБ «ФинТех» Татьяна Федорцова.
По ее словам, мужчины становятся жертвами злоумышленников в 57 процентах случаев, в то время как женщины – в 43 процентах. Специалист указала, что россияне до 25 лет чаще попадаются на уговоры перевести деньги со счета на счет. При этом пожилые граждане в шесть раз чаще сообщают данные своей карты посторонним. Также вероятность лишиться денежных средств в три раза выше у держателей карт, получивших высшее образование. Федорцова добавила, что большинство жертв мошенников – одинокие или живущие в гражданском браке люди.
Украинский эксперт по безопасности, частный детектив Руслан Болгов в эфире Радио Крым.Реалии рассказал, что видов мошенничества в действительности много, но все их можно классифицировать.
– Мы делим их на три категории: мошенничество на жалости (помогите на лечение, проезд, похороны и так далее), мошенничество на страхе (пропали деньги со счета, карта заблокирована, сын попал в тюрьму), мошенничество на жадности (вы получили подарок, но должны перевести какую-ту сумму). Существуют сайты знакомств, где девушка заходит на пару минут в видео чат, показывает клиенту «свои прелести», а потом с клиентом работает целый отряд ботов, которые просят его купить сердечко, розочку, продлить время в чате и так далее. Так людей «разводят» на миллионы долларов. Самый лучший способ обезопасить себя – сказать: «Спасибо, я вам перезвоню» и положить трубку. Мозгу нужна передышка.
По словам эксперта, часто сами банки при обращении на их телефон говорят: «Мы вам перезвоним», и этим тоже пользуются мошенники.
– У меня была клиентка, которая получила звонок от мошенников: женщина положила трубку и набрала номер телефона банка, который был у нее на карте, банк ответил: «Мы перезвоним», и в тот же промежуток снова позвонили мошенники с настоящего телефона банка. Мошенники использовали подмену номера. Это полностью вина службы безопасности банка, у клиента должен быть выбор: я хочу, чтобы мне перезвонили или оставаться на линии. Запомните: банк не звонит вам просто так. Есть два случая, когда с вами связывается банк: первое – когда действительно у вас происходит непонятная транзакция, второе – когда вы заказываете обратный звонок. Остальные 99 процентов – мошенничество. Ни одна служба банка не станет тратить на вас полтора часа времени, чтобы вернуть ваши деньги. Алгоритм банка таков: бронь вашей карточки и обращение в ближайшее отделение. Поставьте себе пин-коды и оповещения от интернет-банкинга, имейте мобильный телефон сотрудника, который обслуживает вас в банке – перезвоните ему. Забейте в Google номер телефона, с которого вам звонят, почитайте статьи на эти темы. А касательно страхов, угроз – возьмите себя в руки и позвоните человеку, который якобы в опасности. Еще – ключевая фраза, которую можно сказать мошенникам: «Я сейчас подъеду». И тут никто не захочет видеться с вами лично.
Похожие новости
- 28.04.2021 • Мошенники дистанционно обманули за неделю полсотни крымчан
- 07.04.2021 • В Крыму активизировались дистанционные мошенники
- 13.02.2021 • Пенсионерка перевела мошенникам около 1 млн рублей
- 28.08.2020 • За прошедшие сутки жители Севастополя перевели на счета мошенников более 600 тысяч рублей