Важные новости

Точка в споре о морской славе Украины и России

25.07.2021  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

военно-морской флаг Украины

В этом году Россия готовилась к 325-летию Военно-морского флота, в честь которого выпустили медаль, разные нагрудные знаки, вымпелы, другую медальерную и полиграфическую продукцию.

Как известно, история Черноморского флота России началась после 1783 года, когда Российская империя, «присоединив» Крым, под руководством Григория Потемкина начала вырубать вековые дубы и строить корабли в Севастополе, Херсоне и Николаеве. Российская историография, как и Владимир Путин, автор нашумевшей статьи «Об историческом единстве русских и украинцев», утверждает, что все украинское развивалось в изначально российской среде. Так и историки российского флота утверждают, что до них никакого флота не существовало, никаких подвигов и походов на море никто не совершал. Так ли это?

С 2005 года существует книга, содержание которой замалчивается потому, что автор книги «Флотоводці України» Мирослав Мамчак убедительно опроверг псевдоисторию российского флота. На широком историческом фоне конкретными примерами он показал, что морские походы совершались князьями и флотоводцами Руси, которую значительно позже назовут Киевской, задолго до того, как в Московии и ее сугубо сухопутном княжестве научились выдалбливать челны для хождения по рекам. Книга Мирослава Мамчака поставила точку в споре об истории российского флота: если российским ВМС в этом году исполняется 325 лет, то история украинских морских походов насчитывает более 1200 лет.

Морские походы украинцев делятся на несколько этапов. Это, прежде всего, походы киевских князей, второй этап – походы украинского казацкого флота, третий – походы флотоводцев Украинской Народной Республики, а также развитие Военно-морских сил Украины после обретения независимости.

Возьмем не самый первый, но значимый пример, ибо и до него были походы, отмеченные в летописях. Во второй половине IX века греки Византии нарушили договор с Русью, нападая на рыбаков возле острова Березань и на Тендровской косе. И вот, как свидетельствует Византийская хроника времен киевского князя Аскольда, 18 июня 860 года 360 лодий – кораблей того времени – с 8 тысячами киевских дружинников на их бортах неожиданно оказались в Босфоре и осадили Царьград (Константинополь). Город выдержал осаду всего неделю, а потом сдался. Был подписан мирный договор, согласно которому русы получили большую компенсацию за несоблюдение договора, а сам Аскольд и много воинов приняли христианство. Как видите, и святой Владимир не был первым киевским князем, принявшим христианство, он просто первым крестил Русь, принес в Киев греческую веру.

Так что российские историки имеют большой соблазн приписать этот кусок истории себе: как же, дружина русская, князь русский, «город Киев – мать городов русских». Вот дело только в том, что Московия станет Россией только в 1721 году по известному указу Петра I, и ни Аскольд, ни Владимир не были князьями московскими, а были киевскими, потому что Москвы тогда еще вообще не было.

Летописи свидетельствуют, что это не единственный пример, а морское дело было частью политики, экономики и инфраструктуры Киевской Руси. При помощи флота киевские князья не только воевали, но и вели обширную торговлю с множеством приморских держав того времени. В то время в Киеве хорошо знали географию близких и далеких морей. И флотские операции киевских князей не ограничивались Черным морем. Например, арабский историк Ибн-эль-Хасан пишет, что после 862 года флот князя Аскольда совершил поход к южным берегам Каспийского моря, обложил побережье Персии. Морякам Руси уже в то время была хорошо известна тактика дальних морских переходов и десантных боев.

«Повесть временных лет» рассказывает уже о походе на Византию князя Олега в 911 году. Летописец свидетельствует, что в походе участвовало 2 тысячи лодий и 80 тысяч дружинников. Византийские хроники описывают приход 1 тысячи лодий и 40 тысяч дружинников, которые, видимо, составляли только часть флота князя Олега. Это тот поход, после которого князь Олег прибил на воротах Константинополя свой щит и пошил шелковые паруса для своей флотилии. Этот поход можно назвать историческим, поскольку князь Олег и правители Византийской империи впервые в истории составили обоюдный договор о правилах взаимоотношений Византии и Руси, а также о правилах мореходства. Таким образом, этот факт запечатлел рождение первого в мире морского права. А в Царьграде в результате договора было учреждено посольство («двор») Руси.

Позже начатое Олегом дело было продолжено во время походов в Византию князя Игоря в 941 и 944 годах. Известными в мире мореходами были князья Святослав, Владимир Великий, Изяслав Мстиславович и другие.

Флотоводцем казачьего флота был Дмитрий Вишневецкий (Дмитро Вишневецький), который в 1552 году построил на Днепре казачью флотилию и даже получил прозвище Байда Вишневецкий потому, что байдами в то время называли казацкие корабли. Другими известными флотоводцами были Самойло Кошка (Самійло Кішка), Фока Покотыло (Фока Покотило), Богдан Ружинский (Богдан Ружинський), Иван Подкова (Іван Підкова), Семен Скалозуб – знаменитые своими походами против турок.

Легендарным флотоводцем был Петр Сагайдачный (Петро Сагайдачний), который взял Кафу, совершил много походов по всему Черному морю. Тот самый, который в 1617-18 годах вместе с польским войском обложил Москву и мог взять сам Кремль, но способствовал заключению польско-московского договора и сохранил тем самым независимость Московского государства. Может Владимиру Путину нужно за это дело, как и за многие другие, сказать Украине спасибо?

То есть вполне можно утверждать, что во времена казацкой Гетманщины московское государство перенимало от украинцев науки, политику, образование, признавала на то время первенство государственного управления и руського, то есть украинского языка, который, как доказано, древнее и сейчас еще значительно богаче русского языка. Но почему-то Владимир Путин пишет, что украинство развивалось в среде московской культуры, которая на то время была менее развитой, чем украинская? Да, благодарности от Путина, конечно, ждать не стоит. Вместо благодарности российские власти, захватившие Крым, первое, что сделали, это демонтировали в Севастополе памятник Петру Сагайдачному, своему спасителю…

Известным мореходом был Богдан Хмельницкий (Богдан Хмельницький). Мировую известность ему снискал поход 1621 года, во время которого он покорил Очаков, Варну, Созополь, Стамбул. Как украинских флотоводцев тогдашний мир знает Ивана Сирка (Іван Сірко), Пылипа Стягайло (Пилип Стягайло), Сидора Белого (Сидір Білий), Антона Головатого (Антін Головатий) и многих других атаманов и гетманов.

Украинская Народная Республика, созданная после распада Российской империи, имела свое морское министерство, которое возглавлял Дмитрий Антонович (Дмитро Антонович). В 1918 году Украинская Центральная Рада приняла закон об Украинском государственном флоте, в котором Черноморский флот, во многом созданный на территории Украины и имевший на службе преимущественно украинцев, был провозглашен украинским. Но беззаконные действия большевиков прервали нормальное развитие флота, привели к трагедиям и войне.

Автор книги подробно рассказывает об адмирале Андрее Покровском (Андрій Покровський), контр-адмирале Михаиле Остроградском (Михайло Остроградський), Вячеславе Клочковском (Вячеслав Клочковський), Михаиле Белинском (Михайло Білинський) и многих других деятелях, много сделавших для развития морского дела в Украине. Но закончилось все опять из-за разрушительных действий большевиков.

Автор детально рассказывает и о людях, возрождавших и развивавших Военно-морские силы в независимой Украине. Не буду на этом останавливаться, читатели сами могут ознакомиться. Скажу только, что сама хронология морских походов Руси и Украины, составленная мелким шрифтом, занимает 9 страниц. Эти сотни походов и боев, вошедшие в мировую историю морских событий, подтверждают, что Украина – морское государство с древней (гораздо древнее, чем у России) морской историей, славой и традициями. Что такое 325 лет на фоне 12 веков?! И спорить здесь после выхода этой книги не о чем. Точка!

Николай Семена, крымский журналист, обозреватель Крым.Реалии

Фото: sevas.com


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи