Важные новости

Расследование: Как немецкие фильтры попали на электростанции в Крыму

20.07.2021  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Балаклавская ТЭС

Несмотря на санкции Евросоюза о запрете европейским компаниям экспортировать свои товары в Крым, фильтрационное оборудование немецкого бренда Inge GmbH установили на двух крымских электростанциях – Таврической и Балаклавский. Для этого была привлечена литовская фирма, владелица которой имеет тесные связи с верхушкой российской государственной нефтегазовой компании «Роснефть» и – через ряд компаний – с депутатом от ОПЗЖ Виктором Медведчуком.

Это выяснили в совместном расследовании Литовский общественный вещатель (LRT), антикоррупционный проект Scanner и украинская служба Радіо Свобода.

По информации расследователей, «Воронеж-Аква» – один из четырех подрядчиков строительства Таврической и Балаклавской электростанций в Крыму. Она отвечала за оборудование для водоподготовки, очистки сточных вод и внутренние трубопроводы. По публичным госконтрактам компания получила 5,7 млрд рублей (€62 млн).

Литовская Run Engineering выступала посредником для продажи, производила системы очистки воды чешская компания Lavimont Brno. Ее владельцем до марта 2016 года был Милослав Вимр. Затем в долю вошли директор литовской Run Engineering Повилас Мядякша и Дмитрий Котенко, председатель совета директоров «Воронеж-Аква». Run Engineering постепенно выкупала акции у Вимра, и к 2017 году стала владельцем Lavimont Brno.

Компанию Run Engineering в 2014 году учредила сотрудница «Воронеж-Аква» Алия Алиакбярова. Директором литовского юрлица становится Повилас Мядякша. В 2017 году доля Алиакбяровой снижается до 30%, собственником 70% становится кипрская компания RLA-Aviation LTD. В 2019 году Run Engineering полностью переходит к кипрской Nestan Ltd. Владелица этих офшоров – уроженка Москвы с кипрским гражданством Марина Кармышева.

Летом 2018 года Run Engineering привлекла внимание чиновников, когда предприятие пыталось вывезти из Литвы оборудование двойного назначения, которое, предположительно, могло оказаться в Крыму. В результате, 17 декабря 2018 года компанию лишили экспортной лицензии. Однако, как выяснили расследователи, несмотря на это, предприятие продолжило поставлять оборудование в Россию.

Как сказано в материалах дела, которое рассматривалось в суде, за несколько дней до лишения лицензии, Run Engineering выслала оборудование с фильтрующими мембранами dizzler, которые прибыли на «Воронеж-Аква» именно 17 декабря 2018 года. Эти фильтры предназначались для установок Run Aqua-UF, их производителем было указано немецкое Inge GMBH.

В видеоролике предприятия о проделанной работе на крымских электростанциях в кадре можно увидеть оборудование с логотипом немецкой компании Inge GMBH и оборудование для ультрафильтрации того же производителя.

Директор Run Engineering Повилас Мядякша утверждает, что после отзыва лицензии товары двойного назначения ни в Россию, ни в Крым не вывозились. Решение об отзыве лицензии он называет «политическим».

По данным расследователей, после отзыва экспортной лицензии Run Engineering экспортировала в Россию различное водофильтрующее и водоподготовительное оборудование 59 раз. В том числе шесть раз уже упомянутую модель Run Aqua-UF, которую литовская таможня задерживала ранее.

LRT отправило предприятию вопросы в письменном виде. В ответном письме предприятие Run Engineering заявило: «По имеющимся у нас сведениям, ни на какие объекты, упомянутые в запросе, никакое оборудование, произведенное нашим предприятием, не поставлялось».

Run Engineering формально принадлежит кипрской компании, а та записана на россиянку Марину Кармышеву. С 2003 года Кармышева работает в структурах группы компаний «Регион» бизнесмена Сергея Сударикова.

По данным российского коммерческого реестра, 100% компании «Группа Воронеж-Аква» находится в залоге у ГК «Регион».

Сергей Судариков – бизнесмен, довольно близкий к руководителю «Роснефти» Игорю Сечину, а у «Региона» есть несколько совместных проектов с «Роснефтью». К примеру, ГК «Регион» через «Московский кредитный банк» и «Бизнесконцепт» владеет долей в сервисе быстрых платежей «Элекснет», ее совладелец – «Сибирская Интернет Компания», которая контролируется «Роснефтью». В 2017 году совладельцем «Элекснета» также была кипрская компания RLA-Aviation Кармышевой.

Ранее «Схемы» рассказывали о группе «Регион» как об одном из инвесторов строительства канатной дороги между Россией и Китаем, и о том, что она имеет отношение к народному депутату Украины от ОПЗЖ Виктору Медведчуку, который в феврале этого года попал под санкции СНБО по подозрению в финансировании терроризма.

Британская компания QHG Trading в 2017 году получила пятилетний контракт на продажу продукции «Роснефти». Учредителем трейдинговой фирмы были Glencore и катарский фонд, в 2019 году основным бенефициаром стал нефтетрейдер Сергей Невский. QHG Trading Невский владел через российскую «Инвестнефтетрейд» , доли которой находятся в залоге у «Московского кредитного банка» (входит в ГК «Регион»). 10 ноября 2020 года Невский пропал, а спустя десять дней стало известно, что суд арестовал его по обвинению в даче взятки.

Уже спустя два дня после исчезновения Невского бенефициарным владельцем QHG Trading стала Марина Кармышева, а управление QHG Trading перевели на кипрские компании Кармышевой – Inversos Ltd и Nestan Ltd.

В 2020 году российское издание Forbes включило QHG Trading в топ-20 торговцев российской нефтью: британский трейдер оказался на седьмом месте с контрактами на $3,7 млрд. Согласно последней опубликованной отчетности за 2019 год, выручка компании составила £5,4 млрд. При таких оборотах Марина Кармышева неизбежно должна была оказаться в списке крупнейших бизнесменов России – но размер ее состояния неизвестен, а деловая пресса не знает, как она выглядит.

C 2013 года кипрская RLA-Aviation владеет «Николаем Трубячинским», одним из шести исследовательских судов компании «Морская Арктическая Геологоразведочная Экспедиция», 37% которой с сентября 2020 года принадлежит Андрею Патрушеву, сыну Николая Патрушева, секретаря Совета безопасности России, давнего соратника российского президента Путина.

В январе 2021 года собственником RLA-Aviation стала мальтийская компании RLA Group. На сайте RLA Group говорится, что компании QHG Trading, Nestan Ltd, Nestan Trading AG, Run Engineering и Lavimont Brno входят в единую группу.

«Я видел ее [Кармышеву] пару раз в жизни и абсолютно не знаю. Я рядовой сотрудник и не обязан знать. Я не представляю, что она за человек», – так на вопрос о Марии Кармышевой ответил руководитель Run Engineering Повилас Мядякша.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи