Важные новости

От глобальных претензий к самоизоляции: эксперты о новой стратегии национальной безопасности России

06.07.2021  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

Россия

Деятельность, которая не подчинена российскому государству, будет жестко пресекаться – таковы последствия введения обновленной стратегии национальной безопасности для России и контролируемого ею Крыма, говорят эксперты. Этот документ уже утвердил президент России Владимир Путин. Составители стратегии считают, что против России проводится целенаправленная политика сдерживания, пишет «КоммерсантЪ». Чаще всего в документе используется формулировка «США и их союзники», когда речь идет об источнике угроз или странах, оказывающих противодействие России. На Вашингтон и его союзников возлагается также ответственность за активные нападки на традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности.

На что обращают внимание власти России в новой редакции Стратегии национальной безопасности страны? Как российская стратегия повлияет на жизнь крымчан?

Эти и другие актуальные темы в студии Радио Крым.Реалии в ток-шоу «Крымский вопрос» обсудил ведущий Александр Янковский и его собеседники: российский социолог, заместитель директора и научный руководитель «Левада-центра» Лев Гудков; крымский политолог Евгения Горюнова; российский политолог и военный эксперт Павел Лузин; руководитель военных программ Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Павел Лакийчук.

В обновленной стратегии национальной безопасности России перечислены девять стратегических национальных приоритетов: сбережение народа, оборона, государственная и общественная безопасность, информационная безопасность, экономическая безопасность, научно-технологическое развитие, экологическая безопасность, защита традиционных ценностей, стратегическая стабильность.

«Восстановление тотального контроля государства над различными сферами общества»

Противоречивая стратегия, единственная цель которой – усиление контроля. Таким видит документ российский социолог, заместитель директора и научный руководитель «Левада-центра» Лев Гудков.

– Все, что касается экономики, утечки мозгов, инновационных решений, развития технологий – все это не будет реализовано, потому что для этого нет ни желания, ни ресурсов, ни возможностей. Основная линия – это централизация управления, усиление контроля государства над различными сферами общественной жизни включая экономику, культуру, проблемы нравственности и прочие. Речь идет о движении к ресоветизации в смысле восстановления тотального контроля государства над различными сферами общества. А поскольку новых идей нет, есть только фантомные вещи вроде традиционных духовных ценностей, то главным фактором консолидации объявляется внешняя угроза, агрессивная политика стран запада, борьба за безопасность, борьба с воображаемыми угрозами.

И эта концепция идет вразрез национальным интересам. Россияне хотят социального страхования, повышения жизненного уровня, инвестиций в медицину, обеспечения развития инфраструктуры. А здесь речь идет о перевооружении армии, развитии сырьевой направленности экономики и подавления, так можно понять, частного сектора, малого и среднего бизнеса.

Это попытка более четкого формулирования государственной идеологии, которая предполагает полное подчинение интересов человека интересам государства. На самом деле, российское общество развивается, хотя и с очень большим трудом и сопротивлением вот этому давлению, которое сдерживает развитие страны, развитие общества. Все страны развивались только тогда, когда они становились более открытыми, взаимодействовали с разными странами, включались в мировую экономику, а не закрывались. В России, мы видим, снижаются доходы населения, растет социальная напряженность и есть признаки социальной деградации в обществе.

«Чиновники и силовик – две опоры российского государства, остальные должны сидеть и не высовываться»

Крымский политолог Евгения Горюнова называет документ «концепцией осажденной крепости», который заденет и свободы крымчан.

– Россия показывает, что кругом враги, а главный враг – это коллективный Запад и его ценности. Россия должна противостоять, нужно сосредоточиться, нужно укреплять государственность, нужно укреплять оборону, заботиться о воспитании подрастающего поколения, формировать новых россиян которые будут служить верой и правдой России, закрепляется в документе. В этой стратегии говорится о западной «абсолютизации личности» и отмечается, что это неправильно. Естественно, для России сейчас на первом месте абсолютизация государства, человек при этом второстепенен. В таких условиях права и свободы личности будут сокращаться, демократические ценности останутся только на бумаге, на самом же деле, их будут урезать в угоду национальной безопасности, в угоду государству. Чиновники и силовик – две опоры российского государства, а остальные должны сидеть и не высовываться.

Будет усиление антитеррористической деятельности, грубо говоря, появятся новые заборы под предлогом безопасности. Под экстремизм в России можно подвести абсолютно любые действия. Любая критика власти будет наказываться, и всякая возможность для оппозиционной деятельности пресекаться силовиками.

Гражданское общество будет подчинено государству, его, как субъекта, который контролирует государство, не будет в России. Патриотического воспитания – военизированных лагерей и отрядов – будет все больше. И продолжится своеобразная подача российской истории в соответствии с интересами Путина.

«Не должно быть примеров, что можно жить иначе, нежели в авторитарной системе и государственной экономике»

Россия отказывается от притязаний на статус мировой державы, такой тезис закрепляет стратегия, отмечает в эфире Радио Крым.Реалии российский политолог и военный эксперт Павел Лузин.

– Если мы возьмем стратегию 2009 года, там одна из целей – быть в числе мировых держав, в 2015 году, даже после аннексии Крыма, войны на Донбассе, Россия также постулирует, что она хочет быть мировой державой. В нынешней стратегии Россия говорит, что она просто хочет быть одним из мировых центров, при этом изолированным и погруженным в свои духовно-нравственные ценности.

Россия отказывается, таким образом, от имперских претензий. Но не исключает, что будет претендовать на чужие территории, как Крым или Донбасс, но это уже не имперское поведение.

Российская власть не хочет быть отрезанной от мира, но хочет, чтобы все коммуникации с внешним миром были под контролем власти.

Россия хочет привлечь к такой изоляции и соседние страны, которые она называет сателлитами, чтобы их внешняя коммуникация модерировалась в Кремле. Соседние страны не должны стать в экономическом плане успешнее, нежели Россия, они не должны показывать российскому народу, что можно действовать иначе. Ведь главная угроза от Украины не в том, что украинцы революциями научились ставить власть на место. Угроза в том, что огромное количество российских граждан имеют родственников в Украине и украинские корни, они видят, что можно действовать и жить иначе и могут начать задавать вопросы Кремлю. То же самое касается Беларуси – не должно быть примеров того, что можно жить иначе, нежели в авторитарной системе и государственной экономике.

«Не смешите наши искандеры» больше не звучит

Фраза «не смешите наши искандеры» больше не звучит, считает руководитель военных программ Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Павел Лакийчук.

– Все стратегии национальной безопасности России, начиная с 2009 года, закрепляли какую-то геополитическую победу России, так Россия определяла новые красные линии для себя. Так было в 2009 году – в медведевской стратегии было фактически закрепление победы в грузинской войне, в 2015 году в стратегии было закрепление захвата Крыма и то самое «не смешите наши искандеры». Какую победу закрепляет стратегия путинская 2021 года, еще не понятно, но определенные тенденции есть. Есть целый ряд моментов по ужесточению позиции России к коллективному Западу, который якобы сам вступает в конфронтацию с Россией. Очень сильно Россию задевают санкции. В то же время Россия маркируют зоной своего влияния СНГ.

Предыдущая редакция стратегии была утверждена в конце 2015 года. Новую редакцию документа одобрили в мае на Совете безопасности России. Секретарь Совбеза Николай Патрушев отмечал, что подготовка нынешнего проекта продолжалась около года.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи