Важные новости

Завод работает – санкции нет. Кто и как возит руду для «Крымского титана»

07.04.2021  /  Категория: Экономика

Кто и как возит руду для «Крымского титана»

Семь лет аннексии Крыма. Санкции. Торговая блокада. Перекрыта железная дорога. А завод «Крымский титан» как работал, так и продолжает работать на полную мощность.

Для работы предприятия необходима ильменитовая руда. Ранее ее поставляли с материковой части Украины, из Житомирской области. Сейчас сырье идет морем через перевалки и сложные схемы с отключением навигации судов.

Разобраться, как ильменитовая руда попадает на завод «Крымский титан», помогли материалы расследования от проекта Sea Krime.

1 января 2021 года судно ANNABELLA начало загрузку ильменитовой рудой в украинском порту Черноморск. Загрузка продолжалась пять дней, и уже 6 января судно двинулось в Болгарию в порт Варна. Это всего в 430 километрах. В судоходстве такое расстояние считается очень коротким. К месту назначения ANNABELLA прибыла 7 января. На болгарском хранении груз пробыл до 26 января.

Именно в этот день в порт зашло судно под сирийским флагом LAODICEA. Загрузка продолжалась три дня. И уже 30 января, едва отойдя от болгарских берегов, LAODICEA выключило спутниковую навигацию АИС и исчезло с радаров. А уже 31 января, примерно в 10:30 по киевскому времени, это судно поймали во время захода в Севастопольскую бухту. Там уже ильменит разгрузили и по железной дороге отправили на завод «Крымский титан».

С 2014 года, из-за российской аннексии, крымские порты официально закрыты. Но они все равно работают, и в Прокуратуре АР Крым намерены наказывать нарушителей украинской границы.

«Мы ввели систему заочного ареста таких судов, с перспективой их задержания в море путем международного сотрудничества. Эту дверцу мы закроем», ? заявил в комментарии Крым.Реалии заместитель начальника управления, начальник отдела прокуратуры АР Крым Егор Ребров.

Самым крупным производителем ильменита в Житомирской области и в Украине является АО «Объединенная горно-химическая компания». В Сети уже появлялись публикации о том, что руда именно этого предприятия через чешскую фирму Belanto Trade поставляется в Крым. Но само предприятие и Фонд госимущества обвинения отвергают.

Мы обратились за комментарием в чешскую компанию Belanto Trade и спросили, причастны ли они к поставке украинской руды на завод «Крымский титан». В фирме уверяют, что никакого отношения к поставкам сырья в Крым не имеют.

«Команда Belanto Trade осуждает аннексию Крыма и вторжение в Украину, совершенные Владимиром Путиным. Belanto категорически отрицает доставку ильменита в Крым. Мы будем сотрудничать со всеми соответствующими органами по этому вопросу. Кроме того, если любой из контрагентов нарушил наше соглашение, организовав доставку в Крым, то компания Belanto будет подавать судебные иски. Мы требуем, чтобы наши контрагенты придерживались законодательных и нормативных актов ЕС», ? ответили на запрос Крым.Реалии в компании Belanto Trade.

Мест, откуда «Крымский титан» вообще может получать руду, не так много: Австралия, Бразилия, Канада, Швеция, Норвегия, Казахстан и материковая Украина. Специалисты химико-технологического факультета Киевской политехники говорят: хоть иностранная руда и подходит для крымского производства, но ее длительные транспортировки могут быть не рентабельными.

«Здесь ключевым является лишь фактор логистики, то есть стоимость транспортировки этого сырья на завод «Крымский титан». Только это ? сколько будет стоить доставка», ? пояснил в комментарии Крым.Реалии старший преподаватель кафедры КПИ им. И.Сикорского Григорий Крымец.

С 2014 года Прокуратура АРК зафиксировала около 600 судов-нарушителей, незаконно заходивших в крымские порты, 50 из них уже заочно арестованы. Их капитанам грозит до 8 лет тюрьмы. Но поймать такие суда не просто, в основном они ходят под сирийским или российским флагами и в ограниченный перечень портов. Ранее это были турецкие пристани, и благодаря работе МИД и прокуратуры эта схема уже закрыта. Также подобные мероприятия ведутся по портам Болгарии и Румынии. И судя по последнему ильменитовому рейсу LAODICEA, опубликованному проектом Sea Krime, поставщики вновь изменили схему. Теперь перевалку осуществляют в Египте.

«Международное сотрудничество в отношении судов-нарушителей достаточно ограничено. Большинство из них ? это государственные сирийские суда и они уже под санкциями США и ЕС. Хуже, чем есть, им сделать очень сложно. Поэтому они и ходят только в тех местах, где их сложно поймать», ? рассказал в комментарии Крым.Реалии заместитель начальника управления, начальник отдела прокуратуры АР Крым Егор Ребров.

За семь лет аннексии полуострова Россией схем поставок ильменита на «Крымский титан» было несколько. Руду возили даже из Бразилии. Сейчас, если упростить, маршрут выглядит так: в Черноморске абсолютно легально судно загружается рудой и идет в один из портов Болгарии, Румынии или Египта. Там она перепродается и перезагружается на судно, уже подсанкционное и работающее, так сказать, на «крымскую схему». А уже оттуда идет на полуостров.

как ильменитовая руда попадает в Крым

Иллюстрация маршрутов, по которым ильменитовая руда попадает в Крым

Эксперты говорят, что порты Турции, Болгарии, Румынии или Египта являются только перевалочными базами, потому что в этих странах ни добычи ильменита, ни соответствующего производства просто нет.

«Немногие страны в мире могут работать с ильменитом и производить диоксид титана, даже имея соответствующую сырьевую и реагентную базу. Для этого надо производить еще и собственную сульфатную кислоту и еще некоторые вещества. Украина все это имеет», ? пояснил для Крым.Реалии старший преподаватель кафедры КПИ им. И.Сикорского Андрей Лапинский.

«Ни в Турции, ни в Болгарии, ни в Румынии крупных предприятий, нуждающихся в больших объемах ильменитовой руды и производящих диоксид титана, нет. У них есть небольшие заводы малой производительности, но это очень незначительные объемы», ? говорит Григорий Крымец.

Мы спросили у представителей Прокуратуры АР Крым, не выясняли ли они источники происхождения руды, которую получает «Крымский титан». В ведомстве нам ответили, что такой информацией не владеют. А вывоз ильменита из украинских портов, по мнению прокуратуры, «формально имеет признаки законной экспортной операции». В Службе безопасности Украины нам ответили, что таких расследований сейчас не проводят.

Мы спросили о происхождении ильменита и у компаний, де-юре и де-факто владеющих заводом. Само предприятие ответа не дало, а компания Group DF назвала эту тему политизированной. Тем временем «Крымский титан» только увеличивает свое производство. И брендированную продукцию, диоксид титана, можно свободно купить в российских магазинах. В среднем от 300 рублей за килограмм.

Игорь Токарь


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи