Важные новости
«Гарантии Аксенова ничего не стоят»: об особых условиях в Крыму для засекреченных инвесторов
06.02.2021 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Министерство экономического развития России подготовило законопроект, с помощью которого предлагает создать на территории Крыма и Севастополя «особые административные районы». Как пишет РБК, это создаст, по замыслу его авторов, условия для захода российских инвесторов, в том числе благодаря гарантиям конфиденциальности.
Еще в 2019 году правительство России утвердило перечень сведений, которые коммерческие структуры могут не раскрывать, чтобы минимизировать риски попадания под экономические санкции Запада. Этой возможностью уже воспользовался банк РНКБ, который засекретил свою отчетность, и основанная Владимиром Константиновым компания «Консоль-Строй ЛТД». На данный момент она на 100% принадлежит АО «Шархинский карьер», собственники которого в Едином государственном реестре юридических лиц России не раскрываются. О новой инициативе для привлечения инвестиций на полуостров шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Российский глава Крыма Сергей Аксенов на своей странице «ВКонтакте» заявил, что особые административные районы – это «новый эффективный инструмент для привлечения инвестиций и ускорения социально-экономического развития», и подчеркнул, что на полуострове уже действуют льготные условия для инвесторов:
«Законопроект, призванный решить вопрос конфиденциальности, имеет особое значение для Республики Крым как инструмент для ликвидации факторов, ограничивающих инвестиционный потенциал нашего региона. Напомню, что на территории полуострова также действует свободная экономическая зона с беспрецедентными преференциями для ее участников: особый режим осуществления предпринимательской деятельности, льготное налогообложение, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ряд других значимых льгот для бизнеса. Также на сегодняшний день в рамках Порядка рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым реализуется 202 инвестиционных проекта на общую сумму 154 миллиарда рублей».
Крымский экономический обозреватель Александр Басов рассказал Крым.Реалии, что к каким результатам инвестиционное нововведение российских властей привело в других регионах.
– Два таких специальных административных района действуют в России – на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области. Спустя два года на Русском всего два резидента, а на Октябрьском – около 40 резидентов. Я посмотрел отчет за 2019 год: привлеченные инвестиции составили всего 570 миллионов рублей. Проще говоря, гора родила мышь. Такая сумма никак не может повлиять на развитие той же Калининградской области. На самом деле Россия таким образом пытается повторить опыт Китая, который создавал подобные районы на возвращенных ему из аренды территориях. Дэн Сяопин тогда провозгласил знаменитую формулу: «Одна страна, две системы». То есть коммунистический Китай адаптирует к себе капиталистические Гонконг или Макао. И если в Крыму переходный период де-факто продлился полгода, то в Китае – 50 лет, он действует до сих пор.
Александр Басов сетует на то, что в конце 2014 года весь крымский бизнес «в приказном порядке» обязали перевести в российскую юрисдикцию, хотя до этого переходный период анонсировали на два-три года.
– Таким образом убили большую часть жизнеспособного крымского бизнеса и оставили выжженное поле. Задумались: что делать? Приняли закон о свободной экономической зоне – и спустя шесть лет имеем чуть более 200 инвестпроектов. Появился завод блочной продукции, но нет ни обувного, ни текстильного производства, которые были очень хорошо развиты в Крыму в предыдущие годы. Машиностроительные предприятия находятся в очень тяжелом состоянии. Безработица за прошлый год выросла в девять раз! Экономическая активность находится на уровне замерзания. Власть понимает, что закон не срабатывает, инвесторы не хотят идти в Крым, в первую очередь из-за санкций. Теперь в довесок они пытаются пришить к этому еще новый закон об особых административных районах. Однако пока непонятно, как там будут действовать законодательство, да и сами теневые инвесторы.
Идею создать механизм засекречивания инвесторов в Крыму Сергей Аксенов озвучивал еще в 2017 году: тогда в интервью РБК, отвечая на вопрос, не собираются ли российские власти создать в Крыму офшор, он сказал, что «обсуждается такой проект»:
«На самом деле инвесторам достаточно моих личных гарантий того, что не я назову их. Тем более что большой интерес к выращиванию и переработке сельхозпродукции на территории Республики Крым проявляют зарубежные партнеры. Понимая, кто является реальным собственником и реальным представителем компании и в какой срок будут реализованы проекты, я не настаиваю на усилении уровня публичности в отношении таких бизнесменов. Они сами выбирают уровень открытости, к которому готовы. Я своими действиями не наврежу ни одному потенциальному инвестору».
По мнению Александра Басова, скрытность, которую предлагают бизнесменам для работы в Крыму, далеко не так важна них, как другие условия.
– Для того чтобы бизнес нормально функционировал, должна быть создана масса факторов, и только лишь анонимность не сыграет ведущей роли, чтобы в Крым потоком пошли или российские инвесторы, или – что уже совсем фантастика – зарубежные. Повторюсь, это наглядно демонстрируют особые административные районы, которые уже функционируют на территории России. Тамошние проекты направлены не столько на производство, сколько на оптимизацию налоговых операций. Кстати, то же самое наблюдается и в крымской свободной экономической зоны. В итоге рабочие места не появляются, новые виды продукции не создаются. Все эти меры можно охарактеризовать так: пациенту в коме делают укол витаминов, ожидая, что он сейчас встанет и побежит. Увы, сама по себе российская административная система предельно токсична, и бизнес в ней долго существовать не может.
В 2019 году журнал «Эксперт-Юг» сообщал о том, что некие турецкие инвесторы обещают построить в Керчи завод по производству рыбной муки, а в перспективе и по производству комбикормов. По данным российской «Корпорации развития Республики Крым», планируемый объем инвестиций должен был составить «почти полмиллиарда рублей, будет создано около 100 рабочих мест». В публикациях этого же издания за 2020 год инвестор строительства керченского завода характеризовался уже как «представитель «одной из стран Черноморского побережья, который реализует проект в Керчи с нуля». В материалах же за январь 2021 года крымские СМИ называют инвесторами этого проекта уже «предпринимателей из Абхазии».
Президент украинского центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар уверен, что подобные ухищрения не помогут бизнесменам избежать западных санкций за работу в Крыму.
– То, что секретность спадет, это лишь вопрос времени, и совсем не десяти лет. Либо масштаб инвестиций будет такой, что шила в мешке не утаишь, либо в пропагандистских целях кто-нибудь прорекламирует инвестора. Гарантии Аксенова ничего не стоят. Все это вряд ли привлечет нормальных инвесторов, потому что санкции действуют, и на это обращают внимание в том числе российские субъекты. Мне кажется, сейчас к идее засекретить инвесторов вернулись, потому что кто-то хочет легализовать грязные деньги. То есть идея заключается в том, чтобы сделать на территории Крыма некую кубышку из криминальных доходов и попытаться влить их в местную инфраструктуру. С другой стороны, Россия стоит перед угрозой очередной порции санкций, и замысел может заключаться в том, чтобы облегчить подсанкционным компаниям их бремя за счет особых административных районов в Крыму.
Так или иначе, Михаил Гончар вслед за Александром Басовым прогнозирует, что такие засекреченные инвестиции вряд ли будут способствовать развитию Крыма, а лишь служить интересам самих теневых бизнесменов.