Важные новости
Архитекторы говорят «беспредел» о проекте культурного кластера, депутат называет обсуждение «бутафорией»
29.12.2020 / Категория: Культура
Сергей Комаров у стенда с проектом планировки территории мыса Хрустальный. Фото: Евгения Щербакова
Проект культурного кластера на мысе Хрустальном, представленный публике, рассчитан на некомпетентность граждан. Такое мнение в эфире телеканала «НТС» выразили севастопольские архитекторы Сергей Комаров и Сергей Пушкарёв. Здания, внешний облик которых горожанам предложили оценить на общественных обсуждениях, не сочетаются друг с другом, их размер гипертрофирован относительно исторических объектов центра города. Проект, фрагменты которого появлялись ранее и вызывали негативную реакцию горожан, со временем только ухудшился, считают архитекторы.
Сергей Пушкарев, член Союза архитекторов Севастополя, член Союза архитекторов Москвы: «Раньше мы всё время просили: «Не можете ли вы с нами связаться, мы поговорим?» Я считаю, что сейчас уже другой период. Сейчас нужно жёстко настаивать, потому что это просто беспредел».
Мнение и пожелание севастопольцев – создать музей, парк и открытую береговую зону – так и не услышали, отметил глава местного Союза архитекторов.
Сергей Комаров, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Ветераны боролись за эту землю, чтобы свою память оставить. Там сохранились следы не только Великой Отечественной войны, но и Крымской. Этот музейный комплекс мог быть на весь мир уникальным – таких боёв, как в Севастополе, нигде не было, и именно на этом месте. Ветераны – их мало осталось – как они на это отреагируют? Я не знаю».
Общественное обсуждение будущего культурного кластера на мысе Хрустальном в Севастополе – не более чем бутафория и имитация попыток выяснить мнение севастопольцев о проекте. Такое мнение депутат заксобрания Вячеслав Горелов высказал в эфире телеканала НТС.
Реальное обсуждение должно было начаться ещё до проектирования, настаивает он, а не тогда, когда строительные работы уже активно ведутся – без утверждённого проекта и разрешений.
Депутат убеждён, что здания, которые планируется возвести на мысе Хрустальном, не только являются чуждыми архитектурным традициям Севастополя, но и диссонируют друг с другом, в целом представляя «деконструктивизм, доведённый до абсурда».
«Там не выполнена даже попытка стилистической гармонизации двух зданий – театра оперы и балета и академии хореографии», – отметил Вячеслав Горелов.
По его мнению, строить эти два объекта логичнее было бы не в историческом центре города, а так, чтобы этот культурный кластер создал новый центр притяжения в Севастополе.
Напомним: ранее губернатор города Михаил Развожаев высказывал противоположную мысль, предлагая подвинуть или перенести в другое место здание музея, с намерения строить который и родилась идея кластера.
Концепция благоустройства мыса Хрустального обсуждается в Севастополе с 2014 года. Изначально здесь хотели создать Александровский парк, который стал бы естественным продолжением набережной города. Позже горожане напомнили о необходимости строительства в исторической части города музея, посвящённого обороне города, парка и пляжа. Естественно, без многоэтажек в прибрежной зоне, которые пытались навязать в ходе слушаний.
Вопреки этому, отметил Вячеслав Горелов, в 2019 году экс-губернатор города Дмитрий Овсянников и экс-глава департамента архитектуры и градостроительства Александр Моложавенко утвердили предложенный проект.
Депутат убеждён, что такое пренебрежение мнением граждан недопустимо для власти, ведь речь идёт о градостроительной ошибке максимального масштаба.
«Самые тяжёлые ошибки – это ошибки в градостроительной сфере. Когда вы их совершаете, они остаются с городом навсегда. И такая ошибка на мысе Хрустальном совершается», – утверждает Вячеслав Горелов.
Обсуждение идет
Помимо сайта департамента архитектуры, ознакомиться с корректировкой проекта планировки и проекта межевания территории мыса Хрустальный под будущий культурно-исторический кластер можно в Севастопольском центре культуры и искусства на ул. Ленина, 25.
В фойе с 25 декабря выставлены четыре стенда, на которых представлена визуализация будущих объектов c акцентами на австрийский проект оперного театра, а также хореографическую академию. Два стенда – тематические картинки с экспликациями планируемых объектов капитального строительства, а также транспортной и планировочной схемами.
Практически та же планировка уже представлялась жителям в 2019 году. Однако сопоставление прежней и нынешней обнаруживает, что за год объекты культурного кластера серьезно подросли и в ширь, и в высь. Общая площадь оперного театра увеличилась с 26,8 до 62,5 тыс. кв.м, хореографической академией – с 12,1 до 27,853 тыс. кв.м. Театр стал выше – с 63 до 70 метров, академия – с 40 до 48 метров. Еще одна сравнительная характеристика: здание Сиднейской оперы занимает площадь в 1,8 гектара, а используемая территория – 2,2 гектара (наш оперный театр – 3,63 га).
Анонсированная концепция предполагает наличие ресторана (как же без него?!), который будет функционировать независимо от работы самого театра.
В зданиях балетной академии будут учебные классы, зрительный, хореографические залы, бассейн, спортзал, а также общежития и интернат для учащихся. Надо понимать, что согласно законодательству, все это будет ограждено забором.
Впрочем, неравнодушные к застройке мыса Хрустальный могут оставить собственный отзыв об увиденном в специальном журнале учета замечаний и предложений, а заодно получить консультацию специалиста Департамента архитектуры.
Желающих сделать это пока немного, тем более, что юридически значимыми считаются предложения только жителей Ленинского района Севастополя.
Как пояснила «Севастопольской газете» начальник отдела архитектурного облика и городской среды департамента архитектуры и градостроительства Лариса Анисочкина, в целом интерес к представленным документам есть, но большинство посетителей отказываются фиксировать свои персональные данные в журнале.
— Мнения разные, кому-то проект нравится, кому-то нет. Есть те, кто одобряет новые здания, считая, что нужно отходить от традиционных форм, создавать объекты, к которым будет тянуться молодежь. Большинству посетителей не нравится место расположения. Некоторых вдохновляет перспектива учить детей в академии, – рассказала Анисочкина.
Неудачная концепция
Председатель Союза архитекторов Севастополя Сергей Комаров объяснил, что вовсе не исключает насущной необходимости иметь в Севастополе театр оперы и балета, но убежден, что место для него выбрано неудачно.
— Правительство во второй раз предлагает обсудить концепцию, неодобрительное мнение по которой уже было высказано. Я принципиально против выбранного для театра места и варварского использования уникального ландшафта мыса Хрустальный, – высказал свое мнение Комаров.
Остановившись перед одним из стендов с чертежом, он обратил внимание на отсутствие на нем обещанного здания художественной школы, зато заметил появление открытой парковки на 660 машин. Есть на чертеже и другая парковка – у берега моря.
— На мой взгляд, представленный проект совершенно отвлечен от конкретной местности. Возможно, он неплохо бы смотрелся где-нибудь в районе 7-го километра или где-то еще, – считает архатектор.
По его утверждению, представленные чертежи не являются четко проработанной схемой, которая бы давала представление об объекте. Тем более, что парковка на 660 мест, которую он обнаружил на одном из чертежей, почему-то не обозначена на другом. По второй же парковке на чертеже отсутствуют выезды, которые, с учетом ее объема, предполагаются.
— Такие работы на рассмотрение архитектурно-художественного совета просто не принимаются! – искренне возмущен Сергей Комаров. Он считает, что выставленные материалы не дают никакого представления о расположении объектов на местности в реальном масштабе. Однако очевидно, что территория мыса Хрустальный после такой застройки не улучшится. Не говоря уже о том, что существующие знаковые объекты потеряются в новосозданном пространстве.
Так, очевидно, что скульптура «Матрос и Солдат» на фоне новых зданий перестанет быть пространственной доминантой и приобретет вид детской игрушки. Массивное здание театра визуально задавит обелиск «Штык и парус».
Для понимания сказанного, глава севастопольского архитектурного сообщества пояснил, что при рассмотрении любой приморской архитектурной концепции принято учитывать ряд аспектов: потенциал территории, историческое и культурное значение места застройки, комфортность среды, вид с моря. В данном случае, по его мнению, не учтен ни один из этих факторов.
— Геоморфология местности уже нарушена, как и его историчность – ценнейшие артефакты периода Великой Отечественной войны на территории бывшего 54-го механического завода безжалостно уничтожены. О комфорте жителей и говорить не приходится – в результате застройки территория окажется перегруженной, а часть ее (вокруг учебного здания) и недоступной для горожан, – продолжил архитектор, настаивая, что подобная презентация откровенно вводит жителей города в заблуждение.
С его мнением оказалась солидарна разглядывающая планшеты Элина Никитина – москвичка родом из Севастополя.
— Городу необходимо сохранять лицо, которое у него есть. По крайней мере, в центре стоило бы придерживаться классического стиля! Насколько я помню, от этого проекта уже отказывались. Не понимаю, зачем рассматривать его во второй раз? Больно на все это смотреть! – посетовала Никитина.
Похожие новости
- 17.12.2020 • По мысу Хрустальный проводят общественные обсуждения
- 04.12.2020 • Культурный кластер в Севастополе спроектировали российские дизайнеры, - губернатор
- 02.12.2020 • Эпопею с Генпланом Севастополя предложили обнулить
- 08.01.2020 • Архитектор призвал севастопольцев активнее отстаивать аутентичность города