Важные новости

В севастопольской Панораме хотят дописать полотно Рубо

27.12.2020  /  Категория: Общество

полотно Рубо

Может ли изначальная панорама вытеснить советскую версию?

Заменить панораму обороны Севастополя, написанную к 1954 году художниками студии Грекова, на сохранившиеся фрагменты кисти Франца Рубо, дополненные живописью современных художников, – такую задачу намерены рассмотреть в Севастопольском военно-историческом музее-заповеднике.

Дорисуем?

На позитивный прогноз позволяют надеяться современные технологии реставрации и богатая талантами Россия, считает директор музея-заповедника Александр Барков. Он рассказал, что в ближайшее время в музей приедут специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации. После их выводов станет ясно, «пытаемся ли восстановить это полотно в историческом виде с восстановлением недостающих элементов – либо осуществляем реставрацию того полотна, что было создано в 1954 году сборным коллективом авторов».

Оптимизму заявления Александра Баркова несколько противоречит его же пессимистичное предположение, что ответ экспертов, «наверное, закроет вопрос <о реставрации с дополнением> на какое-то достаточно большое количество времени». Тем не менее он считает важным сначала решить, возможно ли реализовать идею в принципе.

«И когда ответ на этот вопрос прозвучит, вот тогда мы займёмся следующим вопросом: необходимо ли это делать. Сначала вопрос должен быть обсуждён со специалистами на предмет технической возможности, а потом уже <можно> обсуждать целесообразность экспонирования в том или ином формате вообще», – считает он.

То, какая судьба в случае позитивного ответа ждёт полотно 50-х годов, Александр Барков не уточнил, но дал понять, что обоим им на одном бульваре не уместиться.

«Чтобы выставить их отдельно, потребуется здание, сопоставимое со зданием Диорамы. Но несколько фрагментов мы хотим представить независимо ни от чего на тех экспозиционных площадях, которые у нас имеются в настоящее время», – сказал он.

Напомним, что реконструкция Исторического бульвара предполагает создание отдельного корпуса Рубо.

Не навреди

Очень хорошо, что ставится вопрос о необходимости реставрации сохранившихся фрагментов кисти Рубо, считает Светлана Костюченко. В 1998–2016 годах она занимала должность заместителя директора по научной работе Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя.

«Отреставрировать фрагменты – это главная задача, она была поставлена музеем ещё в 1999 году и осуществлялась до 2015 г. Отреставрировано было 6 фрагментов. Вопрос экспонирования представлял для музея ещё более сложную задачу. Мы добились передачи музею здания кинотеатра «Украина» для создания в нём «корпуса Рубо – Тотлебена» – именно для того, чтобы стало возможным экспонировать оригинальные фрагменты, несущие черты яркой индивидуальности художника», – рассказывает учёный.

Из 86 спасённых в 1942 году фрагментов к реставрации и дальнейшей презентации могут быть представлены только 37, очень разной степени сохранности, отмечает Светлана Костюченко.

«Общая площадь 37 фрагментов, хранящихся в музее, и двух фрагментов, переданных музею-панораме «Бородинская битва»,– 607,2 кв. м; это только 38% от общей площади панорамы Рубо. Конечно, современные компьютерные технологии позволяют дополнить графически недостающую живопись, чтобы дать общее представление о композиции, но трудно себе представить имитацию живописи Рубо. Советским художникам, которые ставили перед собой задачу изучить манеру Рубо и перенести её на новый холст, этого не удалось», – напоминает она.

Светлана Костюченко подчёркивает: учитывая значимость Панорамы для Севастополя, касающиеся её вопросы нужно обсуждать с общественным советом, о намерении создать который заявлялось ранее. И независимо от того, будет ли панорама Рубо экспонироваться фрагментами в обычном зале или в панорамном зале с графическими дорисовками, – для этого нужно помещение, отдельное от сегодняшнего здания Панорамы.

Замену в существующем здании Панорамы полотна «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.», созданного советскими художниками, на дополненную композицию панорамы Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.» Светлана Костюченко считает недопустимой.

«Эти две панорамы в совокупности составляют единый культурный комплекс, ярко отражающий отношение общества к своему прошлому в разные исторические периоды. И если панорама Рубо – одно из лучших произведений русской классической батальной живописи начала XX века, то ныне действующая Панорама являет собой характерный пример советской живописи 50-х годов XX века. И отношение к этим произведениям должно быть соответственное», – настаивает она.

Светлана Костюченко напоминает: говоря о сегодняшней экспозиции, нужно понимать, что в реставрации крайне нуждается не только полотно, но и замечательный предметный план панорамы.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи