Важные новости

Севастополь: команда опытных перепроектировщиков, которые ни за что не отвечают

06.12.2020  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Канализационно-очистные сооружения «Южные» в Севастополе

Канализационно-очистные сооружения «Южные» в Севастополе, декабрь 2020 года

В Севастополе намечается массовое перепроектирование различных объектов, начиная с «Ракушки» и заканчивая очистными сооружениями. Причина – некачественно разработанные проектные задания. На новые проекты выделены дополнительные бюджетные средства. Об ответственности конкретных чиновников за халтуру российские власти молчат.

Заступивший в июле 2019 года на пост российского губернатора Севастополя Михаил Развожаев с тех пор неоднократно заявлял, что проекты многих серьезных объектов выполнены некачественно и их необходимо переделать. Не стесняясь при этом в выборе эпитетов – звучало и «отвратительный проект», и «выкидывать в мусорку», а также нелестная оценка проектных организаций из российской глубинки, которые, зачастую, даже не выезжают на место.

Соответственно, как следует из концепции очередного десанта российских чиновников, направленного Кремлем рулить Севастополем, сроки начала строительства будут смещены. Причем, сдвинуты на достаточно неопределенное время. Удобная позиция и, прежде всего, тем, что на этапе проектирования чиновничья рать за объект не отвечает, чего не скажешь об этапе строительства.

Хотят как лучше, а получается как всегда

Наиболее наглядно проектные проблемы иллюстрирует нашумевшая история с реконструкцией канализационно-очистных сооружений (КОС) «Южные». В 2015 году российские власти внесли этот объект в федеральную целевую программу (ФЦП) развития Крыма и Севастополя до 2020 года. Сооружения планировали реконструировать, частично достроить, оборудовать выпуск сточных вод в море и построить очистные сооружения в Балаклаве.

Спроектировала КОС близкая к «Ростеху» компания «РТ-ЭКОС». Как неоднократно сообщалось в СМИ, тогдашний губернатор Дмитрий Овсянников лоббировал интересы именно «Ростеха».

Конкурс на строительство очистных сооружений за 6,9 миллиардов рублей в 2017 году выиграло акционерное общество научно-производственное предприятие (АО НПП) «Биотехпрогресс» из российского Санкт-Петербурга. О детективной истории с пропажей аванса в два миллиарда Крым.Реалии подробно рассказывали. Сейчас под судом находятся и гендиректор фирмы-подрядчика, и два высокопоставленных севастопольских чиновника.

Что же касается проекта очистных, то о его несостоятельности еще в 2018 году сообщалось в отраслевом журнале Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения «Наилучшие доступные технологии». В статье «Проектирование очистных сооружений канализации: как избежать негативного опыта» кандидат технических наук, руководитель Центра технической политики и модернизации в ЖКХ Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Данилович подробно проанализировал все недостатки проекта.

Город в статье не называется, но по параметрам проекта вполне понятно, о чем идет речь. Дмитрий Данилович называет решения устаревшими и неэффективными. Даже если очистные построят, они не обеспечат нужного уровня очистки воды, а расходы на их эксплуатацию превысят сборы Водоканала за водоотведение. В итоге море в Севастополе вряд ли станет чище, а тарифы поднимутся в 3-5 раз, резюмирует эксперт.

В итоге справедливость мнений специалистов пришлось признать и городским властям. Именно о проекте реконструкции КОС «Южные» Развожаев говорил в декабре прошлого года, что его следует выбросить в мусорку.

5 сентября этого года новый контракт уже на 8,5 миллиардов рублей был заключен с назначенным без конкурса подрядчиком. Строить очистные сооружения будет партнер Ротенбергов и строитель дачи Путина – ООО «Региональная Строительная Компания» (РСК), зарегистрированное в Москве в 2014 году. Ее руководителем сейчас является Борис Сакун, бизнес-партнер Аркадия Ротенберга. Подрядчику выплатят 50-процентный аванс, завершить объект планируется в декабре 2023 года. Через два дня после подписания договора стало известно, что РСК должна доработать проект и представить свои решения заказчику.

Подрядчик из-за сложностей корректировки проекта просил перенести сроки окончания строительства очистных на 2024 год, но вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин не пошел ему навстречу.

Несмотря на то, что Хуснуллин заявлял о начале строительства КОС уже в октябре, в настоящий момент никаких работ на объекте не производится, лишь одинокий экскаватор припаркован у забора.

Строительство еще одного объекта перенесено на 2023 год – это кольцевой газопровод высокого давления, который пройдет от ГРС-1 через Балаклаву и Фиолент до Казачьей бухты. Созданный ранее проект требует корректировки, говорят городские чиновники. «Проект нежизнеспособен, потому что есть нарушения, есть заход на определенные территории», – заявил и.о. директора департамента городского хозяйства Евгений Горлов.

Трубы кольцевого газопровода брошены в полях, декабрь 2020 года

Трубы кольцевого газопровода брошены в полях, декабрь 2020 года

В июне этого года сообщалось, что подрядчик – крымская фирма «Черноморнефтегаз газификация» – за 7,79 миллионов рублей должен переделать проект до декабря этого года.

Магистральный газопровод начали строить в 2018 году, также в рамках ФЦП. Он должен обеспечить голубым топливом часть города и выровнять давление в сети. Кольцевой газопровод протяженностью 31,1 километра должен пропускать 33 тысячи кубометров газа в час, что поможет покончить с зимним дефицитом газа в Севастополе.

В 2016 году первоначальный проект строительства газопровода за 23,26 миллиона рублей выполнило АО «Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа «ГИПРОНИИГАЗ» (Саратов). После чего к строительству приступила фирма «Ямалспецстрой», которая должна была выполнить работы до 1 декабря 2018 года. Однако в январе 2019 года власти Севастополя в одностороннем порядке расторгли контракт из-за якобы не выполненных компанией обязательств.

В августе текущего года планировалось возобновить строительство, но этого не случилось.

На днях севастопольские власти также объявили, что проект реконструкции эстрадной сцены «Ракушка» на Приморском бульваре будет переделан. И на это понадобятся дополнительные деньги. «Это увеличение бюджетных ассигнований за счет бюджета города Севастополя для исправления проектно-сметной документации зрительного зала с обустройством шахматного клуба в рамках капитального ремонта здания летней эстрады», – заявил вице-губернатор Севастополя Игорь Михеев.

Реконструировать «Ракушку» начали летом этого года, а в сентябре севастопольцы были шокированы выросшими там конструкциями бетонного амфитеатра. Позже работы были остановлены, а в октябре Михаил Развожаев приказал снести бетонного монстра.

Реконструкция летней эстрады «Ракушка» на Приморском бульваре

Реконструкция летней эстрады «Ракушка» на Приморском бульваре остановлена властями, декабрь 2020 года

К подрядчику, как уверяют сами городские чиновники, претензий нет, поскольку он действовал строго в рамках проекта.

И вот с этого момента, как говорится, поподробнее.

Кто виноват?

Работа любой проектной организации всегда начинается с проектного задания, которое всегда подготавливает заказчик. В наших случаях – это профильные департаменты российского правительства Севастополя. Именно в их работе наблюдается больше всего брака.

Представители проектных организаций неоднократно рассказывали местным журналистам, какими «сырыми» бывают задания. Из-за этого в выполненных проектах часто не учитываются многие аспекты, как, например, расположение сетей, или то что объект находится в охранной зоне объекта культурного наследия. Последнее и случилось с «Ракушкой».

А с многочисленными «неучтенными» сетями столкнулись реконструкторы Камышового шоссе. Наткнувшись на очередную не обозначенную в проекте трубу или кабель, строители останавливали работы «до выяснения», а чиновники после этого штрафовали подрядчика «за пропуск сроков». Генеральный подрядчик АО «АДС-Проект», на счету которого сотни километров построенных в России дорог, в Севастополе споткнулся и обанкротился. Сейчас реконструкцией шоссе занимается Севавтодор, нанимая субподрядчиков.

Возникает вопрос: был ли наказан хоть один чиновник за некачественное исполнение проектного задания? Пока таких случаев в городе-герое не было.

Объекты без проекта

Между тем, есть мегаобъекты, которые реконструируют или строят вообще без проекта. То есть, проекты как бы есть, но с ними не знакомы даже сами городские власти, уж не говоря об общественном обсуждении. Наиболее наглядные примеры – это строительство культурного кластера на мысе Хрустальном и реконструкция улицы Большая Морская.

На мысе Хрустальном в рамках музейно-культурного комплекса планируется построить театр оперы и балета, большой музейный комплекс – филиал крупнейших музеев России и музей обороны Севастополя 1941-1945 годов. Строительство двух многоэтажных жилых зданий «для персонала» ведется с 2019 года, еще одно начали строить в прошлом месяце.

Первоначальным подрядчиком была компания «Стройгазмонтаж», которой ранее владел Аркадий Ротенберг, российский бизнесмен и личный друг Владимира Путина. А в октябре 2019 года генеральный подрядчик сменился – теперь это компания АО «Стройтрансгаз», которая, согласно данным из открытых источников, принадлежит Геннадию Тимченко.

Под проект на мысе Хрустальном освободили огромную территорию, убрав два военных завода российского минобороны. Но проект до сих пор общественности города не представлен. Михаил Развожаев рассказывал местным СМИ, что проект представят до начала декабря, но пока этого не случилось.

Аналогичная ситуация была с реконструкцией одной из центральных улиц города – Большой Морской. Деньги на это выделило правительство Москвы, а с проектом севастопольцы знакомились наглядно – по уже выполненным работам. Скандалов было великое множество, между тем городские власти утверждают, что на следующий год запланирована реконструкция остальной части Центрального кольца – улицы Ленина и проспекта Нахимова. Проект тоже пока не обнародован.

Что еще предстоит

В октябре власти Севастополя внесли в перечень объектов ФЦП семь дополнительных объектов: реконструкцию транспортной развязки на 5-м километре, так называемого «огурца»; реконструкцию и оснащение здания филиала Санкт-Петербургского кадетского корпуса СК РФ; реконструкцию путепровода на автодороге Симферополь – Бахчисарай – Севастополь; строительство очистных сооружений в Артбухте; строительство палатного корпуса на 140 мест в горбольнице № 4; строительство газопровода высокого давления с переходом Севастопольской бухты.

Также чиновники рассчитывают начать проектирование городской ливневой канализации уже в следующем году. На эти цели будет выделен 1 миллиард рублей. Срок реализации проекта создания ливневой канализации – до 2025 года. В городе только около 10% дорог оснащены отводами для дождевой воды, да и та сбрасывается без очистки прямо в море.

Учтут ли российские власти предыдущие ошибки при составлении проектных заданий – вопрос остается открытым.

Андрей Покровский, крымский блогер


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи