Важные новости

«Непригодна для питья, засаливает почву». Что происходит с водой со скважин в Крыму?

20.07.2020  /  Категория: Общество

 бурение скважинКрымские чиновники годами озвучивали различные проекты водоснабжения полуострова. Однако так и не утвердили ни одной стратегии. Воду для Крыма в основном берут из-под земли. По данным правительства Крыма, на полуострове работают три тысячи двести скважин, они добывают воду из семи подземных горизонтов различной глубины. Расконсервировали даже скважины, закрытые еще в советские времена, бурят новые. Чем это может угрожать Крыму?

Скважины как подарок

В столицу Крыма недавно начали подавать воду из подземных скважин. Обставили это по-праздничному – как подарок ко Дню России. «Торжественное мероприятие по подаче дополнительного водоснабжения от артезианских скважин в водопровод Симферополя» ​транслировал местный телеканал «Крым 24». «Добро» на пуск насосного агрегата лично давал Сергей Аксенов, глава Крыма.

Воду качают из-под земли у села Вилино, что в Бахчисарайском районе, а еще – из Ивановского водозабора, что в Сакском районе. Но оба водозабора могут обеспечить лишь четверть суточной потребности Симферополя в воде. Чиновники пошли на такие поставки ради того, чтобы в засушливый год брать меньше воды для Симферополя из водохранилищ, которые все сильнее опустошаются.

Этот год и есть пиковый год засухи. Такое последний раз повторялось в 1996 году

Сергей Шумилов

Чиновники надеются, что этот год будет пиковым по засушливости, а потом станет легче.

«Этот год и есть пиковый год засухи. Такое последний раз повторялось в 1996 году, когда водохранилища сели на мертвый объем, и мы город делили пополам, делали «берег левый – берег правый»: через день подавали воду», – рассказывает Сергей Шумилов, главный инженер Симферопольского филиала предприятия «Вода Крыма».

В Крыму открывают новые скважины для питьевой воды все годы после аннексии. В 2019 году их пробурили восемь. В селе Новосельское Черноморского района живет более двух с половиной тысяч жителей. Раньше тут было две скважины. Воды не хватает, поскольку за последние 20 лет людей стало больше.

«Наше село является полуприбрежным, покупается очень много земельных участков. И население растет. Ну и, естественно, воды не хватает», – объясняет Алексей Щипицын, глава администрации села Новосельское.

Больше всего жители села Новосельское страдают летом – в некоторых домах часто выключали воду. А напор воды очень падал вечером, потому что люди поливали свои огороды, рассказала местная жительница. Теперь, с открытием новой скважины, она надеется, что такой проблемы с напором воды не будет.

Засоление и минерализация скважин

В селе Правда Первомайского района живет тысяча шестьсот человек. В селе раньше была скважина глубиной восемьдесят метров. Но вода в ней минерализовалась, она с осадками и солоноватая на вкус. Из-за этого ломается бытовая техника.

«Машинки стиральные только так выходят из строя, потому что накипь образуется на тэне (трубчатый электронагреватель в бытовых электроприборах – КР) – и все. Когда включают сероводородную, она хоть и с запахом, другой раз и темная, но, по крайней мере, мягкая – намного меньше солей. Сдавали ее на анализ, когда открывали эту скважину, она пригодная для питья», – рассказывает Мария Буева, жительница села.

Только за последние два года минерализовалось больше сотни артезианских скважин, рассказывает экс-глава Рескомитета АРК по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию​Александр Лиев. Эти скважины уже нельзя использовать для питьевого водоснабжения.

Обновлению эти скважины не подлежат, ведь сам водный ресурс становится непригодным для питьевых нужд

Александр Лиев

Лиев считает, что засоление и минерализация скважин станут очень заметным явлением на полуострове, особенно в степном Крыму.

«Это такое явление, которое везде происходит, а в Крыму это явление возобновилось, ведь 50 лет мы с этим не сталкивались. Артезианским скважинам в Крыму 50 лет, у них был срок эксплуатации 15-20 лет. Затем эти скважины обновляли и они дальше работали. Теперь обновлению эти скважины не подлежат, ведь сам водный ресурс становится непригодным для питьевых нужд», – разъясняет Александр Лиев.

Проблемы использования подземного ресурса хорошо известны чиновникам Крыма. Еще в 2015 году заседала коллегия Государственного комитета водного хозяйства и пришла к выводу, что вода минерализуется, и если ею поливать, то это приведет к засолению почв и потере урожая.

В протоколе заседания записали: «Особенностью местных источников воды, как правило, является их повышенная минерализация, что делает их непригодными или ограниченно пригодными для полива. Поэтому использование местных вод для полива может привести к развитию процессов засоления и осолонцевания и потере плодородия почв и урожаев. Такие случаи уже наблюдаются на территории Крыма, когда в результате полива водой из скважин, без учета ее химических свойств, произошло засоление земель».

Подземные воды засаливаются, то есть делают более жесткими и солеными те запасы пресных вод, которые уже имеются

Маргарита Литвиненко

Зная все это, бурить не прекращают. Хотя делать это больше нельзя, уверена крымский эколог Маргарита Литвиненко.

«Скважины дальше бурить нельзя. Увеличивать их бурение нельзя, во-первых, запасы подземных вод, запасы небезграничны. Потребление воды увеличивается за счет приезжих, и население Севастополя и Крыма увеличилось. Идет подсос подземных вод, и эти подземные воды засаливаются, то есть делают более жесткими и солеными те запасы пресных вод, которые уже имеются», – разъясняет эколог.

«Масштабные» проекты

Чтобы обеспечить Западный Крым водой, российские власти начали масштабный проект по строительству трех водозаборов. В сутки планируют выкачивать 225 тысяч кубометров воды из 12 артезианских скважин. Уже устанавливают резервуары и строят насосные станции. Водоводы направят в Феодосию, Судак, Керчь и Ленинский район.

«Это один из самых сложных инфраструктурных объектов России. Его протяженность более 190 километров. Там сумасшедшая система энергоснабжения и самые надежные в мире трубы, срок эксплуатации которых по паспорту составляет более 100 лет. А так они пролежат и многие сотни лет», – рассказывает Михаил Храмов, министр строительства Крыма.

За пять лет из-за бардака и коррупции смогли освоить только треть выделенных средств и полностью закончить всего два объекта из 37 запланированных

Владимир Гарначук

Это строительство продолжается уже шесть лет, подчеркивает бывший советник Аксенова Владимир Гарначук. Он критикует то, как тратятся российские деньги на решение водной проблемы Крыма.

«После присоединения Крыма власти даже выделили 87,5 миллиарда рублей на решение проблем водоснабжения. Результаты такие: за пять лет из-за бардака и коррупции смогли освоить только треть выделенных средств и полностью закончить всего два объекта из 37 запланированных. Треть проектов до сих пор проектируют, а водовод за 26 миллиардов рублей тянут шестой год. Ни одно из четырех водохранилищ до сих пор не построили», – написал в соцсетях экс-советник Сергея Аксенова.

После аннексии чиновники и ученые озвучивали немало идей о том, как обеспечить Крым водой. Предлагали и перебрасывать воды из Днепра, из Дона – по дну моря, и проложить водопровод с Кубани, и опреснять морскую воду, а также использовать самолет, который бы вызывал искусственные дожди. Но ни один из этих планов не реализовали. Теперь исследователи снова заговорили о добыче подземной воды с больших глубин.

Это глубины серьезные – 600-800 метров и больше, проходка такой скважины обходится где-то в 50 млн рублей

Виктор Тарасенко

«Чего не хватает? Как всегда, не хватает финансирования. Если бы сегодня же мы получили ну хотя бы порядка несколько десятков миллионов рублей, мы бы могли уже на тех выявленных зонах тектонических, перспективных заложить скважины. Да, это глубины серьезные – 600-800 метров и больше, проходка такой скважины обходится где-то в 50 млн рублей», – рассказывает Виктор Тарасенко, президент Крымской академии наук.

Однако нужно было бы не только пробурить скважины, но и построить от них водоводы. Научно идея, может, и обоснованная, но реализовать ее нереально, считает Маргарита Литвиненко.

«Как научное допущение это возможно рассматривать, но практическое применение, если в здравом уме быть, пока невозможно. Воды нет, и поэтому хватаются уже за любую информацию для того, чтобы использовать ее в политических целях», – рассказала эколог.

Сергей Аксенов недавно заявил, что стратегию водоснабжения Крыма еще «разрабатывают». Чиновники до сих пор не подсчитали, сколько воды осталось под землей, поэтому общую оценку запасов пока не завершили. Оценивать их собираются еще два года.

Алексина Дорогань, Анжелика Руденко

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Оппозиционер Навальный объявил о закрытии Фонда борьбы с коррупцией


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи