Важные новости

«Не нужно будет бегать по инстанциям». Снавер Сейтхалилев – об онлайн-услугах для Крыма и Донбасса

15.07.2020  /  Категория: Политика  /  Тема: Интервью  /  0 комментариев


Первого июля 2020 Кабинет министров Украины назначил крымчанина Снавера Сейтхалила на должность заместителя министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Крымский татарин занимается цифровой трансформацией и цифровизацией. Чтобы узнать, что стоит за этими понятиями и улучшат ли они жизнь крымчан, журналисты Крым.Реалии наведались в кабинет замминистра.

Снавер Сейтхалил

Снаверу 38 лет. Он – переселенец из Крыма. За его плечами – факультет международных отношений Босфорского университета (Турция) и курс MBA Массачусетского технологического университета (США). Он владеет пятью языками (родным крымскотатарским, украинским, русским, турецким, английским) и учит еще два (немецкий и арабский). После 16 лет в бизнесе, в течение которых Сейтхалил прошел путь от оператора телекоммуникационной сети до главы компании, он пришел на работу в украинское министерство.

Вы были генеральным директором инвестиционной компании Astem, которая занимается телекоммуникационными сетями, агробизнесом и недвижимостью. Зачем вы пошли работать в министерство?

– Сложный вопрос. На самом деле работа в министерстве – это участие в таком масштабном проекте, как цифровая трансформация страны. Это большой драйв и большая амбициозная задача. Я четко понимаю, что, упростив какую-то конкретно взятую услугу, мы можем облегчить жизнь миллионам людей.

Вы почти две недели – на посту заместителя министра. Что уже успели сделать?

Речь идет о создании единой платформы, где будут собираться все правонарушения, происходящие на оккупированных территориях

– Все, что связано с гражданами, мы делим на два направления – работа с жителями, которые находятся на оккупированных территориях, и гражданами Украины, которые вынуждены были оттуда переехать. Для первых проводится аудит услуг. Например, если есть какая-то государственная услуга, которая доступна для всех, но недоступна для жителей временно оккупированных территорий – это нужно проанализировать. Также есть большой проект – Центр документирования правонарушений. Речь идет о создании единой платформы, где будут собираться все правонарушения, происходящие на оккупированных территориях. Туда человек сможет подать заявление о том, что ущемлены или нарушены его права и интересы.

Что это даст жителям аннексированного Крыма?

– Человеку не нужно будет бегать по разным инстанциям, он сможет начать процесс в одном месте, и система будет его автоматически направлять, например, в прокуратуру. У нас будет накапливаться информация: сколько правонарушений произошло, сколько людей ущемили в правах. Это все будет собираться для дальнейших политических решений.

В аннексированном Крыму вступил в силу указ президента России, по которому люди без российского паспорта не смогут владеть землей. Если они добровольно не продадут свои участки в течение года, то те изымут и реализуют на аукционе. Как быть в такой ситуации?

– Люди смогут информировать Украину о том, что нарушены их права. Будет работать контактный центр. Здесь, на материке, есть прокуратура Крыма, полиция, другие силовые ведомства, куда человек может подать заявление. Цифровая часть контактного центра, которой я занимаюсь, обеспечит доступность услуг, чтобы все можно было сделать, не выезжая с временно оккупированной территории.

Это немного напоминает механизм украинского Единого государственного реестра досудебных расследований. Только туда сообщение о преступлении вносит полиция и прокуратура, а тут гражданин заявляет о правонарушении в контактный центр...

– Здесь есть другой компонент. Очень много уже открытых производств в прокуратуре, полиции и разных судах. Эта информация сильно фрагментирована – тяжело сделать общую аналитику: сколько на данный момент правонарушений, где они зафиксированы, кто ими занимается, на каком они этапе, какие дела уже направили в ЕСПЧ. Все это на уровне государства нужно будет консолидировать. Как раз для это создается контактный центр.

По теме:

«Мы не люди, мы – скот»: «приключения» на админгранице с Херсонщиной глазами севастопольца

По скайпу можно будет давать свидетельские показание для полиции, прокуратуры и других правоохранительных органов Украины?

Мы планируем создать условия для наших граждан, чтобы учитывалась специфика временно оккупированных территорий

– Это одна из задач Центра документирования правонарушений. Мы планируем создать условия для наших граждан, чтобы учитывалась специфика временно оккупированных территорий. Например, в банковской сфере европейских стран уже активно применяется верификация с помощью видеозвонков. Именно так банк устанавливает личность клиента.

Какова Ваша задача как замминистра по цифровизации?

– Макрозадача – до 2023 года перевести абсолютно все государственные услуги в онлайн. Сервисы, пока недоступные для жителей оккупированных территорий, мы сделаем доступными. Для их получения крымчанам и жителям оккупированного Донбасса нужно будет один раз приехать на подконтрольную Украине территорию, получить здесь цифровую подпись (в банке или др. аккредитованном учреждении) и с этой подписью – доступ на портал «Дія». Речь идет обо всем перечне услуг: пенсиях, паспортах, образовании… При этом мы понимаем, что подать заявление на паспорт можно будет удаленно, а вот для его получения нужно будет сюда приехать.

Какие еще онлайн-услуги от Украины смогут получать крымчане?

– Мы понимаем, что у людей есть жизненный цикл. Когда рождается человек, появляется перечень услуг, которые он должен получить, – свидетельство о рождении. Есть пакет «Є-малятко», который предоставляется по одному заявлению. Движемся дальше – дошкольное образование, школа, университет, замужество, пенсия. Государство должно предвидеть все этапы жизненного цикла и быть готовым предоставить те или иные услуги. Именно такой подход сейчас действует в министерстве цифровой трансформации и в других министерствах. Это предиктивная (прогнозируемая – КР) функция государства.

Как жители аннексированного Крыма будут регистрировать факт рождения ребенка после цифровой трансформации?

– Сейчас идет обсуждение – нужны или не нужны суды для установления факта рождения на оккупированной территории. Нужно облегчить процесс и в то же время соблюсти все вопросы, связанные с общей безопасностью (Украины – КР). Действующая процедура с ЗАГСами и судами для нас неприемлема, она будет меняться.

Документы российского образца не признаются Украиной. Как быть крымчанам с оформлением имущества, завещанием или дарственной? Будет ли онлайн-нотариат?

– Этим вопросом сейчас занимается Минюст. Это общая тенденция по стране, она не сфокусирована только на жителях оккупированных территорий. Эта опция (нотариальные услуги в онлайне – КР) будет доступна всем.

Когда можно будет получить справку переселенца в режиме онлайн?

– Мы планируем в ускоренном режиме все это подготовить. Сейчас идет активная работа с минсоцполитики, потому что они являются держателями Реестра внутренне перемещенных лиц. Планируется либо полный перевод услуги в онлайн, либо это будет просто выписка (из реестра ВПЛ – КР). Подготовка подразумевает изменения в нормативно-правовых актах и, соответственно, техническую имплементацию. Этот процесс займет как минимум два-три месяца.

Когда иностранные журналисты, планирующие работать в аннексированном Крыму и на Донбассе, смогут получать разрешение по упрощенной процедуре? Без длительного ожидания и бумажной волокиты?

– Доступ иностранных и украинских журналистов мы будем цифровизировать, чтобы не делалась ручная работа. Мы планируем это реализовать до конца года.

Как это будет выглядеть схематично?

Украина успешно пройдет путь цифрового развития и обязательно окажется среди самых продвинутых цифровых стран мира

– Журналист заходит на сайт, подает заявление и прилагает свои документы. Мы эту схему уже обсуждали с Постоянным представительством Украины в Крыму. Дальше журналист отправляет документы на согласование и хотя бы один раз приезжает на подконтрольную Украине территорию. На данный момент оформление разрешения на работу занимает недели – мы планируем сократить этот срок.

Какова Ваша главная цель, ради которой Вы – в министерстве?

– Два года назад мало кто понимал, что такое государство в смартфоне. Сейчас многие уже пользуются приложением «Дія». Через два года это будет восприниматься как должное. Есть опыт стран, которые уже вышли на 100% государственных услуг в онлайне. Это, например, Сингапур, Эстония. Общий тренд в том, что все услуги цифровизируются. Для Украины это с одной стороны вызов, а с другой стороны хорошая возможность. Я уверен, что Украина успешно пройдет путь цифрового развития и обязательно окажется среди самых продвинутых цифровых стран мира. Вместе с командой мы будем работать именно в этом направлении.

Эльвина Сеитбуллаева

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Виталий Портников: Закон Володина


Темы

Cтатьи