Важные новости
«Боец» Тузлы и катера из международного договора: как в Крыму распродают украинский флот
12.06.2020 / Категория: Общество
Крымские власти собираются продать пять судов, находящихся в управлении госпредприятия «Морские порты Крыма». Согласно решению российского парламента Крыма, с молотка в ближайшее время пустят катера, суда и самоходные плавкраны, чтобы покрыть затраты на их содержание. Крым.Реалии выяснили, что этот флот принадлежит Украине.
Парламент Крыма в конце мая согласовал отчуждение путем продажи пяти судов, закрепленных за ГУП «Морские порты Крыма». Это предприятие было создано в 2014 году российскими властями Крыма. На его баланс передали все имущество «Администрации морских портов Украины», которое было «национализировано» в 2014 году.
Среди имущества, которое разрешили продавать, – два плавкрана, два гидрографических судна и гидрографический катер. Что известно об этих судах и каковы шансы найти им новых владельцев, выясняли Крым.Реалии.
«Рациональное использование имущества»
Решение о продаже этих судов было принято Министерством транспорта правительства Крыма по результатам финансово-экономического анализа и изучения технического состояния имущества ГУП «Морские порты Крыма».
Использование судов по назначению, а также в целях извлечения прибыли от сдачи в аренду не представляется возможным
«Использование указанных судов по функциональному назначению, а также в целях извлечения прибыли от сдачи в аренду не представляется возможным. При этом при наличии нулевого дохода от эксплуатации этого имущества предприятие несет существенные расходы по его содержанию, что является экономически невыгодным», – говорится в пояснительной записке к решению российского парламента Крыма.
Чиновники надеются, что продажа судов позволит «обеспечить рациональное использование имущества, снизить затраты на содержание и охрану указанных объектов». В документе сообщается, что полученные от реализации средства планируют потратить на развитие ГУП «Морские порты Крыма».
Крымское издание «Аргументы недели-Крым» пишет, что продажа судов связана с бесперспективностью хозяйственной деятельности, с которой столкнулось предприятие.
Подтверждения этой информации в других источниках нет, Крым.Реалии проверяют эти сведения.
Тем временем Крым.Реалии изучили историю этих судов и выяснили, что они являются собственностью Украины, многие фигурируют в двухстороннем договоре между странами, заключенном задолго до российской аннексии полуострова.
Плавкран и события на Тузле
На аукцион российские власти Крыма собираются выставить самоходный плавкран «СПК 39/25» 1981 года постройки производства Венгрии. Как указано в решении российского парламента Крыма, плавкран внесен в Государственный судовой реестр Украины под номером 54. Был приобретен украинским собственником в сентябре 2002 года.
Это судно в октябре 2003 года участвовало в событиях на острове Тузле, когда российские власти пытались строить дамбу от Таманского полуострова (Россия) до Тузлы (Украина) через Керченский пролив. Из-за этого вспыхнул межгосударственный конфликт. В рамках его урегулирования президенты Украины и России Леонид Кучма и Владимир Путин тогда подписали Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. После этого строительство дамбы остановили.
«Чтобы сделать невозможным строительство этого объекта (дамбы – КР) в территориальных водах Украины, на южную часть острова Тузла прибыли плавучие средства спецназначения, в частности мощное землеройное судно и многотонный плавкран (СПК-39/25 – КР). Под охраной катеров пограничников Украины они остановились в отечественных территориальных водах вблизи строительства российской дамбы», – сообщало украинское агентство «Укринформ».
В последние годы плавкран находился в порту Керчи. В конце 2014 судно лишили класса в украинском регистре «в связи с тем, что он не был предъявлен к осмотру». На тот момент плавкран уже был захвачен вместе с другим украинским имуществом в Крыму.
Россия отдала, Россия отняла
Планируется также продажа плавучего крана «ПК-80» 1967 года постройки. Сейчас он находится в порту Керчи. Он тоже является собственностью Украины, внесен в государственный судовой реестр под номером 138.
Подтверждения того, что владелец этого плавкрана украинский, можно встретить, в том числе, и в российских реестрах, где над Керчью и ее портом до сих пор указаны украинские флаги.
Еще три судна, которые тоже выставят на аукцион, формально российские – внесены в госсудовой реестр России. Но все они в конце 90-х годов прошлого века были признаны совместной собственностью Украины и России в рамках раздела Черноморского флота, закрепленного двусторонним международным договором.
В этом договоре фигурируют гидрографическое судно «ГС-273» 1972 года постройки польского производства. Судно эксплуатировалось в Керченском районе госгидрографии Украины. В 2014 году оно оставалось у берегов Керчи и пополнило список захваченных российскими властями.
В этом же документе – гидрографическое судно «БГК-1659» 1985 года постройки и гидрографический катер «МГК-1098» 1977 года постройки – оба советского производства. Гидрографические катера предназначаются для гидрологических исследований в ближней базовой и рейдовой зонах, изучения и работ в опасных для судоходства районах, а также оборудования рейдов.
Подтверждения, что гидрографические суда и катер принадлежали Украине, мы нашли и на информационном портале Черноморского флота России.
Там сказано, что судно «ГС-273» было «выведено из состава Черноморского флота в 1997 году, передано по разделу флота Военно-морских сил Украины, куда вошло под названием – бортовой U603».
«C 1 марта 1998 года судно принадлежало государственному предприятию «Госгидрография» (Украина) без смены названия, а с 2014 года – входит в состав ГУП «Крымские морские порты» (Россия)», – сообщается на портале.
Такая же история и у малого гидрографического катеры «МГК-1098». «Катер в апреле 1994 года вошел в состав ВМС Украины. 1 марта 1998 года был передан гражданскому украинскому государственному предприятию «Госгидрография» без изменения наименования. 27 сентября 2014 года катер «МГК-1098» сменил флаг на российский и был причислен к ГУП «Крымские морские порты» с базированием на Керчь», – пишет российский портал «Черноморский флот».
Перспектива или металлолом?
Глава мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований» по вопросам соблюдения международных санкций в отношении России в связи с аннексией Крыма Андрей Клименко поясняет, что украинскую принадлежность судов в решении крымского парламента могли записать по формальным причинам.
У «Крымских морских портов» трудное финансовое положение, каждая копейка на счету, долги по зарплате
Андрей Клименко
«Гидрографические плавкраны и суда могли просто забыть перерегистрировать в российском регистре. Или регистр не захотел их регистрировать, поскольку они достаточно старые. У российского флота в последние годы появились несколько новых гидрографических судов и катеров, поэтому в этих старых надобности нет. А у «Крымских морских портов», как известно, трудное финансовое положение, каждая копейка на счету, долги по зарплате, и они этого не скрывают. Поэтому пишут в документах, как есть», – заявил он Крым.Реалии.
Шансы продать эти суда, по его мнению, есть. Но, скорее всего, покупатель решится купить их, чтобы пустить на металлолом, говорит Клименко.
Продадут эти суда или на металлолом, или кому-то, кто и так под санкциями
Андрей Клименко
«Продадут эти суда или на металлолом, или кому-то, кто и так под санкциями. Но скорее – первое. Потому что на катерах можно хотя бы на рыбалку ходить, а остальные судна, которые выставляют на продажу, давно не эксплуатируются и могли за эти годы совсем прийти в негодность», – утверждает эксперт.
Российские власти Крыма не впервые пытаются продавать украинский флот. В начале года на аукцион выставляли шесть судов, «национализированных» в 2014 году. Их начальная стоимость составляла от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Но покупателя пока не нашли.
Виктория Веселова
Предыдущая новость:
COVID-19 за сутки подтвержден у семи человек в Крыму
Похожие новости
- 15.11.2018 • Украина арестовала 15 судов, которые заходили в порты Крыма
- 21.10.2018 • С начала года иностранные корабли стали меньше заходить в порты Крыма
- 05.11.2017 • В порты Крыма в октябре незаконно зашли 22 иностранных судна – украинское министерство
- 06.07.2014 • Украина закрыла морские порты Крыма для международного судоходства